"Всегда на высоте"Давно живу в Петропавловске, но не знал, что история авиаторов-пограничников на Камчаткестоль богатая и героическая. Знакомые дали почитать книгу "Всегда на высоте". Сколько волнующих, необычных эпизодов! Нынешним экстремалам и не снилось! Но об авиаторах, которым жизнь постоянно преподносит сюрпризы, в лучшем случае знают в узком кругу сослуживцев. |
Мой друг, звонивший по телефону, приводил факты, случаи, которые побуждали подробнее познакомиться с книгой.
И вот она у меня в руках. Её автор Матвей Каргин — профессиональный журналист. Почти 15 лет работает заместителем главного редактора газеты “Пограничник северо-востока”. Службу пограничников знает не понаслышке.
Читаю книгу и восторгаюсь. Собранные в ней факты, случаи, эпизоды, рассказы о пилотах, штурманах, техниках, командирах создают яркую картину становления и развития авиационной части на Камчатке. За 75 лет своей “биографии” она с маленькой авиаэскадрильи превратилась в мощное подразделение пограничной структуры.
Вместе с сухопутными частями, сторожевыми кораблями авиаторы надёжно несут службу на северо-востоке России по охране государственной границы и её морских богатств.
Уже с первых страниц книги автор вводит читателей в мир необычной службы авиаторов, которые в сложных условиях закладывали основу авиационной части на полуострове.
В июле 1932 года правительственное постановление положило начало созданию в Пограничных войсках авиационных отрядов. Для укрепления дальневосточных границ в составе морских сил на базе Отдельного авиаотряда была сформирована 8-я авиационная эскадрилья. В связи с изменившейся обстановкой решено было передислоцировать её на Камчатку. Гидросамолётам предстоял перелёт по маршруту Владивосток — Хабаровск — Николаевск-на-Амуре – Петропавловск. Незнакомая трасса, полёт над бурными водами Охотского моря, сложные, быстро меняющиеся метеоусловия. Но пилоты под руководством командира эскадрильи Павла Соловьева за семь часов преодолели более тысячи километров над морем и приводнились на реке Большая вблизи Усть-Большерецка. Через несколько дней они совершили перелёт и посадили машины на воду Авачинской бухты. Восьмая авиаэскадрилья стала первым авиационным подразделением на Камчатке.
Начались полёты по охране границы. С наступлением холодов стало понятно: с бухты взлетать будет невозможно. А самолеты могут потребоваться в любую минуту. Решено было перебазировать авиатехнику на Халактырское озеро, находящееся недалеко от города. Но как? Разобрать самолёты, перевезти на новое место и там снова собрать? Операция трудоёмкая. И тогда командир принял дерзкое решение.
В один из декабрьских дней, когда озеро замерзло, с Авачинской бухты самолёты были подняты в воздух и без лыж и колёс приземлялись на лёд озера прямо на редан. Посадка прошла в буквальном смысле гладко — даже царапин на обшивке не было. Все самолёты были перебазированы на озеро и тут поставлены на лыжи. Так, уже с первых дней на Камчатке авиаторы проявили мастерство и смекалку – качества, которые стали примером и основой в дальнейшей службе.
А спустя два месяца лётчикам предстояло подтвердить своё мастерство в ещё более сложной операции по спасению челюскинцев.
В ночь на 13 февраля 1934 года затёртый льдами в Чукотском море недалеко от Берингова пролива погиб пароход “Челюскин”. Пассажиры и члены экипажа успели высадиться на ледовое поле. Командование эскадрильи получило приказ оказать помощь челюскинцам. Ответственное задание было поручено командиру звена А.А. Шестову и пилоту В.А. Шурыгину. “Противниками” авиаторов были не только огромное расстояние, но и штормы, дрейфующие льды, северные холода, отсутствие взлетно-посадочных площадок. Лётчикам и техникам приходилось самим расчищать торосы, готовить взлётные площадки. Но случалось, они не превышали ста метров — расстояние слишком малое, чтобы взлететь. Авиаторы нашли выход из положения. В конце полосы делали трамплин. До подачи полного газа самолёт удерживали люди. Затем отпускали его, машина набирала скорость, подпрыгивала на трамплине, взмывала над торосами всего на 3-4 метра. Но этого было достаточно, тобы набрать высоту.
Перелетев к челюскинцам, экипаж первым рейсом вывез из Уэлена в бухту Провидения восемь человек и среди них женщину с трёхмесячной дочкой Кариной, родившейся на пароходе “Челюскин”. Всего самолёты пограничной эскадрильи вывезли 29 челюскинцев. А кроме того, был доставлен на мыс Шмидта врач для оказания медицинской помощи больным чукчам и эскимосам.
Лётчики, участвовавшие в “челюскинской” операции В.А. Шурыгин и А.А. Шестов, авиатехник звена И.П. Юрченко, штурман отряда Тесаков, авиатехник Лукичев, моторист В.А. Жук были удостоены правительственных наград.
Чтобы восстановить подробности событий, автору книги пришлось обратиться в архивы и музей. Но главным источником материалов послужил исторический формуляр подразделения. Интереснейшие факты, события, содержащиеся в этом бесценном документе, стали ныне, благодаря книге, доступны и широкому кругу читателей.
Первые годы на Камчатке лётчики авиаэскадрильи летали практически без метеопрогнозов. В те годы представления не было о радиомаяках и других аэронавигационных приборах. Огромное мужество, знания, а иногда и просто интуиция требовалась летчикам, чтобы на перекрёстке стихий — моря, неба и суши, усеянной сопками, изрезанной горными отрогами — совершать полеты, выполняя задания по охране границы. Мастерство, приобретаемое в повседневной учёбе и полётах, позволяло благополучно преодолевать непредвиденные ситуации. В 1935 году у самолёта Р-2, который пилотировали помощник начальника штаба эскадрильи лейтенант Сергей Галущук и воентехник второго ранга Василий Потапов, оборвался амортизатор лыжи, из-за чего она встала вертикально. Машина и экипаж, казалось, были обречены. Но лётчики нашли выход. Потапов, привязав ногу к металлическому откосу, дотянулся до лыжи, привёл её в горизонтальное положение и так держал, пока лейтенант Галущук не посадил машину. Оба авиатора были награждены орденами Красной Звезды.
Так, через преодоление реальных сложностей и опасностей, приобретался опыт, совершенствовалось мастерство, что позволяло в самых сложных обстоятельствах находить выход и выполнять задания командования.
Во второй половине тридцатых годов у берегов Камчатки усилились бесчинства японской военщины. Под прикрытием военных судов вёлся браконьерский промысел рыбы и крабов в советских территориальных водах. На участке Камчатского пограничного отряда только за один год число нарушений японскими рыбаками возросло в шесть раз. На решительную борьбу с браконьерами были направлены совместные усилия пограничников — моряков и авиаторов. Факты, которые приводит автор в книге, красноречиво говорят: авиаторы сыграли огромную роль в пресечении браконьерского промысла японскими судами. Лётчики вели в море не только разведку и поиск браконьерских судов, но и приходили на помощь пограничным кораблям в задержании и доставке их в Петропавловск.
30 июля 1936 года сторожевой пограничный корабль “Воровский” в Кроноцком заливе задержал японскую шхуну “Тэйрю Мару”, занимавшуюся хищническим промыслом рыбы в полумиле от берега. Отконвоировав её на рейд погранпоста “Жупаново”, и взяв экипаж задержанной шхуны на свой борт, “Воровский” продолжил вести наблюдения в прибрежной зоне. На следующий день у мыса Козлова моряки-пограничники обнаружили японский эсминец и рядом три шхуны, которые вели браконьерский промысел у наших берегов. Задержав их, “Воровский” приказал им следовать за ним в Петропавловск. Японский эсминец вышел наперерез пограничному кораблю и, маневрируя, пытался помешать движению. Затем стал подавать сигналы: “Возвратить шхуны” и даже произвёл холостой выстрел. Но пограничники не дрогнули. На помощь подошёл ещё один сторожевой корабль “Дзержинский”. Но и к японскому эсминцу присоединился еще один крейсер. И только когда в небе над кораблями появилось звеное самолётов авиаэскадридьи, японским эсминцам ничего не оставалось, как удалиться.
Так во взаимодействии с моряками-пограничниками отрабатывались способы борьбы с браконьерством японских шхун.
Конец 60-х и начало 70-х годов стали периодом коренного преобразования в авиации пограничных войск. На смену устаревшей технике поступили вертолёты Ми-8, Ка-25, самолёты Ан-26. Новые технические возможности определили и новые задачи авиаторов.
(Продолжение следует)