Вячеслав ЗИЛАНОВ: «Нужно смотреть вперёд!»Вячеслав ЗИЛАНОВ, председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства РФ, член Общественного совета при Росрыболовстве. |
– Вячеслав Константинович, как вы оцениваете итоги 2008 года?
– В целом прошедший год был насыщен многими положительными событиями, но не обошлось и без некоторых минусов. Сначала о хорошем. Был введён целый ряд поправок в законодательную базу, касающуюся рыболовства, и Налоговый кодекс, которые в общем заложили основу для более ритмичной работы флота в 2009 г. Это и наделение долями на 10-летний период, и уменьшение числа объектов, по которым устанавливается ОДУ, и введение единого сельхозналога. Безусловно, всё это положительное должно из бумажной, так сказать, текстовки, превратиться в практическую деятельность уже в нынешнем году. Первый квартал будет в этом плане показательным: насколько доставка рыбы на берег оправдана, насколько могут справляться рыбные порты и вся наша система.
Не надо забывать, что мы живём в рыночных условиях и главное – не только поймать рыбу, привезти её в порт и переработать в качественную продукцию, но и найти покупателя, а вот здесь значительно сложнее. С учётом проявляющегося сейчас экономического и финансового кризиса всей капиталистической системы, это действительно создаёт определённые трудности.
Что касается итогов минувшего года, надо откровенно сказать, что законодатели, формируя поправки к закону о рыболовстве и Налоговому кодексу, допустили целый ряд ошибок, которые будут затруднять работу рыбохозяйственного комплекса в 2009 г. Приведу только несколько примеров. С одной стороны, хорошо, что прибрежное рыболовство – это теперь обязательная доставка на берег всех улов, сырья для переработки на береговых предприятиях. Но как быть с такими регионами, как Западная Камчатка, где береговых рыбоперерабатывающих мощностей по всему побережью раз-два и обчёлся? Без переработки непосредственно на судах в прибрежной части там совершенно не обойтись. Здесь законодатели явно не прислушались к мнению практиков, рыбацких коллективов и допустили такой промах, который надо исправлять.
Или возьмите норму, по которой все выловленные в научно-исследовательских и контрольных целях биоресурсы должны возвращаться в среду их обитания. Хорошо, если все они жизнеспособные, но мы знаем, что ни один из объектов, которые поднимаются с больших глубин, как правило, не бывает жизнеспособным, разница в среде обитания сказывается тут же. И вот всё это должно уничтожаться. По существу, законно выловленная рыба превращена законодателями в браконьерскую, и к ней применены меры как к браконьерской рыбе. Но это явный абсурд! Нужно было как следует проанализировать складывающуюся ситуацию и принять ту норму, которая позволит вести и научные исследования, и добытый улов использовать на благо населения, законно превращать его в материальные ценности, а не в мусор.
В Налоговый кодекс ввели норму, что ЕСХН возможен для добывающих предприятий, на которых должно работать не более 300 человек, а вот рыбопереработку забыли. Береговая рыбопереработка выпадает из единого сельхозналога. Спрашивается, кто принимал такую норму? Почему не учли этот важный сегмент рыбохозяйственного комплекса? Вот над этими проблемами придётся работать и в 2009 году.
В целом, если брать Северный бассейн, то он закончил 2008 г. с положительными результатами по всем показателям, таким как вылов, производство пищевой продукции, стоимость объёма произведённой продукции. Год у нас, можно сказать, удачный. Но это, прежде всего, достигнуто работой рыбаков в море, управленцев на берегу, ассоциаций и объединений, которые отстаивали свои права (к сожалению, приходится использовать именно слово «отстаивали») в коридорах московских федеральных органов. Да, федеральные органы стали прислушиваться к нашим требованиям и разумным предложениям, но пока ещё слишком робко. В том, что мы вышли на промысел 1 января 2009 г., есть определённая заслуга аппарата правительства, который выпускал нормативные документы в развитие законодательства, и, естественно, агентства по рыболовству.
– Помимо совершенствования нормативно-правовой базы, что ещё предстоит сделать в наступившем году?
– Кроме исправлений, которые нужно внести в законодательную базу и в нормативные документы, должна быть повышенная оперативность Федерального агентства по рыболовству. Исполнительская дисциплина в аппарате агентства на очень низком уровне. Многие письма, которые поступают в те или иные подразделения, остаются без ответа. А ведь с мест письма направляются не для того, чтобы засвидетельствовать своё уважение какому-то руководителю или начальнику отдела, а с тем, чтобы решить вопрос. И, наконец, очень важно начать практическую работу, а то сейчас в Росрыболовстве царит такая иллюзия: вот мы все документы выпустили, дело сделано. Но это не так, это только бумажная работа.
Сейчас должны быть созданы штабы на бассейнах, допустим, на Дальнем Востоке два-три штаба – Камчатка. Сахалин, Приморье. Во главе каждого их них должен стоять руководитель федерального органа, допустим, заместитель руководителя федерального агентства, и первый квартал отработать непосредственно в регионе, чтобы все вопросы, касающиеся разгрузки судов при заходе их в порт, были подконтрольны. Поскольку все органы на местах, контролирующие наши суда, – это федеральные органы, и они, как правило, местным органам власти подчиняются постольку поскольку. Так пусть приедут и на местах наведут, так сказать, должный морской порядок.
Мы настаиваем, чтобы у нас на Северном бассейне был такой штаб. Со своей стороны губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов создал оперативный штаб на региональном уровне. Но входящие в этот штаб органы мы приглашаем по согласованию, и они, как правило, всегда имеют хорошую «защитную» реакцию: «Да вы знаете, это в Москве должны решать. Да вы знаете, мы этот вопрос не можем решить без Москвы». Вот пусть московские товарищи приезжают и работают в течение квартала, чтоб всё было отрегулировано.
– В понедельник 19 января в Мурманск намерен приехал руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний. Чего вы ждали от этого визита?
– Действительно, приезд главы ФАР вызван тем, что Мурманскую область посетил министр иностранных дел Норвегии, в составе делегации которого – представители министерства рыболовства и береговых дел Норвегии, в том числе постоянный заместитель министра Йорн Крог, который является сопредседателем в Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству. Но мы считаем, что Андрей Анатольевич приехал не только принять участие в тех мероприятиях, которые намечены в связи с визитом главы МИД Норвегии, но и решить непосредственно на месте вопросы оперативного порядка, в частности, работы рыбного порта, возможности по приёмке судов с рыбой. Так как вся рыба из российской экономической зоны должна доставляться на российский берег.
У нас есть ещё целый ряд таких вопросов, которые касаются только Северного бассейна. Например, постановлением правительства для нашего бассейна определено везти на берег водные биоресурсы не только из 200-мильной экономической зоны и континентального шельфа РФ, но также из некоторых районов, находящихся за их пределами. Мы считаем, что эта норма несправедлива по отношению к Северному бассейну и попытаемся убедить руководителя агентства, что она должна быть исправлена.
Есть также вопросы, связанные с приловом при промысле квотируемых объектов лова, с наукой, её кадровым составом. Мы полагаем, что Андрей Крайний примет активное участие и выслушает рыбаков. Особенно важно, чтобы в условиях финансово-экономического кризиса была выработана и немедленно принята льготная кредитная политика для рыбаков. Посмотрите: во всём мире сейчас идёт снижение ставки по кредитам, а у нас она повышается! Не так давно банки давали кредиты под 10–12 %, сейчас загнали под 22 %. Спрашивается, кто наживается? А наживается банковский капитал. Для этого ли правительство даёт банковской системе денежные средства? Наверное, для того, чтобы кредиты выдавались под льготные проценты и рыбопромышленники могли бы брать средства не только под оборотные нужды, но и обновлять флот. Если кредит на обновление флота, то процентная ставка, как и за рубежом, должна быть 4–5 %, а не 22 %, и кредит должен быть на долгосрочной основе.