Открытое письмо ЗАО «Примрыбснаб»
Полномочному представителю Президента в Дальневосточном федеральном округе В. И. Ишаеву.
Руководителю Федерального агентства по рыболовству А. А. Крайнему.
Губернатору Приморского края С. М. Дарькину.
Более полутора месяцев длится конфликт между ЗАО «Примрыбснаб» и Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю. Восемь транспортных рефрижераторов (ТР «Маджестик», ТР «Отомар Ошкалн», ТР «Субару», ТР «Айс Стрим», ТР «Озерск», ТР «Амурский лиман», ТР «Кронштадтский», ТР «Смольнинский») и два рыболовных судна (СТР «Седанка» и СТР «Салма»), прибывшие в адрес ЗАО Примрыбснаб с грузом сайры, выловленной в исключительной экономической зоне РФ, были задержаны Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю. В заложниках оказалось более шести тысяч тонн сайры. На сегодняшний день убытки для нашей компании исчисляются десятками миллионов рублей.
Пока крупнейший береговой переработчик Приморья (производство рыбных консервов из сайры) несет огромные убытки, Управление Россельхознадзора по Приморскому краю не находит времени выполнить свои прямые функции – исследовать безопасность продукции. До сих пор нет ни одного административного постановления по данной ситуации, не говоря уже о судебных решениях. Это, однако, не мешает Россельхознадзору рассылать уже четвёртый пресс-релиз в средства массовой информации, где наша компания и её руководство прямо обвиняется в самых разных преступлениях, вплоть до уголовных. СМИ вольно трактуют пресс-релизы Россельхознадзора, фантазируя на заданную тему. Если верить многочисленным публикациям, то мы завозим контрабандную китайскую сайру, просроченную сайру, контрабандные китайские консервы, контрафактную сайру и даже угрожаем физическими увечьями руководству Россельхознадзора в присутствии сотрудников милиции и ФСБ.
Помимо информационной атаки, предпринятой Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю в адрес наших компаний, действия сотрудников Россельхознадзора ограничились заведением производства по нескольким административным правонарушениям согласно статье 10.8 КоАП по факту нарушения правил маркировки. На таре, в которую упакована некоторая часть сайры, инспекторы Россельхознадзора обнаружили китайские иероглифы, что натолкнуло их на мысль о нероссийском происхождении данной продукции. Подробные письменные ответы, объясняющие нанесение на тару китайских иероглифов, были предоставлены производителем сайры, но были проигнорированы Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю.
На основании подозрений в нероссийском происхождении данной продукции инспектора Россельхознадзора сочли возможным нарушить все сроки в части оформления судов, согласно Постановлению Правительства РФ № 184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации». Затягивание и остановка таможенных процедур происходило вначале путем бездействия, а затем намеренной постановки не предусмотренного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №317 «О Применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе» и Решением комиссии таможенного союза от 17.08.2010 №343 «О вопросах в сфере ветеринарного контроля (надзора) в Таможенном союзе» штампа на товаросопроводительных документах. На несоответствие вынесенного Россельхознадзором решения требованиям процедуры оформления и согласованной технологической схемы межведомственного взаимодействия было неоднократно указано таможенным органом, уполномоченными согласно ст. 103 Таможенного кодекса координировать процедуры оформления в пунктах таможенного пропуска. В частности, по каждому случаю вынесения решения инспекторами Управления Россельхознадзора по Приморскому краю таможенным органом было письменно указано на незавершенность процедуры ветеринарного контроля в пункте таможенного пропуска и необходимости ее завершения.
Все официальные ответы от компетентных органов о происхождении и законности вылова этой рыбопродукции, а также ответы производителя и грузополучателя, опровергающие все подозрения сотрудников Россельхознадзора, по нашей информации, были получены Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю еще месяц назад, но до сих пор вся продукция в объеме более шести тысяч тонн арестована, а процедуры таможенного оформления грузов с судов приостановлены в различной стадии.
Наша компания является покупателем данной продукции для последующей ее переработки на нашем консервном производстве. Претензии по маркировке иероглифами тары, в которую упакована эта сайра – вопрос к производителю, но несмотря на неоднократные письменные ответы и предоставление подтверждающих документов от производителей этой продукции в официальных сообщениях Управления Россельхознадзора в прессу имя производителей не упоминается ни разу. Из представленных производителем документов следует, что маркировка иероглифами обусловлена тем, что реализовывать данную продукцию планировалось на рынке Японии. Это является стандартной коммерческой практикой для российских производителей таких экспортных объектов, как треска, краб, трубач, креветка. Российские производители практически всегда используют тару с логотипом иностранного покупателя, где написано то, что требуют японские трейдеры, которые таким образом защищают свои авансовые платежи, фиксируя законтрактованный объем рыбопродукции. Кроме того, продукция, на которой есть хоть одна русская буква, стоит в Японии на 10% дешевле. После второго по счету провального года на промысле сайры (объем вылова в пять раз меньше 2008 года) и двукратного повышения цены на российском рынке эту продукцию производитель решил не экспортировать, а продать в России, но к этому моменту маркировка уже была нанесена. Наконец-то рыба, предназначенная на экспорт в виде полуфабриката, была отправлена на российский берег для глубокой переработки.
Россельхознадзор обвиняет нас в том, что на продукцию нет документов о её качестве и безопасности. Это верх цинизма, поскольку такие документы должен выдать сам Россельхознадзор, но вот уже более сорока дней специалисты Россельхознадзора не все наши предложения об отборе образцов не находят времени сделать свою непосредственную работу – проверить качество и безопасность продукции. Всё время Россельхознадзора уходит на то, чтобы обвинять нас в самых разных СМИ о том, что мы контрабандисты. Своё нежелание проверять качество представители Россельхознадзора мотивируют тем, что продукция плохо разложена на холодильниках, и её нужно переложить, чтобы специалистам Россельхознадзора было удобнее отбирать образцы. Специалисты Россельхознадзора принимали активное участие в выгрузке задержанных судов и имели возможность разложить продукцию в каком угодно порядке и посчитать рыбу поштучно, т.к. выгрузка происходила полностью под их контролем, о чем свидетельствуют десятки актов изъятия. После того, как продукция уже размещена на хранение, возникло очередное требование о ее перекладке. Кто должен оплачивать такие бессмысленные работы (стоимостью 4,5 млн. рублей), будет выполнение этого требования последним для вынесения долгожданного решения или это очередное бессмысленное требование Россельхознадзора по Приморскому краю с целью нанести как можно больший экономический урон нашей компании, каким юридически значимым документом установлено право Россельхознадзора требовать повторной рассортировки продукции – все это нам пояснить отказываются.
После возникновения описанной конфликтной ситуации мы предприняли попытку исключить фактор предвзятости в отношении нашей компании и для этого, несмотря на очевидные финансовые потери, мы приняли решение проходить оформление судов на Сахалине в порту Корсаков. Управление Россельхознадзора по Сахалинской области не нашло повода придраться к продукции и выписало все необходимые документы. В случае с оформлением второго судна это произошло даже после того, как в адрес Управления Россельхознадзора по Сахалинской области пришло от приморских коллег официальное письмо с требованием провести должностное расследование по подозрению в коррупции в отношении инспектора Управления Россельхознадзора по Сахалинской области, оформлявшего первое судно.
Мы были вынуждены обратиться за правовой оценкой сложившейся ситуации в Арбитражный суд Приморского края. Сразу после этого Приморский Россельхознадзор начал придираться уже к стандартной сайре, выпущенной судами наших компаний, предназначенной для российского рынка, имеющей маркировку на русском языке, без подозрительных китайских иероглифов. Из-за сложившейся ситуации на сегодня в приморских портах не осталось свободных емкостей СВХ, которые позволили бы сократить убытки в результате простоя флота из-за задержки оформления. СТР «Салма» и СТР «Седанка» – очередные суда, прибывшие с грузом в адрес ЗАО Примрыбснаб, находятся в стадии незавершенного оформления на рейде порта Находка уже третьи сутки. Учитывая тот факт, что суда вернулись после длительного и крайне неудачного сайрового промысла эмоциональное состояние экипажа, который по вине Управления Россельхознадзора по Приморскому краю не может увидеть своих родных близких, не поддается контролю. Инспекторы же Управления Россельхознадзора по Приморскому краю по уже отработанной в отношении нашей компании схеме ставят не те отметки на коносаментах, и процедура оформления останавливается, а суда не могут выгрузиться и попадают на простой, что уже нанесло нашей компании более 10 млн. рублей прямых убытков.
Почему Россельхознадзор так упорно не желает делать свою работу (исследовать качество и безопасность), а стремится «помочь» другим государственным органам выявить контрабандистов? За выловом в море следит Государственная морская инспекция (подразделение ФСБ России), национальность происхождения продукции определяет таможня. Есть письменное подтверждение от этих двух организаций, что купленная нами сайра произведена на российских судах, является российским товаром, законно выловлена и никаких претензий к ней нет. У профессионалов рыбной отрасли, объединенных в общественные организации Приморского края (АРПП и Приморский КРКС), и у уполномоченных на соответствующий контроль органов претензий нет, а у ветврачей есть.
Представители Управления Россельхознадзора по Приморскому краю на примере нашей компании создают крайне негативный прецедент публичного превышения должностными лицами своих полномочий, вторгаясь в зону ответственности профильных надзорных и контрольных органов власти, ставя под сомнение их профессионализм, компетенцию, а также намекая на коррупционную составляющую вынесенных ими решений.
Просим Вас в кратчайшие сроки разобраться в сложившейся ситуации и дать ей необходимую правовую и политическую оценку. Незаконными действиями Управления Россельхознадзора по Приморскому краю ставится под сомнение сама система взаимодействия органов власти в отношении регулирования, контроля и надзора рыбной отрасли.
Нам же остаётся надеяться, что слова Владимира Путина «хватит кошмарить бизнес» не останутся просто словами и представители государства начнут защищать тех, кто что-то ещё делает, а не тех, кто им в этом мешает.
Заместитель генерального директора А.Д.Шулдык
Декабрь 2010 г.