Назад - в будущее!Деревянные суда могли бы стать основой прибрежного промысла Камчатки. |
Работая на промысловом флоте штурманом, мне приходилось бывать у побережья Японии. Порой случалось заходить в район работы экспедиции японских судов, и это, конечно, впечатляло, особенно ночью – весь горизонт в море был наполнен огнями. На Камчатке даже Петропавловск светится не так ярко, как японская экспедиция. Поначалу даже было как-то жутковато заходить на судне в это море огней, казалось, что между ними и прохода-то никакого нет. Однако проходить удавалось, хотя и не без труда, и двигаться приходилось через экспедицию не один час, постоянно маневрируя и сбавляя ход.
Потом я узнал, что японцы в том месте добывали кальмара вертикальным ярусом, который работал автоматически, без присутствия человека (то-то на палубах судов никого не было, когда мы проходили мимо). А суда были разные: от таких, которые больше напоминали отечественные ванны, до небольших, аккуратных суденышек.
Потом как-то в Интернете попалась мне на глаза статистика по рыболовному флоту Японии, и было там флота аж около 300 000 единиц, причем, девяносто процентов судов – маломерные. Отечественный рыболовный флот насчитывал на 2005 год около 4 000 единиц. Можно почувствовать разницу.
Почему наши соседи имеют почти стократное преимущество в рыболовных судах, хотя рыбачим мы в одних и тех же морях и океанах? И как у них хватает рыбы на такую уйму флота, а у нас и те жалкие крохи, что есть, простаивают большую часть времени у причалов, не имея лимитов на добычу?
Эти важные вопросы имеют также отношение к рассматриваемой мной теме.
И в прессе, и на разных административных уровнях порой возникает вопрос развития прибрежного промысла в России. Здесь, конечно, как и везде, имеется комплекс проблем, но если исходить из нашей камчатской жизни, то эти проблемы окажутся вполне решаемы.
Первый, самый главный вопрос, который необходимо решить, – это лимиты на вылов рыбы маломерным флотом. Причем, лимиты реальные, то есть, не менее 50 тонн рыбы на судно, чтобы этот вылов мог прокормить экипаж рыболовного бота из трех человек и их семьи в течение года. Чтоб не толкать экипажи на браконьерство.
Второй вопрос – дорогущая электроэнергия, которая делает все производственные проекты на полуострове изначально убыточными. То есть, постройка даже небольшого рыболовного бота из металла на Камчатке обойдется минимум в два раза дороже, чем такого же бота в Приморье (не говоря уже о Китае).
Первый вопрос находится в компетенции правительства, и администрация края уже больше десятка лет ведет переговоры о предоставлении Камчатке всех лимитов на рыбу в Петропавловск-Командорской подзоне Тихого океана именно для развития прибрежного рыболовства. Пока безрезультатно, но это просто необходимо решить, чтобы начать полномасштабное развитие прибрежки.
А вот второй вопрос вполне по силам и самой Камчатке. Конечно, никакими местными указуями нельзя понизить стоимость электроэнергии. Однако в настоящее время можно и на нашем полуострове развить вполне конкурентное судостроение маломерного флота из дерева, коего у нас находится в достатке. В связи с экономическим кризисом, грянувшим в мире в 2008 году, даже такая страна, как Испания, в которой дерева нет уже сотни лет, начала строить малые деревянные суда. А мы что, рыжие? Тем более что деревянное судостроение гораздо менее энергозатратное, чем любое другое. А небольшую верфь можно организовать чуть ли не в гараже.
Казалось бы, все очень просто: получи проект и колоти себе баркас в любом подходящем помещении. Но и здесь оказалось очень много подводных рифов.
Дело в том, что нынче в России нигде не занимаются строительством промысловых деревянных судов, и проектов этих судов тоже нет (а если и есть, то где-то за семью печатями). Деревянное судостроение присутствует только в Петрозаводске, где делают, в основном, декоративные речные катера и в Архангельске – там строят элитные яхты, один корпус которых стоит от одного миллиона долларов. Так что начинать на Камчатке придется практически с нуля.
Занимаясь перспективами деревянного судостроения, я неожиданно узнал, что, оказывается, не первый подумал об этом. Еще десять лет назад некая команда энтузиастов хотела организовать подобное строительство в Петропавловске и даже заложила киль первого судна, но дальше дело не пошло по причине отсутствия лимитов на новострой (первый вопрос нашего материала) и отсутствие денег, которых на строительство нужно было затратить гораздо больше, чем предполагалось по предварительной смете. Однако черновой проект судна у них был, потому что эти энтузиасты – сами инженеры-судостроители, и подобный проект вполне мог разработать каждый из них. Между тем, у них осталось кое-какое оборудование для различной обработки дерева и даже помещение под верфь. Так что на Камчатке подобное судостроение если начнется, то не в чистом поле,
Если же говорить о перспективах строительства и эксплуатации деревянных маломерных судов на нашем полуострове, то возникает очень впечатляющая картина. То есть, весь процесс от валки деревьев и до сдачи рыбы на берег будет осуществляться только силами местного населения, что очень актуально при нынешней безработице и невозможности открыть новые рабочие места. В этом процессе будет бригада лесорубов, пилорама, сама верфь, бригада мотористов и монтажников, потом промысловый экипаж – все, круг замкнулся. Стоит еще добавить, что на рыбе, которую боты привезут на берег, будет работать рыбзавод, который в свою очередь организует свою торговую сеть, доставку на материк и прочая. Кроме самих ботов, из дерева можно строить те же прорези для транспортировки свежего лосося (кстати, такие уже строят в Хабаровске), желонки, переборочники и буксирные катера. Таким образом, довольно значительное количество людей будет занято в этой совершенно новой для нашего полуострова отрасли, что, конечно, положительно скажется и на трудоустройстве людей, и на уровне жизни населения. И меньше граждан уже пойдет в службу занятости с протянутой рукой, и правительство края будет меньше просить денег на житье-бытье.
Проталкивая свою деревянную идею, я обращался и в правительство края, и к президенту, и к премьер-министру, но везде получал вежливое нежелание слушать и понимать вообще, о чем идет речь. Случай свел меня с депутатом городской думы Константином Слыщенко, который, к моему удивлению, живо заинтересовался моими изысканиями и неожиданно предложил еще одно применение деревянным судам – как прогулочные. Оказалось, что и в этом направлении для маленьких катеров поле непаханое. Я, как бывший рыбак, совершенно не имел в виду ничего подобного. Однако перспектива строительства деревянных прогулочных катеров выглядит еще привлекательнее, чем рыболовных ботов, потому что этим катерам не нужны никакие лимиты и стоимость их будет гораздо ниже, так как им не нужно промысловое оборудование. Так что подобные катера можно начинать строить уже завтра.
Конечно, много чего нужно решить, если начинать организовывать верфь, в том числе и финансовые вопросы. Однако история эксплуатации деревянных судов показывает, что они вполне комфортно эксплуатировались и в прежние времена (в том числе и на Камчатке, их даже здесь строили), и нынче. А при нынешних материалах, крепеже, шпатлевках и красках вполне можно установить новый, оптимальный способ постройки судна, без особых изысков, чтобы было прочно, надежно и безопасно. Да и цена деревянного не элитного судна гораздо ниже, чем его аналога из металла, а время эксплуатации, может быть, лишь немногим меньше.
Между тем, только в Петропавловск малых рыболовных ботов может работать ни одна сотня. А у нас еще есть побережье, где внедрение прибрежного рыболовства может стать настоящей панацеей для местного населения, которое уже десятилетиями не знает, куда себя применить, и занимается исключительно браконьерством и безудержным пьянством.
Нужно кому-то просто сделать очень трудный первый шаг.