Интервью

02 октября 2013 года
Алексей ЦЫМБАЛ

«Сибирский» вновь сможет обеспечивать безопасность рыбаков

Алексей ЦЫМБАЛ, Начальник ФГБУ «Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ»

Проблема старения флота актуальна не только для рыбодобывающих предприятий – вопрос остро стоит и для отрядов, созданных в целях обеспечения безопасности плавания промысловых судов. В составе ФГБУ «Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» восемь единиц флота, причем несколько судов простаивают – нужен серьезный ремонт. В этом году появилась возможность вернуть в строй ЛСС «Сибирский». Примечательно, что ремонтные работы будут проводиться в России. В беседе с корреспондентом Fishnews подробностями поделился начальник учреждения Алексей Цымбал.

– Алексей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о судне «Сибирский».

– ЛСС «Сибирский» семь лет стояло у причала: не могли найти средства для ремонта спасателя. Однако сейчас дело сдвинулось с мертвой точки, и мы надеемся, что к новому году еще на одну единицу спасательного флота в строю будет больше.

«Сибирский» – достаточно известное среди рыбаков судно. Всего серия состоит из четырех таких спасателей: один из них находится на Северном рыбохозяйственном бассейне, три – на Дальнем Востоке («Сибирский», «Суворовец» и «Справедливый»). Это флот ледового класса, способный работать в достаточно суровых и сложных условиях. «Сибирский», «Суворовец» и «Справедливый» могут решать задачи по проводке судов во льдах и обеспечить промысловую деятельность при непростой ледовой обстановке.

– На сегодняшний день, как вы уже упомянули, в дальневосточном отряде три ледокольно-спасательных судна. Два из них действующие?

– Да, сейчас ЛСС «Суворовец» вышло в очередной рейс, нести дежурство на сайровой путине. Еще одно ледокольно-спасательное судно – «Справедливый» – обеспечивает безопасность беринговоморской экспедиции и может при необходимости прийти на помощь флоту, работающему на Северных Курилах.

– А какие ремонтные работы планируется осуществлять на судне «Сибирский»?

– Предстоит полный ремонт всех двигателей – как главных, так и вспомогательных. На главных двигателях будет производиться замена турбин – они уже отработали свой срок. Впереди корпусные работы, ремонт винто-рулевой группы, забортной арматуры и многое другое. После завершения ремонта подрядчик должен предъявить судно Российскому морскому регистру судоходства. Будут получены необходимые документы, и «Сибирский» войдет в эксплуатацию. Объем работ достаточно большой – надо понимать, что судно семь лет простояло у стенки. И здесь особой благодарности заслуживает экипаж – по мере возможностей он поддерживал судно в достаточно неплохом техническом состоянии. Есть люди, которые работают на «Сибирском» уже более 20 лет, они патриоты своего судна.

И надо отдать должное Ливадийскому ремонтно-судостроительному заводу, который взялся за работу на «Сибирском». За последние три года собственники вложили в это предприятие достаточно много средств. Они неплохо организовали работу, на заводе трудятся серьезные специалисты. У Ливадийского РСЗ есть свои мощности – не то что у некоторых «эффективных менеджеров», имеющих только стол, факс, счет в банке и организовывающих субподряды. У этого завода свой слип, блок цехов, плавучий док. Своя территория, которая достаточно серьезно охраняется. То есть Ливадийский РСЗ имеет все, чтобы организовать нормальный ремонт, поэтому выбор пал именно на это предприятие. И, что немаловажно, оно гарантировало, что все работы от начала и до конца будут проведены на территории Российской Федерации. Что полностью соответствует тому направлению, которое задало Правительство.

– И глава государства, и премьер-министр достаточно четко обозначили: все возможные заказы на строительство судов должны выполняться в России.

- Ну, мы сейчас говорим не о судостроении. Но что касается судоремонта, вице-премьер Дмитрий Рогозин однозначно заявил, что государственные контракты по ремонту за границей российских судов будут под его личным контролем. Это и понятно, речь идет о серьезных финансовых средствах из бюджета, зачем на них поднимать судоремонт за рубежом? У нас есть свои мощности. Конечно, тот мощный потенциал судоремонта, который был раньше, отчасти утерян. Но глядя на те позитивные перемены, которые происходят на Ливадийском ремонтно-судостроительном заводе, мы остановили свой выбор на них.

Что немаловажно, при ремонте в нашей стране отсутствует языковой барьер. В общем, нам надо подождать результата.

Контракт на ремонт ЛСС «Сибирский» был подписан 4 июля, на протяжении двух месяцев шла подготовка к ремонту, оценивался объем предстоящей работы. 4 сентября мы в соответствии с условиями контракта сдали судно в ремонт, и сейчас наступило время исполнения надежд и ожиданий как экипажа «Сибирского», так и рыбаков Дальневосточного бассейна. В декабре мы должны получить уже отремонтированный спасатель.

– И в дальнейшем вы, наверное, рассчитываете, что будет возможность отремонтировать и другие суда, которые на сегодняшний день простаивают?

– Да, конечно. У нас большие проблемы по МСБ «Капитан Клюев» – единственное оставшееся в России судно такого типа (серия была небольшая). Очень хороший корпус, но имеющиеся запчасти для этого буксира достаточно дорогие. Давно уже стоит МСБ «Юрий Орленко», простаивает противопожарное судно «Дозорный». Их надо восстанавливать и эксплуатировать.

– Ввод в строй «Сибирского» станет значительным событием для отряда, ведь на протяжении нескольких лет судно было потеряно для работы.

– А вы представляете, сколько средств было потрачено просто на его содержание? И были годы, когда у нас промысловые экспедиции были по самому минимуму обеспечены спасательным флотом. Естественно, если на следующий год «Сибирский» войдет в строй, мы сможем охватить больше районов.

– Но ведь спасательный флот, наверное, должен не только ремонтироваться, но и пополняться? Сколько единиц в идеале нужно для Дальневосточного бассейна?

– Если бы все восемь наших судов, пусть даже они и достаточно «пожилого возраста», работали, это обеспечивало бы довольно высокий уровень безопасности рыбопромыслового флота. При нынешних условиях сложно говорить о строительстве новых судов для отряда аварийно-спасательных работ, но это необходимо. Сейчас готовится федеральная целевая программа «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2015 – 2020 годах». Хотелось бы, чтобы ФЦП предусмотрела строительство хотя бы по одному судну на Северный и Дальневосточный бассейны. Это важная и нужна работа.

Маргарита КРЮЧКОВА, Fishnews

Октябрь 2013 г.