«За прошедший год нам удалось многое» – Сергей ПОДОЛЯН, статс-секретарь-заместитель руководителя РосрыболовстваЗавершилась череда новогодних праздников. Страна, отдохнув от гонки последних дней года уходящего и подведения итогов очередного «отчётного периода», возвращается к прежнему ритму трудовых будней. Направление и темп движения рыбной отрасли в 2009 г. будут зависеть, прежде всего, от прочности заложенного фундамента – нормативной базы. Его «строительство» было поручено специально созданной комиссии по законопроектной деятельности. Насколько эффективной оказалась работа ведомства в данном направлении, РИА Fishnews.ru предложило оценить председателю комиссии – статс-секретарю-заместителю руководителя ФАР Сергею ПОДОЛЯНУ. |
– Сергей Анатольевич, прежде всего, нашим читателям было бы интересно узнать о состоянии нормативной базы в области рыболовства на сегодняшний день и на перспективу. По-вашему, насколько большой шаг был сделан в этом направлении за прошедший год, и какие из принятых документов Вы могли бы выделить как наиболее важные?
– Несомненно, наиболее важным документом, определившим курс работы Агентства на весь 2008 год, стал Федеральный закон № 333, внёсший изменения в основной Закон о рыболовстве № 166. В части реализации этого Закона Росрыболовством была проделана действительно беспрецедентная работа. И подтверждением тому является выход на сегодняшний день более 20 актов. Это при том, что максимальным результатом законотворческой деятельности ведомств нашего уровня, как правило, являются 3-4 документа. Так что четверть сотни нормативно-правовых актов за год, на наш взгляд, – такой результат говорит сам за себя.
Естественно, что при таком объёме правовой базы не удалось на практике до конца изучить работу ряда норм в том году, но уже по некоторым из них было очевидно, что они требуют переосмысления и доработки. Так родился Федеральный закон № 250-ФЗ от 3 декабря 2008 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», который, вступив в действие с 9 декабря прошлого года, уже с учётом годичной практики внёс определённые дополнения в базовый 166-ФЗ.
В частности, в последнем варианте Закона о рыболовстве даны определения нескольким терминам, среди которых – «прибрежное рыболовство», «рыбное хозяйство», «уловы водных биоресурсов». Дополнены основания для принудительного прекращения права на добычу ВБР в случае недоставки их на таможенную территорию РФ. Кроме того, существенно изменён в пользу рыбаков порядок расторжения договоров о наделении долями квот на вылов водных биоресурсов. Определён законом и порядок предоставления права на добычу видов ВБР, рыболовство которых ранее осуществлялось только в научно-исследовательских и контрольных целях.
Поэтому, если подводить чисто технические итоги деятельности за год, то, конечно, удалось многое. Что касается итогов применительных, определяющим в этом смысле будет год наступивший. Однако определённые положительные результаты заметны и в ушедшем году. Во-первых, удалось провести без сбоя кампанию по закреплению квот на 10-летний период. Это стратегический вопрос для отрасли. Закрепление долей проходило в сложнейших условиях подготовки к промыслу 2009 г. и одновременной разработки целого ряда нормативно-правовых документов, но, тем не менее, оно прошло успешно, что говорит о заслугах тех специалистов, которые работали в этом направлении. А это практически всё Агентство.
Во-вторых, безусловно, удалось без сбоев освоить квоты 2008 года. И это, опять же, можно отнести к итогу нормативно-правовому, поскольку по целому ряду рыбопромысловых направлений была предварительно проведена соответствующая работа нашими специалистами. Это лишний раз отражает тот факт, насколько неразрывно связана нормативно-правовая база с точки зрения её написания на бумаге и реальные прикладные вопросы.
Ещё одним важным документом, находящимся сейчас на завершающей стадии проработки, является законопроект «Технический регламент «Пищевая продукция из водных биоресурсов». Данный документ, в частности, будет призван разделить две государственные функции по контролю. Ответственность по одной из них предполагается закрепить за Россанэпиднадзором – это госконтроль за соответствием пищевой продукции из водных биоресурсов на стадии обращения, а также за соответствием производства. Что касается контроля за соблюдением производителями норм хранения, перевозки продукции из ВБР – эта функция будет закреплена за федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Безусловно, важной также является и функция гармонизации норм технического регулирования с международными стандартами. Также впервые этим документом официально вводится государственная система мониторинга соответствия санитарным нормам водных биоресурсов по районам промысла, который Росрыболовство выполнял уже несколько десятков лет в рамках научно-исследовательских работ по бюджетному финансированию. Данные мониторинга должны будут распространяться на всю продукцию, доставляемую в порты из районов промысла.
– Но, несмотря на такую активную работу в течение года, наверняка ещё остался ряд важных документов, принятие которых пришлось перенести на год 2009-й?
– К нашему сожалению, в минувшем году не удалось провести конкурсы для участков по спортивно-любительскому рыболовству и коренных малочисленных народов Севера. Я думаю, что закрыть эти вопросы, находящиеся сейчас на рассмотрении в правительстве, удастся в самое ближайшее время, и подписание ответствующих постановлений даст нам основу для завершения работы и в отношении этих категорий пользователей.
Кроме того, необходимо доработать и внести в Государственную думу проекты федеральных законов «О сохранении, воспроизводстве, рациональном использовании осетровых видов рыб и регулировании оборота продукции из них», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, направленных на совершенствование механизмов государственного контроля за оборотом рыбной продукции, охраны и воспроизводства водных биоресурсов» и, конечно, «Об аквакультуре».
– Действительно, последний закон пока остаётся одним из самых актуальных «пробелов» в законодательной базе отрасли. Как сегодня продвигается работа с данным документом?
– Мы исследовали нормативно-правовую базу в области аквакультуры по 17 странам, 8 из которых входят в десятку мировых лидеров в данной сфере деятельности. Проведённый анализ показал, что только в двух из них – Норвегии и Новой Зеландии – существует специальный федеральный закон об аквакультуре. В 13 странах основные нормативные положения, касающиеся данного вида деятельности, заложены в федеральных законах о рыболовстве или о рыболовстве и аквакультуре. В оставшихся трёх – нормативное правовое регулирование этой сферы осуществляется на региональном уровне.
Таким образом, в каждой из стран существует отдельное законодательство об аквакультуре, и государство принимает решение о нормативно-правовом обеспечении этого направления, исходя из метео-географических и экономико-политических условий, а также используя уже имеющийся в стране опыт в области аквакультуры. И вполне естественно, что в каждом государстве этот документ будет иметь кардинальные отличия, так как нет единого типового подхода к этому подвиду рыболовства.
– Всё-таки рыболовства…
– Мы считаем, что это так. И стоит признать, что Россия всё же вряд ли когда-либо выйдет в лидеры в области аквакультуры. Возможно, я ошибаюсь, но даже в случае реализации всех наших новаций, создания для данного направления всевозможных преференций, отечественный товаропроизводитель вряд ли превысит показатель выпуска в 300-400 тыс. тонн продукции аквакультуры. Всё же это сложно сравнивать с 30 млн. тонн, производимыми аквафермерами Китая.
Таким образом, возвращаясь к работе над законопроектом, перед нами сейчас стоит задача определить, насколько мы нашими действиями по искусственному выращиванию водных биоресурсов можем навредить естественным, «диким» популяциям. И это кардинальная позиция, учитывая, что сегодня к данному вопросу обращаются в основном лишь с точки зрения собственников и потребителей.
В настоящее время документ находится на стадии разработки концепции техзадания. Мы неоднократно проводили рабочие совещания по данному вопросу, и уже в ближайшее время, я думаю, это будет обсуждаться на комиссии по законопроектной деятельности.
– Ещё одним «вопросом дня», которому сегодня всё же уделяется гораздо больше внимания, является перспектива перехода рыбохозяйственных предприятий страны на режим единого сельскохозяйственного налога…
– Наше общее мнение – необходимость преференций рыбопромышленному комплексу назрела уже давно. А в нынешних условиях развивающегося финансового кризиса, безусловно, этот вопрос актуален как никогда. Так что можно считать настоящей победой рыбаков тот факт, что внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс.
Однозначно, что введение нормы по отнесению рыбопромышленников к категории сельхозтоваропроизводителей с последующим переходом на систему оплаты ЕСХН существенно облегчит налоговое бремя предприятий отрасли. Но при этом не стоит переживать о каких-то существенных финансовых потерях для самого государства: в динамике через 2-3 года всё это сторицей вернётся в бюджет.
В частности, произведённые нашими специалистами расчёты указывают на то, что выпадающие доходы федерального бюджета от распространения на предприятия рыбной отрасли ЕСХН составят: в 2009 г. – 1285,4 млн. рублей, в 2010 г. – 495 млн. рублей. А в 2011 г. федеральный бюджет получит дополнительные доходы уже в размере 856 млн. рублей!
При этом ежегодный прирост объёма вылова водных биоресурсов составит 100 тыс. тонн, а численность предприятий в отрасли может увеличиться на 4 %.
Ощутимое финансовое облегчение принесёт и амнистия, объявленная до 1 января 2010 г. для судов рыбопромыслового флота, которые были приобретены у иностранных фирм, построены на зарубежных верфях и/или прошли модернизацию вне таможенной территории РФ. Эта мера позволит рыбакам увеличить объёмы производства на миллиарды рублей, увеличив, соответственно, и объёмы налоговых поступлений в бюджеты страны и регионов.
– А что Вы можете сказать о нормативных изменениях по стимулированию поставок рыбы на российский берег и рыбопереработке? Какие-то вопросы в правовом плане ещё остаются открытыми?
– Как раз для нас, с правовой точки зрения, никаких пробелов не осталось. Все вопросы, которые могут возникнуть в этой области, касаются лишь реализации данного постановления на практике.
Возвращаясь к истории вопроса, стоит отметить, что эта норма изначально была достаточно чётко прописана в законодательстве: всем было понятно, что она заработает с 1 января 2009 года. Так что за год соответствующие органы исполнительной власти должны были провести подготовительную работу, которая позволила бы впоследствии реализовывать данную норму без ущерба для государства. Результат этой работы будет виден уже в Охотоморскую минтаевую путину. То есть уже с конца января-начала февраля будет понятно, насколько технически готовы соответствующие службы не на словах, а на деле.
Несомненно, для Федерального агентства это такое же беспокойство и ответственность, как и для самих рыбаков. Конечно, хотелось бы верить, что большинство опасений развеются, но без каких-то шероховатостей всё же не обойтись, ведь подобной практики наша страна прежде не имела.
С другой стороны, можно рассматривать этот шаг как проверку со стороны государства, которая даст возможность понять, насколько состоятельна, поворотлива исполнительная власть в реализации подобных поручений.
– Проверка боем?
– Как всегда в нашей стране… Но на самом деле, здесь же нет ничего неожиданного – решение об этом принято не вчера, на подготовку всем нам выделялся год. Поэтому, говоря о Росрыболовстве, могу заверить, что вся необходимая работа проведена, и проведена хорошо. А что касается наших коллег из Федеральной таможенной службы, пограничной службы ФСБ, минтранса, который также в силу своей компетенции задействован в этом процессе через администрации порта, – я надеюсь, что они также готовы. Надеюсь, что к этому готовы и предприятия рыбопромышленного комплекса.
– Из российских вод переместимся в моря иностранные – как обстоит ситуация с вопросом о присутствии России в Мировом океане?
– В настоящее время Россия принимает участие в консультациях по обеим конвенциям – в Северо-Западной и Южной части Тихого океана (СЗТО и ЮТО).
Инициаторами конвенции по ЮТО выступают Чили, Австралия и Новая Зеландия. Суть её состоит в том, чтобы определить правила игры за пределами 200-мильных зон государств в этих районах. Эта конвенция уже прошла достаточно много этапов согласования. Последние переговоры завершились осенью в Австралии. Естественно, на всех встречах Россия отстаивает свои позиции и продолжит бороться за «ключ» в доступе к этим биоресурсам и в дальнейшем. У нас есть все основания не проиграть на данном направлении, тем более, что по данному району мы традиционно проводили глобальные исследования. Не думаю, что этим странам удастся каким-то образом лишить Россию возможностей промысла – об этом даже не может быть речи.
Что касается Северо-Западного направления, то здесь также продолжают проводиться активные переговоры. Последний, 5-й раунд консультаций, проходил в октябре в Токио. На нём, в частности, Россия подтвердила своё согласие на расширение района применения будущей конвенции на восток при соблюдении ряда условий. Вместе с тем российской делегацией было предложено отложить рассмотрение вопроса относительно определения южной границы для будущих консультаций в связи с тем, что участники процесса создания конвенции по Южной части Тихого океана до сих пор не определились с северной границей своего проекта. Следующая встреча пройдет в Южной Корее – в Пусане.
Таким образом, по направлению СЗТО сейчас рассматривается возможность создания конвенционного района не только в северо-западной части, но и всей северной части Тихого океана, то есть объединение этих зон. Я думаю, что и здесь у нас очень хорошие позиции, потому что мы можем за счёт истории промысла и объёмов, которые вылавливали в этом районе, доказать свои права, а точнее – прибрежность в отношении этой конвенции.
Что касается бизнеса, то он, действительно, будет вынужден соблюдать определённые правила, создаваемые данными конвенциями. Сегодня пока рано говорить о каких-то конкретных ограничениях, но ясно, что страны по-разному понимают возможность их определения. Например, сегодня много говорится о возможности запрета донного тралового промысла на Императорских хребтах. Россия более умеренно относится к такой позиции. Поэтому, думаю, что нам предстоит пройти ещё достаточно много дискуссий, прежде чем конвенционное соглашение будет согласовано.
– Говоря в целом об условиях Вашей работы: есть ли понимание между Федеральным агентством и законодателями, другими ведомствами, участвующими в процессе разработки нормативной базы? Удалось ли наладить работу с самими субъектами отраслевого права – рыбаками и ассоциациями, с кем из них, по-вашему, работать эффективнее?
– Уже давно и продуктивно у нас ведётся работа и с профильным комитетом Государственной думы – Натальей Комаровой, и с профильным комитетом Совета Федерации – Геннадием Горбуновым, а также с коллегами – статс-секретарями в различных министерствах. Поэтому сегодня никаких препон для наращивания взаимодействия не существует. И даже при возникновении серьёзных разногласий по принципиальным вопросам нам всегда удаётся находить решения, компромиссы. В плане у Росрыболовства нет никаких проблем. Наоборот, сегодня нас везде встречают с пониманием и готовностью к сотрудничеству.