Уловы и уловки - "Российская газета"
Японскую трагедию пытаются использовать для передела мирового рыбного рынка.
“Наша” горбуша не нахватается в Тихом океане японских милизивертов и не растащит радиацию по всем дальневосточным речкам. В этом корреспондента “Российской газеты” уверил руководитель Росрыболовства Андрей Крайний.
А руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев заявил “РГ”, что это конкуренты отечественных рыбопромышленников разворачивают сейчас кампанию по дискредитации российской рыбы, обвиняя ее в зараженности радиацией.
“На фоне японской трагедии некоторые экологи и псевдо-экологи делают все, чтобы выдавить российского минтая с мирового рынка”, – заявил Александр Савельев. В мире только две страны обладают запасами этой популярной в Азии и в Европе рыбы – Россия и США. Рыбаки обеих стран ловят ее, например, в Беринговом море. И отделить там “российского” минтая от “американского” практически невозможно. Наши рыбаки продают на мировом рынке почти миллион тонн минтая. Это сопоставимо с поставками из США. Но почему-то “американская” рыба у тех же экспертов приступов радиофобии не вызывает.
“Сомнений в чистоте российской рыбы нет и быть не может”, – подчеркнул Александр Савельев, сославшись на мнение российских ученых.
Андрей Крайний сообщил, что научные суда сейчас находятся в море. И помимо прочего, отбирают пробы воды, воздуха и тканей рыб для радиологических исследований. Загрязнения радионуклидами в районах лова пока не обнаружено. Во Всемирной метеорологической организации заявляют, что при таком ветре, как сейчас, загрязнение территории Японии и других государств невозможно.
Понятно, что многое может зависеть от сценария, по которому будет развиваться катастрофа на японских АЭС. И от того, куда дунет ветер через два-три дня.
Главный синоптик Сахалинской области Людмила Алексеева сообщила вчера Интерфаксу, что в Охотское море течений из района острова Хонсю нет. Вода из опасных мест течет в сторону побережий США и Канады, то есть прочь от России, утверждает замдиректора Сахалинского института рыбного хозяйства и океанографии Виктор Лапко.
Если серьезное заражение воды произойдет, то через опасное течение в российские воды могут прибыть сайра, сардины, анчоус, скумбрия, тунец, тихоокеанский кальмар. Но случится это только в теплое время года. В потенциально опасных водах мигрирует и горбуша, которая в начале июня приходит в реки Сахалина. В общем, пока рыбу можно есть без опасений. А ближе к лету потребуются, по мнению ученого, дополнительные исследования, чтобы устранить все сомнения в чистоте продукта.
Вместе с тем определенные трудности российские рыбаки уже испытывают: японцы традиционно покупают у нас рыбу и морепродукты, а сейчас из-за разрушения портов и перерабатывающих заводов на Хонсю сдать товар просто некуда. По мнению Андрея Крайнего, под угрозой поставки 200-250 тысяч тонн российской рыбы. При этом руководитель Росрыболовства полагает, что рыбопромышленники сумеют переориентироваться на другие рынки.
В любом случае, их трудности – ничто по сравнению с проблемами поставщиков тунца из Южной Кореи и Испании. Японский рынок поглощает 70 процентов этой рыбы, вылавливаемой в мире. Но сейчас покупки тунца резко сократились..
С другой стороны, у японцев, по оценкам Росрыболовства, погибло 20 процентов рыболовного флота. И в перспективе это может означать увеличение ввоза рыбы в эту страну.
Михаил Чкаников
Данный материал находится по адресу: http://www.rg.ru/2011/03/18/ryba.html