Газета "Рыбак Сахалина"
27 августа 2009 года

Лосось-2009. Формула запрета. Кто имеет право ловить заводскую кету?

Повестка очередного заседания областной комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб, состоявшегося в минувшую пятницу, 21 августа, выглядела бы вполне традиционной для сегодняшнего этапа лососевой путины. Если бы не ее пятый пункт, инициатором которого выступило ФГУ «Сахалинрыбвод».

Звучит этот пункт довольно революционно для спокойного и, по большому счету, бесконфликтного течения нынешней путины: о запрете промысла кеты в Восточно-Сахалинской и Западно-Сахалинской подзонах с 25 августа 2009 года. Аргументация изложена в прилагаемом письме, адресованном департаменту по рыболовству.

В нем говорится, что в Сахалинской области, за исключением о. Итуруп, нет диких популяций кеты, которую можно облавливать промышленным способом. Практически весь ее промысел основан на рыбе заводского происхождения. В связи с этим добывать кету следует только на забойках и в районе базовых рек рыбоводных заводов, а не вдоль побережья на путях ее миграции. В таком случае полностью сохраняются остатки диких популяций, столь важные для сбережения генофонда этого вида. Кроме того, решением комиссии о широкомасштабном промысле кеты создан прецедент, способный перечеркнуть деятельность частных и арендованных лососевых рыбоводных заводов, и сведена на нет инвестиционная привлекательность искусственного воспроизводства кеты – одного из самых перспективных видов аквакультуры. Заводы, воспроизводящие кету, лишены возможности выловить свои возвраты, они поставлены в ранг обычных рыбодобывающих организаций, чей успех основан на везении, а не во вкладывании денег в искусственное воспроизводство.

Докладывая этот вопрос на заседании анадромной комиссии, начальник Сахалинрыбвода Александр Проскуряков подчеркнул:

– Наша позиция остается неизменной. Ловить кету можно только в устьях рек, где ее воспроизводят. Остальной промысел этой рыбы необходимо прекратить, прилов ограничить двумя процентами (Правилами рыболовства допускается прилов до 49 процентов. – Ред.). Такая у меня формула запрета.

Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор Юрий Хщенович этой позиции с точки зрения воспроизводства противопоставил свою – с точки зрения закона. Законодательством не определено – дикая кета или выращенная на заводе. Вся является федеральной собственностью. В соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» комиссия вправе рассмотреть вопрос об ограничении, о приостановлении промысла в определенных районах или о закрытии промысла вообще. Но установить, кому можно ловить, а кому нельзя – будет абсолютно незаконно.

Веские доводы привели Виктор Сливин и Анатолий Кобелев, представляющие рыбацкие ассоциации. Во-первых, отделить в ловушках неводов кету от горбуши технически невозможно. К тому же основная масса рыбы в них уже задохнулась (как говорится, схватила воздуха), выпускать ее в море нельзя. Чтобы исключить прилов кеты больше двух процентов, понадобится полностью прекратить промысел горбуши. А формально-принудительный подход к этому вновь вынудит рыбаков скрывать фактические уловы. Во-вторых, десятки предприятий уже заплатили налоги за выделенные им по заявкам объемы кеты. Идти в налоговые инспекции за возвратом этих денег?

Директор СахНИРО Александр Болтнев сослался на мнение сотрудников лаборатории лососевых рыб института: вылов в счет общих объемов (так называемая олимпийская система) хорошо показал себя при добыче горбуши, но для регулирования промысла кеты он не подходит. И предложил собрать расширенный ученый совет с приглашением всех заинтересованных сторон для выработки компромиссного решения. Проблема слишком серьезная, требующая, на его взгляд, взвесить все возможные последствия запретительных мер.

Это предложение поддержал вице-губернатор Сергей Карепкин, под председательством которого проходило заседание комиссии. Пятый вопрос повестки сняли с рассмотрения в связи с недостаточной подготовленностью. Для его более глубокой проработки рекомендовано провести расширенный научный совет СахНИРО.

Удастся ли найти компромисс – скоро узнаем. Нам же хотелось бы напомнить о состоявшейся в декабре прошлого года в Южно-Сахалинске дальневосточной региональной конференции по рыбоводству, работу которой подробно осветил «Рыбак Сахалина». Выступая на том форуме с одним из докладов, заместитель начальника ФГУ «Сахалинрыбвод» Александр Мизин сделал вывод:

– Для рыбоводных заводов всех форм собственности необходимо гарантировать условия, обеспечивающие их прибыльность и, значит, возможность планировать перспективу. Важнейшим из таких условий должно стать право на изъятие промыслового возврата… Законодательное закрепление этих прав за рыбоводами позволит увеличить доходность любого предприятия, в том числе и ФГУ «Сахалинрыбвод», и проводить их реконструкцию без привлечения бюджетных средств.

Вот единственно правильная постановка вопроса! Законодательное закрепление прав… Не лучше ли именно в эту сторону направить общие усилия, а не устраивать споры вокруг сомнительных запретов?