Это и есть тот спасительный бизнес
Деньги легко можно делать из воздуха – доказывают на практике предприимчивые японцы. А наши сообразительные сахалинские бизнесмены вовсю куют капитал из воды. Чего уж говорить об использовании разнообразных производственных отходов, тем более тысячами тонн скапливающихся от переработки водных биологических ресурсов! Из них получают такие ценнейшие продукты, как белково-каротиновую муку, технический, ветеринарный и медицинский жир. Без чего совершенно трудно представить нормальное существование целых отраслей.
Как рассуждает директор ООО «Стратегия» Владислав Юрьевич РЕШЕТНИКОВ, промышленные отходы, а рыбные, в частности, – это золотое дно российской и региональной экономики. «Стратегия» в этом смысле – современный и очень грамотный деловой партнер десятков рыбоперерабатывающих компаний юго-востока Сахалина и областного центра, её продукция всегда на должном конкурентном уровне.
- Только в Южно-Сахалинске вокруг нашего предприятия расположено примерно двадцать рыбоперерабатывающих предприятий, – говорит В. Ю. Решетников. – Из них пять занимаются производством консервов. В радиусе пяти километров – ряд таких предприятий, которые, в принципе, в состоянии загрузить наши мощности необходимым сырьем. Естественно, они также должны работать на лососе и другой рыбе в хорошем режиме.
Даже в прошлом, безрыбном для юго-восточной зоны, году мы всё же около месяца производили продукцию. Хотя стабильной загрузки не было, «Стратегия» приняла от рыбных компаний и переработала свыше 1,5 тысячи тонн отходов. Представляете, если бы эта огромная масса животной органики разложилась где-то в оврагах, лесах, пригородных пустошах…
Теперь давайте посчитаем. В Южно-Сахалинске и ближайших к нему Корсаковском и Анивском районах где-то около 120 рыбопромышленных компаний. Они в среднем в нормальную путину способны добыть свыше 100 тысяч тонн горбуши и кеты. Причем, вся рыба идет в первичную переработку. Даже ради изъятия дорогостоящей икры. Отходы неизбежны. С этого объема их получается примерно 15-17 тысяч тонн. То есть, из этой массы можно реально выработать 5-6 тысяч тонн прекрасной кормовой муки и около 2-3 тысяч тонн рыбьего жира. Если перевести годовую продукцию на деньги, то получится немалая сумма в 20-30 миллионов рублей. Эти деньги, уверен, для области и южносахалинцев не лишние. Помимо того, бросовое, как считают многие, сырье укрепит и улучшит дефицитную кормовую базу птицеводства и свиноводства и даст прекрасный, полезнейший витаминный материал фармацевтической промышленности.
- Конечно, это гораздо лучше, чем спустить добро, в лучшем случае, в канализацию или, в худшем, – загадить и отравить природу, включая водоемы близ населенных пунктов. Давайте, Владислав Юрьевич, более четко определим все полезные аспекты деятельности вашей компании.
- Сразу отмечу, что наша компания в этой важной сфере деятельности не единственная. Рыбомучные установки также сезонно работают в Дальнем, Поронайске, Таранае. Конструктивно и по мощностям они несколько отличаются, но технологический процесс получения продукции почти идентичен. Единственно, заострю внимание на том, что наше предприятие и автоматизированная линия полностью, в соответствии с действующими нормативами, сертифицированы. Выделенная санитарно-защитная зона (РМУ расположена в районе бывшей птицефабрики и совхоза «Тепличный»), классифицированная по 1-му классу, имеет радиус 1 километр. От нас до ближайшей жилой застройки расстояние составляет 1 километр 50 метров. То есть, соблюдены все меры экологической безопасности, на что имеются соответствующие разрешительные документы.
В чем состоит главная задача ООО «Стратегия»? Собственно, в том же, что и у других частных компаний – в получении максимальной финансовой выгоды в своем секторе производственной деятельности. Это, как известно, аксиома бизнеса. Другое дело, что наша компания весьма специфична, малочисленна (автоматизация. – Ред.) и оптимально структурирована. Специфика состоит в том, что мы работаем на отходах, технологично их полностью утилизируя с выходом заданного продукта, который пользуется достаточно хорошим спросом. Мы уже говорили о значимости рыбной кормовой муки и рыбьего жира. Кстати, технический рыбий жир кроме витаминной добавки, если он с повышенной кислотностью, т. е. некондиционный, в крайнем случае можно с успехом использовать в качестве альтернативного топлива. По теплотворности он равен мазуту. Так что при соответствующих обстоятельствах вполне может заменить его. На своей установке мы опробовали этот вариант для выработки пара. Неплохо.
Далее стоит выделить экологическую значимость нашей рыбохозяйственной деятельности. Почему? Совершенно понятно. В этой связи мы занимаем очень важную и притом – свою нишу в южно-сахалинском и областном рыбохозяйственном комплексе.
Если говорить о социальной составляющей касательно нашего трудового коллектива, она незначительна. Но, тем не менее, – рабочие места и зарплата. Более глубокий взгляд открывает и значительно широкую социальную панораму. Обеспечиваем переработку рыбных отходов, которые при несанкционированной «утилизации» разлагаются, выделяя целый букет самых вредоносных бактерий и биоорганизмов, способных дать вспышки самых страшных эпидемий. Это ли не социальный аспект, имеющий важное санитарно-эпидемиологическое направление, связанный с охраной здоровья населения и охраной окружающей среды?
Мы уже говорили о нашей продукции, которая остро необходима селу и медицине. Это несомненно означает, что она также активно участвует в государственных программах продовольственной безопасности. Разумеется, с учетом мультипликативного эффекта наша продукция, возможно, обеспечивает сотни дополнительных рабочих мест.
- Наряду с переработкой отходов предприятий Южно-Сахалинского городского округа ваша компания не отказывает в услугах рыбакам других муниципальных предприятии?
- ООО «Стратегия» – городское южно-сахалинское предприятие, естественно, в первую очередь работает по договорам со своими рыбохозяйственными партнерами. Но с нами также неплохо сотрудничают предприятия Анивы, Корсакова, Сокола. Сырье преимущественно забираем своим спецтранспортом, тем самым не отвлекая рыбопереработчиков от основного процесса.
- Вы открыли свой бизнес в 2002 году. А что было до этого, ведь по профессии вы радиоинженер-конструктор, как-то не по профилю… Неспроста взялись за столь сложное и очень ответственное дело?
- Конечно, неспроста. Ведь сильно развивались прибрежный промысел, рыбопереработка. Остро встал вопрос утилизации отходов. Вот и зацепились за эту идею. Тем более по профилю, как вы говорите, в то время возник почти вакуум. Опыт в области рыбного мукоделия нарабатывали на оборудовании бывшей государственной птицефабрики. Три года. На морально и физически устаревшей установке. Потом тут же приобрели несколько зданий. Подготовили их должным образом и разместили свое новое производство. После чего плотно занялись коренной реконструкцией. Но прежде разработали проект и согласовали его с надлежащими организациями, получив положительное заключение госэкспертизы. На модернизацию ушло еще пару лет. В общем, запустили новую линию в 2006 году.
- То есть, действующая система, по сути, сконструирована вами?
- Скорее – модернизирована. С учетом того, что нашей инженерной группе сильно помогло южно-сахалинское конструкторское бюро «ЮКО». Эта организация занимается проектированием рыборазводных и рыбоперерабатывающих цехов и оборудования. В этом бюро работает очень талантливый коллектив под руководством генерального директора Анатолия Ивановича Ю Хен. Совместно мы оптимизировали технологический процесс, усовершенствовали некоторые узлы рыбомучной установки. Например, на всех типовых РМУ смонтирована очень неудобная система приема и подачи сырья, из-за чего агрегаты и механизмы постоянно забиваются и зажириваются. Очищать и промывать их очень сложно. Наша линия в конструктивном отношении намного удобней. Но на эту новаторскую работу и подготовку помещений ушло почти два долгих года. В отличие от птицефабрики, мы, за счет внедрения технических новаций, увеличили мощность линии. Она стала выдавать прекрасную кормовую муку и рыбий жир. Всё ценное.
- Интересно… А я как-то считал и это, и другие идентичными видами.
- Нет-нет. Рыбная мука и тук по свому производству отличаются сильно. Как делают тук? Берут рыбу или отходы, загружают в котел, сушат и перемалывают. Всё. А рыбную муку готовят следующим образом: берут рыбу или отходы, измельчают, варят, отжимают. С бульоном уходит жир, а заодно и некоторые токсичные вещества, которые появляются в отходах за время их сбора и доставки (не возят же их к нам каждый час). Поэтому качество муки от степени свежести отходов варьируется. Особенно сильно – качество жира.
- Выходит, жир каким-то образом извлекают из бульона?
- Путем сепарации. На нашей линии четыре мощных сепаратора. Причем, бульон надо обязательно доводить до кипения и стерилизовать, это необходимое условие. В противном случае начнется процесс бактериологической осемененности. И на рыбную кормовую муку, и на рыбий жир есть жесткие требования ГОСТа.
- Вас устраивает себестоимость вырабатываемой продукции?
- Она могла быть намного ниже. Несмотря на то, что мы перевели выработку пара с электричества на мазут, всё равно затраты с нашими фантастическими тарифами на электроэнергию высокие. Вообще, меня удивляет позиция энергетиков и власти. Сахалин стоит на энергоресурсах – уголь, нефть, газ, а у нас просто грабительская система. Ведь из-за этого сахалинцы не могут широко заниматься переработкой более высокой степени и конкурировать на рынке. На себестоимости также негативно отражается наша сезонная работа: количество сырья прямо пропорционально уровню подхода лосося. То есть, мы зависим от рыбообработчиков, которые из-за дефицита сырья тоже заняты, в лучшем случае, два-три месяца в году. А рыбообработчики – от рыбаков, чьи уловы формирует лососевая путина. Значительной переработки океанических уловов на Сахалине, как мы знаем, нет.
- Владислав Юрьевич, вы говорили об экологической целесообразности своего производства. Это чрезвычайно актуально, и другого суждения быть не может. Говорили о том, что ваше производство находится в санитарно-защитной зоне, классифицированной высокой положительной оценкой. Тем не менее, во время работы рыбомучной установки запах довольно ощутимой концентрации доходит до жилого массива. Естественно, такой нюанс людям не по душе. Ошибка в нормах, технические погрешности?
- Да, это проблема. И дело – в стоках, которые пока нет возможности канализовать.
- Да как это? Канализации нет?
- В том-то и дело, что есть нормальный канализационный коллектор. Он прекрасно работал при старой птицефабрике и ей, соответственно, принадлежал. Птицефабрика же в период прекращения деятельности не передала коллектор городу, а просто списала. Он – ничейный. Но часть его проходит по территории совхоза «Тепличный», который также сливает в него свои отходы. Директор этого хозяйства В. Б. Бутков, чтобы не ощущались легкие запахи стоков, проникающие через врезки, просто перекрыл наш участок трубы. Всё. Слива нет. Откачиваем, вывозим. Из-за чего РМУ работает не в полную мощность, не производим конденсирование паров, которые, выделяясь, и образуют тот самый «аромат». Ведь чтобы конденсировать, необходимо отработанную воду канализовать.
- Выходит, чтобы пользоваться канализацией, руководство ООО «Стратегия» вынуждено согласовывать действия с директором «Тепличного», который категорически против того и которому труба не принадлежит? Парадокс. Городу рыбомучная установка нужна?
- Нужна еще как! Городские власти активно помогают нашей компании в разрешении конфликта. Надеемся, что будет налажен нормальный технологический слив конденсата. Ведь «Тепличный» перекрыл коллектор незаконно, он не имеет на него никаких юридических прав. К тому же, Бутков самовольно лишил права пользования канализационной системой и другие предприятия, работающие на одной площадке с нами.
- Что конкретно делают власти города?
- И города, и области. Начата процедура принятия канализационного коллектора в муниципальную собственность. По ее завершению амбиции директора совхоза «Тепличный» не будут столь безответственно категоричны.
ОТ РЕДАКЦИИ: После знакомства с далеко не популярным, но очень нужным рыбопромышленному комплексу бизнесом Владислава Решетникова хочется сказать этому руководителю – БРАВО! Вот уж поистине неиссякаема матушка-Россия такими универсально-талантливыми, вдумчивыми и ответственными людьми.
«Стратегия» – это мощнейший санитар, утилизатор и товаропроизводитель. Это и есть тот востребованный экономикой малый бизнес, на который возлагаются большие надежды и который необходимо всеми средствами продвигать.
Руководители рыбной отрасли Южно-Сахалинска прекрасно понимают и активно занимаются устранением разного рода препятствий. В том числе и тех, что сдерживает выход ООО «Стратегия» на более высокий уровень производственной деятельности. В частности, плотно содействует компании мэр Южно-Сахалинска А. И. Лобкин, начальник отдела пищевой, перерабатывающей и рыбной промышленности И. Г. Орловский, который неоднократно поднимал вопрос на рыбохозяйственном совете. А поскольку дело касается и региональных интересов, то наболевшие вопросы ООО «Стратегия» – в неотложной папке вице-губернатора С. П. Карепкина и начальника департамента по рыболовству А. П. Муна. На совещании по этому вопросу они однозначно поддержали сторону «Стратегии» как важного звена рыбохозяйственного комплекса.
Да, начата процедура принятия на баланс города того самого злополучного участка канализационного коллектора. Компетентные источники говорят, что процесс сложный и продлится около года. А пока особым решением коллектор передан на временное хранение (так это звучит) с правом пользования ООО «Стратегия». Это уже многое значит, и можно надеяться, что вскоре в зоне производства рыбной муки и за ее пределами воздух станет свежее.