Углеводородный пеленг РоссииДостигли дна? |
Наша страна и её экономика ещё с прошлого века сидят на нефтегазовой игле, имея сырьевую направленность экспорта. Состояние минерально-сырьевой базы давно беспокоит учёных и промышленников.
Это и отставание прироста запасов от объёма их разработок, несмотря на падение добычи, затратные низкодебетные скважины (10-25 тонн/сутки), высокая обводнённость пластов, трудноизвлекаемые запасы, снижение коэффициентов извлечения нефти из пластов, высокая средняя выработанность месторождений, первоочередная разработка их богатых участков недр с относительно низкой себестоимостью добычи сырья. При этом – высокая налоговая нагрузка (до 60-70 %) и низкие затраты на геологоразведку, особенно на шельфах, и на поддержку рабочего состояния инфраструктуры добычи и транспортировки сырья.
Не буду огорчать читателя горькими цифрами. Отмечу только, что это нам аукается через рост цен на газ, бензин, тепло, свет и на весь букет услуг ЖКХ. Но даже если все эти проблемы решатся, будут ли укрощены цены? Вряд ли.
Вспомним, как прошлогодние богатейшие рыбацкие уловы в Охотском море только привели к дальнейшему росту рыночных цен.
Тут ещё мы попали в железные объятия мирового финансово-экономического кризиса, который мёртвой хваткой сжал и морской нефтегазовый бизнес.
Оттолкнемся от дна
В этих условиях именно вопросы нормативно-правового обеспечения экономики освоения шельфовых месторождений рассматривались в докладах специалистов ФГУ «Севморгео», ООО «Газпром ВНИИГаз» и ряде других организаций. Это целый клубок проблем, который необходимо распутать в самое короткое время. Остановимся на некоторых из них.
Нормативно-правовое обеспечение необходимо для:
— обоснования затрат на освоение морских месторождений с учётом их запасов, глубин моря, ледовых условий, расстояния до берега и особенностей их инфраструктуры;
— установления стабильности налогов и платежей на все виды и этапы морских работ с выравниванием экспортных нагрузок между поставками нефти и газа;
— экономической эффективности инвестиций в освоение морских месторождений на основе дополнительного учёта геологических и ценовых рисков;
доступа частных компаний, в том числе отечественных, к работам на континентальном шельфе, недра которого имеют федеральный статус.
Кроме этого, начата разработка и совершенствование нормативно-технической базы Регистра: правил постройки и эксплуатации подводных трубопроводов, морских плавучих добывающих платформ и подводных добычных комплексов. Это должно способствовать и росту отечественного бизнеса, и созданию конкурентной среды.
Проводится работа по сближению этапов проектирования и видов российской документации с зарубежной. Например, наш техпроект на СПБУ «Арктическая» содержит 440 проектных и 5 тысяч рабочих документов, а зарубежный на 2 (!) установки – 110 (350) и 3,4 тысячи документов.
Предлагается сближение международного опыта законодательства и налогового стимулирования и льгот. Обратите внимание на то, что в Норвегии облагается налогами не объём добычи углеводородов, а прибыль компаний.
Одновременно рассматривается необходимость сближения западных и отечественных подходов в сфере охраны мировой среды на основе упрощения порядка разработки, согласования и утверждения проектной документации на морское недропользование. Остановимся на этом поподробнее.
Дождь поправок
на наши головы
Специалисты ООО «Экотерра Ко. Лтд.» подсчитали количество федеральных законов и постановлений правительства РФ по природным ресурсам, земельным отношениям и природоохранной деятельности за 10 лет. Ежегодно по 20-30 новых законов и по 40-60 постановлений. Особенно «урожайны» последние годы (2006-2008): от 90 до 170 постановлений.
С введением в 2007 году Гражданского Кодекса, после получения лицензии на морское недропользование отпали Декларация о намерениях, разработка Обоснования инвестиций, согласования, экологическая и государственная экспертизы с ОВОС. А после выдачи лицензии разрабатывается ТЭО проекта, который в случае дополнений и изменений, дробится на рабочие проекты по объектам для согласования и экспертиз с целью получения разрешения на само строительство. При этом ОВОС не проводится, а её оценка заменяется производственным экоконтролем и мониторингом, которые оставляют желать лучшего. Но это сокращает сроки согласования и проектных (на 1-2 года) работ. Одновременно отменена госэкпертиза большинства объектов вне моря. На очереди – дальнейшее упрощение этих процедур на основе поправок в федеральные морские законы, уже одобренные президиумом правительства РФ, особенно по болезненной для нас проблеме – сбросу грунта на морское дно. Планируется переработка положения об ОВОС, изменения подсчёта экологических ущербов от разливов нефти, но не от её объёмов, а от прямых убытков от загрязнения.
Для Охотского моря крайне актуален законопроект по предотвращению загрязнения моря нефтью с построением разномасштабных карт «уязвимости» береговой зоны, предлагаемый специалистами этой организации.
А у нас в крае наши предложения по оценкам экологической обстановки у берегов Камчатки, техногенных нагрузок и загрязнений в рамках создания атласа береговых зон полуострова остались без обсуждения. Канули в лету и конференции по проблемам Охотского моря.
К сожалению, несмотря на представительство в краевом Заксобрании 14 депутатов-рыбников, вопросы, вынесенные на конференцию РАО, у нас не реализуются.
И на вопрос «Как относятся краевые законодатели к проблемам экозащиты прикамчатских вод?» я вынужден был дать ответ, что рыбацкий комитет к этой проблеме повернулся спиной.
Специфика морского недропользования с высокой капиталоёмкостью проектов потребовала пересмотра классификации запасов углеводородов на основе критерия рентабельности с переходом от геологической к геолого-экономическим оценкам. Она уже разработана и в ближайшее время будет внедрена.
Для многих из нас неожиданен вывод о том, что невысокая цена на газ внутри страны является своеобразным тормозом для освоения газовых морских месторождений. Поэтому через год будет внедрён принцип равновесных стоимостей, когда цена газа у нас будет отвечать цене газа «у них» в Европе. А наша биржа начнёт торговать газом по свободным ценам. Это газпромовский «принцип равной доходности реализации газа на внешних и внутренних рынках», несмотря на относительно пониженные оптовые цены для населения, ударит по нашему кошельку.
Налоговые каникулы, длиной… в 10-15 лет
Работа нефтегазовых компаний сопряжена с различного рода рисками: налоговыми, таможенными, валютными, финансовыми, технологическими, лицензионными, стратегическими, наконец, экологическими.
Например, только Газпром в 2008 году набрал основных кредитов и займов за рубежом на 540 млн. евро – более 1 млрд. долларов, 175 млрд. японских йен и 7,5 млрд. руб. А годом раньше заимствования достигли более 13 млрд. долларов. Он разместил облигационных займов на 2 млрд. долларов с их погашением через 5-10 лет.
А заёмное финансирование в условиях кризиса с колебаниями валютных курсов инфляции, процентных ставок, рискованно и может отразиться на деятельности компании.
В новое тысячелетие мы вступили с новым налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). По нефти он значительно выше газового. «Обнуление» его произошло для месторождений, расположенных за Полярным кругом, до достижения накопленной добычи нефти в 35 млн. тонн со сроком разработки недр не свыше 10 лет, а для работ по совмещенным лицензиям – на срок 15 лет.
«РК» ещё 29.07.09 в № 31 довёл до сведения читателей, что были одобрены «налоговые каникулы» и для нефтегазовых компаний, работающих в Охотском море, условия каникул – до достижения 30 млн. тонн накопленной добычи или на срок действия совмещённой лицензии в 10-15 лет.
А НДПИ – это 35 % налоговой нагрузки, второй показатель после экспортных пошлин. «Налоговые каникулы» – безусловный шаг вперёд, хотя специалисты вели речь и о дифференцированном НДПИ по разным месторождениям.
Давайте вспомним, с какой эйфорией о наполнении нашего бюджета нефтегазовыми деньгами говорили некоторые члены нашей делегации после посещения Сахалина. Часто ссылаются на сахалинское чудо – благополучие, по словам губернатора А. Хорошавина, из 42 млрд. областных бюджетных рублей 60 %, это доходы от шельфовых месторождений.
Но мы забываем о том, что реализация проектов «Сахалин-1,2» началась с середины 90-х годов на основе СРП, а обычная российская практика налогообложения – с добычи углеводородов.
Продолжение следует.