Крупным планом

06 августа 2014 года
Запасы креветок в Приморье внушают оптимизм

Запасы креветок в Приморье внушают оптимизм

Серия экспедиций в южной части подзоны Приморье показала рост популяций северной и гребенчатой креветок. Увеличение запасов ученые связывают с естественными биологическими причинами и эффективными мерами регулирования промысла.

Прибрежные акватории Приморского края традиционно являются основным районом добычи северной и гребенчатой креветок. Промысел наиболее ценного объекта – гребенчатой креветки – исторически развивался на самом юге подзоны Приморье – на свале глубин залива Петра Великого в районе к югу от мыса Гамова. По мере наращивания масштабов вылова, рыбаки начали осваивать и северную креветку. Значительно увеличилась и акватория промысла – креветок стали добывать в районах к северо-востоку от мыса Поворотный до берегов Татарского пролива, т.е. уже и в северной части подзоны Приморье и Западно-Сахалинской подзоне.

По мере развития эксплуатации запасов этих объектов в Приморье случались как периоды активного промысла при высокой численности, так и периоды закрытия и возобновления промыслового изъятия. Один из таких запретов вводился по инициативе ТИНРО-Центра в период с 2002 по 2007 гг., причиной тому было сокращение запасов вследствие браконьерского пресса.

В последние годы согласно правилам рыболовства промысел глубоководных креветок мог осуществляться только в южной части подзоны Приморье – к югу от мыса Золотого до залива Петра Великого. Причем в самом заливе Петра Великого добыча не осуществлялась, однако проведенные в 2012 и 2013 гг. экспедиции показали восстановление запасов креветок и там, что подтвердили исследования в 2014 г.

Исследования глубоководных креветок южной части подзоны Приморье ученые ТИНРО-Центра в последние годы проводят в ходе весенних и летних комплексных донных траловых съемок на собственных научно-исследовательских судах. Как отмечают специалисты, материалы по креветкам на свале глубин залива в последние 5-6 лет собирались не в полной мере из-за недостаточного финансирования и, соответственно, дефицита судового времени, в условиях очень сложной работы на больших глубинах и «задевистых» грунтах. Эти объективные причины делали проблематичной оценку текущего состояния запасов креветок и прогнозирование его изменений.

Кроме того, хозяйствующие субъекты периодически поднимали вопрос (а в последнее время очень активно) о распределении запасов между 12-мильной зоной и исключительной экономзоной. Однако рыбакам стоит помнить, что граница существует на бумаге и у людей, но не у креветки. Эти ракообразные подвижны, для них характерны и сезонные, и межгодовые миграции. Поэтому их соотношение в терморе и ИЭЗ будет меняться и в сезонном, и в межгодовом аспектах. Чтобы иметь точные представления о распределении запасов, нужно ежегодно проводить четыре сезонные съемки и в течение многих лет. В настоящее время финансирования хватает только на одну летнюю съемку, по которой это соотношение и устанавливается.

Тем не менее актуальность этих исследований и интерес промышленности к состоянию запаса креветок не ослабевали. Совместными усилиями отраслевая наука и промышленность провели масштабные исследования в 2012 и 2013 гг. по всей южной части подзоны, включая залив Петра Великого. В 2013 г. на научно-исследовательском судне ТИНРО-Центра «Бухоро» были выполнены две съемки, весной и летом. Кроме того, практически впервые после начала 2000-х гг., исследования были проведены на промысловых судах, оснащенных ловушками: КЛС «Барс» (ОАО «Преображенская база тралового флота»), работавшем осенью на свале глубин залива Петра Великого, и СРМС «Рубиновый» (ООО «Морской бриз»), исследовавшем креветочные запасы в районе к северо-востоку от мыса Поворотный в сентябре-октябре. В работу также включились и ученые ФГУП «ВНИРО», которые на тральщике СТР «Оссора» (ЗАО «Акрос–2») выполнили траловую съемку в районе от мыса Поворотный до мыса Золотой в октябре – ноябре. Стоит отметить, что исследований в таком объеме в последнее время не удается провести даже по таким объектам, как сельдь или сайра.

В общей сложности только в 2013 г. при исследованиях креветок было выполнено 477 постановок орудий лова, проведен биологический анализ 17,14 тыс. особей северной и 26,76 тыс. особей гребенчатой креветки. Исходный для расчетов репрезентативный материал в 2013 г. был получен двумя институтами в более чем достаточном объеме.

Северная креветка встречалась в интервале глубин 32-743 м с наибольшими концентрациями на глубине 200-500 м, гребенчатая креветка встречалась в интервале глубин 39-527 м с наибольшими концентрациями в юго-западной части свала глубин залива на глубине 150-413 м.

На свале глубин залива по биомассе преобладала гребенчатая креветка промыслового размера, которая составляла 52% от общей биомассы этого вида. Наиболее многочисленная группа самцов с размерами 115-118 мм после очередной линьки в 2014 г. практически полностью достигнет промыслового размера и пополнит промысловую часть популяции. Это обстоятельство свидетельствует о хорошем биологическом состоянии ресурса в этом районе и благоприятных перспективах его промыслового пополнения.

Результаты летней траловой съемки НИС «Бухоро» (июль-август) также показали в этом районе значительные уловы гребенчатой креветки. Уловы достигали 975 кг за час траления при использовании достаточно небольшого (ДТ/ТВ-27,1) научного трала (при среднем показателе 81,6 кг/час), что явно свидетельствует о восстановлении промысловых запасов этого объекта на свале глубин. Наибольшие уловы (свыше 500 кг/час/трал) гребенчатой креветки наблюдались в юго-западной части свала. В районах к северу от мыса Поворотный ее уловы составляли до 115 кг/час/трал. В период, предшествовавший введению запрета на промысел этой креветки в заливе, ее средний улов составлял 50-150 кг за 30-минутное траление.

Среди северной креветки на свале глубин залива по биомассе значительно (92%) преобладали особи промысловых размеров. Максимальный улов этого вида составил 480 кг/час/трал при среднем показателе 126,3 кг/час. Вспомним, что в предзапретный период они составляли 90 кг/час/трал. К северо-востоку от мыса Поворотный максимальный улов по данным НИС «Бухоро» составил 195 кг/час/трал. Полученные в 2013 г. данные по состоянию ресурсов северной креветки свидетельствуют о восстановлении там запасов и этого вида.

Промзапас гребенчатой креветки в целом по южной части подзоны Приморье в 2013 г. был оценен в 10 тыс. тонн, при этом в районе к западу от мыса Поворотный он составляет 4,3 тыс. тонн. Текущий промысловый запас северной креветки оценивается в 34 тыс. тонн, из которых 7,84 тыс. тонн сосредоточено на свале глубин залива.

Доказательством восстановления промысловой численности гребенчатой креветки в прилегающих к заливу водах также могут служить данные, полученные при проведении работ в сентябре 2013 г. промысловым судном-ловушечником КЛС «Барс». Эффективный промысел также подтвердил достоверность научных данных.

Во всех стандартных ловушках из 21 креветочного порядка, выставленного на свале глубин залива в диапазоне глубин 203-511 м, в большом количестве встречалась гребенчатая креветка промыслового размера. Наиболее плотные ее концентрации с уловом 1,39 кг на ловушку (714 кг на порядок из 514 ловушек) были отмечены на глубине 229-255 м. Средний вылов промысловых особей на ловушечный порядок составил 471 кг или 0,92 кг на ловушку. При работе судна в промысловом режиме, т.е. обработки 4-5 промысловых порядков в день, уловы этой креветки могут достигать 2 тонны за судосутки, что сопоставимо с ее суточным выловом при использовании специализированных тралов.

Рост промысловой численности глубоководных креветок, прежде всего северной, как по данным 2013 г., так и по ранее полученным материалам, наблюдается и в районах подзоны Приморье от мыса Поворотный до мыса Золотой. Так, по данным летней траловой съемки 2013 г., в этом районе, по сравнению с 2012 г., промысловый запас северной креветки увеличился почти на 8 тыс. тонн, а гребенчатой – на 3,6 тыс. тонн.

Осенняя съемка, проведенная ФГУП «ВНИРО» в пределах этого района на СТР «Оссора» с использованием промыслового специализированного креветочного трала показала аналогичные величины запаса. Так, оценка промзапаса, с учетом соотнесения уловистости, принятого за основу расчетов, трала ДТ/ТВ-27,1 с тралом этого судна, по гребенчатой креветке составляла 5,75 тыс. тонн, а по северной креветке – 12,3 тыс. тонн. По данным съемки НИС «Бухоро» эти цифры составляли 5,8 и 26,6 тыс. тонн соответственно (за счет охвата большей акватории).

Таким образом, результаты исследований креветок южной части подзоны Приморье, полученные в последние годы в ходе ежегодных наблюдений, показывают значительный рост их промысловых запасов и более чем удовлетворительное биологическое состояние их популяций. Соответственно разработанные ТИНРО-Центром меры регулирования промысла полностью себя оправдали.

При этом есть все основания полагать, что этот процесс не ограничивается только южной частью подзоны. Так, в районах к северу от мыса Золотой и на другой стороне Татарского пролива (Западно-Сахалинская подзона) в последние годы наблюдается увеличение промысловой биомассы и, как следствие, величины изъятия глубоководных креветок. Скорее всего, в целом по всей северной части Японского моря сейчас идет естественный рост запасов креветок.

В соответствии с собранными данными было принято решение о возобновлении вылова в заливе Петра Великого, точнее, на акватории к западу от мыса Поворотный. Анализ всех полученных в 2013 г. материалов позволил, с применением весьма щадящего коэффициента изъятия в размере 10% от величины промзапаса, рекомендовать к промыслу в 2014 г. в южной части подзоны 0,65 тыс. тонн гребенчатой креветки и 2,6 тыс. тонн северной креветки. На следующий год разрешенные объемы вылова увеличатся еще больше.

Промысел этих объектов сейчас проводится как с использованием специализированных креветочных тралов, так и креветочными ловушками, причем лов гребенчатой креветки в прибрежной 12-мильной зоне с 2013 г. по рекомендациям специалистов ТИНРО-Центра разрешен только ловушками.

Ограничить добычу северной креветки только ловушечным способом пока возможности нет. Промышленникам и ученым прекрасно известно, что северная креветка ловушками облавливается значительно хуже, чем гребенчатая, и эти величины заведомо не будут освоены. Тем не менее ТИНРО-Центр совместно с ПБТФ с 2012 г. уже ведутся разработки по усовершенствованию сепарационного устройства креветочного трала и креветочных ловушек. Такой вариант сейчас больше устраивает рыбаков, чем переработка всего тралового улова, как это делается в других странах.

В целом, состояние запасов приморских креветок ученые оценивают достаточно оптимистично. Даже при существующих способах лова увеличение промышленного вылова не нанесет вреда популяциям, хотя будущее промысла креветок по-прежнему зависит во многом от успеха в борьбе с ННН-промыслом. Недавно стало известно, что материалы обоснования корректировки общего допустимого улова прошли самый ответственный этап – согласование государственной экологической экспертизой. Так что сейчас остается дождаться только приказа Федерального агентства по рыболовству и приступать к промыслу.

Валерий КОБЛИКОВ, заведующий лабораторией промысловых ракообразных ТИНРО-Центра 

Fishnews

Август 2014 г.