The European Seafood Exposition, Брюссель, май 2011 г.
Крупнейшая европейская рыбохозяйственная выставка European Seafood Exposition не только продемонстрировала широчайший ассортимент рыбных прилавков Старого Света, но и стала своеобразным индикатором наиболее актуальных тенденций рынка и покупательских предпочтений.
АУ, МЫ ИЩЕМ РУССКУЮ РЫБУ
С 3 по 5 мая в столице Бельгии проходили сразу два важнейших мероприятия: собственно выставка рыбы и морепродуктов – European Seafood Exposition и Seafood Processing Europe, демонстрирующая последние достижения в мире оборудования для рыбопереработки. Объединившись, эти два события образуют одну из крупнейших рыбохозяйственных выставок в мире и привлекают посетителей более чем из 140 стран. Ежегодно по итогам European Seafood и Seafood Processing Europe заключается максимальное количество контрактов. Только в 2010 г. гостями выставки стали почти 24 тыс. человек из 1600 компаний.
19-я выставка European Seafood по традиции собрала главных действующих лиц рыбного рынка Европы. В павильонах выставочного центра были представлены все основные категории его участников: импортеры и экспортеры, посредники и агенты, переработчики, рыбодобывающие компании и аквакультура, услуги, оптовая и розничная торговля, предприятия общественного питания, в полной мере отражающие многогранность сектора рыбы и морепродуктов.
Не упустили шанс напомнить о себе и активисты экологических движений. Как рассказал координатор морской программы WWF России Константин Згуровский, неправительственные природоохранные организации уделяют большое внимание участию в European Seafood Exposition, потому что такого рода выставки позволяют встречаться с экологически ответственными производителями и покупателями рыбной продукции со всего света, налаживать взаимоотношения и решать актуальные вопросы. Несмотря на масштабность, выставка остается узкоспециализированной и привлекает в первую очередь профессионалов, а не случайных посетителей.
В этом году огромный зал, где проходила Seafood Processing Europe, больше всего напоминал полноценный завод. Такие гиганты, как Baader и Marel развернули здесь целые цеха с действующими технологическими линиями и установками, вынося на суд публики как новейшие инженерные разработки и ноу-хау, так и проверенные временем решения. Производители и поставщики оборудования для разделки рыбы, заморозки, консервирования и упаковки демонстрировали товар лицом, знакомя потенциальных покупателей с преимуществами современных технических решений от ведущих мировых брендов. В ходе презентаций зрители могли своими глазами наблюдать за процессом филетировки лосося, изготовления рыбного фарша или автоматической расфасовки готовой продукции. С аппаратами и операциями, которые невозможно было показать на месте, любой желающий мог ознакомиться по наглядным видеороликам и красочным буклетам или просто послушать, что говорят о той или иной машине специалисты.
Но основную часть European Seafood занимала – в полном соответствии с названием выставки – продукция морского промысла и аквакультуры. Повсюду царила Ее Величество рыба во всех видах: живая и нервно косящая глазом из многочисленных аквариумов, охлажденная – на роскошной ледяной подушке, замороженная – в виде красиво упакованных полуфабрикатов, соленая, копченая, сушеная – ее с удовольствием пробовали многочисленные посетители, экзотическая, к которой моментально выстраивалась очередь из желающих сфотографироваться с редкостным экземпляром. В роли свиты выступали разнообразные морепродукты: крабы, устрицы, осьминоги, кальмары, креветки, морская капуста, и, разумеется, икра – элитных сортов (осетровая, лососевая), попроще (из минтая, трески, мойвы и т.д.) и даже фальшивая (а вернее имитирующая натуральный продукт).
Витавшие в воздухе ароматы вызывали ассоциации со знаменитыми японскими рыбными аукционами, правда, без присущей последним спешки и суеты. Деловые переговоры, мастер-классы и дегустации проходили в живой и непринужденной обстановке. Праздничного настроения добавляли и старания дизайнеров, которые словно соревнуясь в оформлении стендов, находили возможность подчеркнуть уникальность той или иной продукции, выразить колорит страны или региона буквально парой деталей, создававших нужную атмосферу.
В этом году национальные павильоны на выставку привезли почти четыре десятка стран. Среди них как крупнейшие рыболовные державы, так и государства, занимающие небольшую долю в общемировом вылове, но освоившие определенную нишу. Старый Свет мощно представляли делегации Франции, Норвегии, Испании, Дании, Исландии, Шотландии, Греции, Италии, Нидерландов. Из заокеанских производителей выделялись США, Канада, Перу, Чили, Эквадор. Большое внимание привлекали крупнейшие рыбные державы Азии – Китай, Индонезия и Вьетнам. Постепенно подтягивается и Африка: на этот раз громко заявила о себе рыбная индустрия Марокко.
Вспоминая прошлогоднее яркое присутствие Российской Федерации, многие оглядывались в поисках двуглавых орлов и триколора, ничего не находили и спешили дальше. К сожалению, наша страна в этом году участие в главном рыбном смотре Европы проигнорировала. Росрыболовство сосредоточилось на новой внутрироссийской выставке «Экспофиш», а предоставленные самим себе предприятия не смогли или не захотели продолжать покорение Европы, добровольно отказавшись от борьбы за место на цивилизованном рынке. Редких российских участников European Seafood Exposition можно было пересчитать по пальцам – это такие компании, как «Находкинская база активного морского рыболовства» или «Мурманский траловый флот», уже многие годы работающие с европейскими покупателями.
«Страны старой Европы – один из самых емких в мире рынков, и производители рыбопродукции любыми способами стремятся выйти на него, – отметила генеральный директор ООО «Фишньюс» Яна Яшина. – Поэтому на выставке European Seafood все сколько-нибудь значимые рыбодобывающие страны построили впечатляющие стенды, даже такие «великие рыбные державы», как Хорватия и Эстония. Все, кроме России. Несколько разрозненных стендов российских компаний никакой погоды не делали. Их оформление было чересчур бюджетным для мероприятия такого уровня, на них напрочь отсутствовала продукция – ее заменяли буклеты. В то время как остальные страны и компании во всю силу демонстрировали то, что они умеют делать из рыбы и морепродуктов».
ЗНАК MSC НА ГРУДИ У НЕГО
Господствующей тенденцией выставки в Брюсселе в этом году стало всеобщее стремление к устойчивости. Западный рынок чутко отреагировал на изменение приоритетов рядового потребителя и экологизацию его сознания. Производители наперебой старались подчеркнуть свою приверженность принципам ответственного и устойчивого рыболовства. А промыслы, прошедшие сертификацию по стандартам Морского попечительского совета (MSC) либо других подобных организаций, выставляли знак соответствия, словно щит, на самом видном месте, демонстрируя развитие в унисон с требованиями общества.
«Мы первыми из российских рыбопромышленников прошли сертификацию промыслов трески и пикши на соответствие требованиям MSC. Решающим аргументом для нас стали требования рынка и пожелания наших европейских клиентов, поскольку мы в основном производим филе морской заморозки и поставляем его в Англию», – поделился опытом вице-президент компании Ocean Trawlers Андрей Петрик.
«Европейские рынки отличаются высокой экологической чувствительностью, – пояснил Константин Згуровский. – Даже публикация одного из первых руководств WWF для покупателей в Швеции привела к тому, что у некоторых компаний продажи упали в разы. Последние события с вьетнамским пангасиусом также показывают, что публика живо реагирует на малейший негативный сигнал в этой сфере».
В начале года по инициативе Всемирного фонда дикой природы в 14 европейских странах было проведено исследование общественного мнения по вопросу устойчивости рыбных промыслов и грядущей реформы политики ЕС в области рыболовства. Результаты опроса показали, что подавляющее большинство европейских граждан хотят видеть в продаже рыбопродукцию, запасы которой не страдают от перелова или других экологических нарушений. Эту потребность общества осознают все больше предприятий в цепочке рыбных поставок.
4 мая на стенде Еврокомиссии по морским делам и рыболовству прошел круглый стол, где была предпринята попытка найти ответы на вопрос: «Как удовлетворить растущий спрос на устойчивую рыбу и поднять добавленную стоимость на всех этапах ее пути от моря до прилавка?» О готовности европейцев к переменам в рыбной отрасли рассказала комиссар ЕС по морском делам и рыболовству Мария Даманаки. Она пригласила гостей выставки обсудить, каким образом бизнес и политики могут покончить с переловами и выбросами, обеспечить повышение эффективности и прибыльности рыбного промысла и способствовать внедрению системы контроля происхождения рыбопродукции «от лодки до глотки».
К дискуссии помимо рыбаков присоединились переработчики, оптовики, ретейлеры и представители ресторанного бизнеса. Они подчеркнули важность альянса промышленности и WWF для реформы общеевропейской рыболовной политики, поскольку Всемирный фонд дикой природы является одной из самых больших и уважаемых независимых природоохранных организаций и имеет обширную сеть филиалов по всему миру. Международный союз ритейлеров EuroCommerce также придерживается мнения о выгоде сотрудничества между розничной торговлей, промышленниками и негосударственными общественными организациями, нацеленного на снабжение покупателей полезной для здоровья рыбой из устойчивых источников.
«ЕС необходимо прекратить нынешнюю провальную политику. К управлению ресурсами должны иметь доступ все заинтересованные стороны», – считает Гус Пастор, президент Европейской ассоциации переработчиков и трейдеров рыбопродукции (AIPCE-CEP), объединяющей около 4 тыс. предприятий с суммарным оборотом порядка 20 млрд. евро. Кроме того, участники обсуждения высказались за сокращение избыточных промысловых мощностей, содействие развитию поставок на рынок сертифицированной рыбы и прослеживаемости рыбных продуктов, улучшение научных исследований рыбных запасов, популяризацию малоосваиваемых и нетрадиционных видов гидробионтов.
Хотя в нашей стране многие до сих пор предпочитают видеть в неуклонном движении рыбного сообщества в сторону добровольной сертификации всего лишь еще один искусственный барьер для экспорта отечественной рыбы, прозвучавшие во время брюссельской выставки инициативы еще раз показали, что устойчивое рыболовство – это не прихоть и не минутный каприз рынка. Это глобальная тенденция и чем раньше российские рыбаки осознают это, тем больше у них будет шансов не остаться за бортом общемировых процессов.
«European Seafood Exposition наглядно продемонстрировала, что в рыбной отрасли, как и во многих других, Россия – всего лишь сырьевой придаток, – поделилась впечатлениями от выставки Яна Яшина. – Как ни парадоксально, но при социализме мы отлично умели и производить, и продвигать, и рекламировать, и продавать рыбную продукцию, а вот при капитализме почему-то разучились. Хуже всего, что мы даже не пытаемся заново этому учиться. Бизнес как правило стремится любыми средствами увеличить прибыль, при этом категорически не желая вкладываться в техническое оснащение, в углубление переработки, в освоение новых продуктов, в маркетинг и продвижение».
В среде российских рыбаков немало тех, кого такая ситуация полностью устраивает. Эти компании зарабатывают достаточно много денег и хотят лишь одного – чтобы их оставили в покое и дали возможность и дальше работать так, как они привыкли. То есть выбирать из улова самые выгодные виды и размеры рыб, а остальное вместе с отходами выбрасывать за борт, недоосваивать квоты, по минимуму инвестировать в средства производства, технологии и персонал, вообще не вкладываться в охрану природы и в информирование общества о своей деятельности. Но в рамках такой модели бизнеса можно торговать только сырьем, и не надо удивляться, если это сырье будут стараться покупать как можно дешевле, используя любые средства и предлоги, чтобы сбить цену.
«Конечно, из всякого правила есть исключения, и представители нескольких российских рыбодобывающих компаний, с которыми я встречалась на выставке, заявили о своем намерении развивать глубокую переработку, переоснащать и переоборудовать свои производства в соответствии с требованиями европейских стандартов, чтобы получить возможность экспортировать продукцию в страны Евросоюза. И это, пожалуй, единственное, что порадовало меня на выставке «European Seafood-2011», – резюмировала Яна Яшина.
Анна ЛИМ, РИА Fishnews.ru
Май 2011 г.