На протяжении почти ста лет основным промысловым беспозвоночным северной части Тихого океана был камчатский краб. Впервые этот вид описал в 1804 г. В. Г. Тилезиус (1769-1857 гг.). Он был принят в качестве натуралиста в кругосветную экспедицию И. Ф. Крузенштерна которая, помимо прочего, имела целью произвести описание берегов Камчатки и северо-западного побережья Америки. Во время двухмесячного пребывания в Петропавловске В. Г. Тилезиус по одному экземпляру, который принесли ему местные жители, впервые произвел описание этого вида.
Добывать камчатского краба стали в 70-х гг. XIX века у берегов Камчатки, а также в заливе Петра Великого. В то время никакой обработки уловов на судах не производили, краба доставляли в живом виде. Первые неудачные попытки консервирования крабов были предприняты на Камчатке в конце 90-х гг. позапрошлого века, а в Японии – в начале прошлого века. Однако вскоре технология производства консервированных крабов была отработана, и в 1907 г. в Японии запустили первый крабоконсервный завод. В России такое предприятие впервые было открыто в 1908 г. в Приморье, в бухте Гайдамак. Спустя два года крабоконсервный завод появился в бухте Находка, а в 1913 г. – на берегу залива Восток, в бухте Тафуин (сейчас Южно-Морская). В 1914 г. российские краболовы Дальнего Востока выработали 730 ящиков консервированных крабов. После этого в связи с Первой мировой войной, революцией и Гражданской войной добыча крабов и производство крабовых консервов практически прекратились.
Между тем Япония в соответствии с Портсмутским мирным договором от 1905 г. имела широчайшие права на вылов рыбы и морепродуктов вдоль российского побережья. Японские компании, оценив выгоду от экспорта крабовых консервов, повсеместно начали строить новые предприятия. Крупнейшее японское объединение по добыче и переработке водных биоресурсов в российских водах «Ничиро» (80-90% всего вылова рыбы и крабов) строит в 1916 г. на острове Парамушир крупный крабоконсервный завод, куда доставляются для переработки крабы, выловленные у берегов Западной Камчатки. В 1917 г. только на островах Парамушир и Шумшу работает 14 японских крабоконсервных заводов. В начале 30-х годов японские компании осуществляли масштабное освоение крабов не только у берегов Западной и Восточной Камчатки, но и вдоль Большой и Малой Курильских гряд, берегов Сахалина и Приморья.
Добычу крабов и производство из них консервов советские предприятия возобновили только в 1920 г. На экспорт такая продукция стала отправляться в 1923 г. с заводов в бухтах Тафуин и Находка, а также с Кихчик-Кольского завода на Камчатке (до 1928 г. он оставался единственным российским крабовым заводом на полуострове). До 1928 г. предприятие в бухте Тафуин выпускало 8-9 тысяч ящиков крабовых консервов в год.
В 1920 г. японцы отправляют на промысел краба первый плавучий крабоконсервный завод, а спустя три года в море выходит уже шесть таких судов.
Начало организации рыбного промысла в Советской России было положено в 1921 г. с изданием декрета «О рыбной промышленности и рыболовстве», в котором сделан упор на формирование собственного рыболовного флота, охрану рыбных запасов страны и капитальные вложения в развитие рыбной промышленности Мурманска и Дальнего Востока. Уже в мае 1924 г. было создано «Охотско-Камчатское акционерное рыбопромышленное общество» (ОКАРО), которое, несмотря на фактическую убыточность, позволило государству закрепиться в рыбной промышленности, накопить организационный, производственный и внешнеэкономический опыт, востребованный в последующие годы.
В 1926 г. «Охотско-Камчатское акционерное рыбопромышленное общество» влилось в состав первого государственного рыбопромышленного предприятия Дальнего Востока – Дальгосрыбтреста, – образованного 25 ноября 1925 г. В Дальгосрыбтрест также вошел рыбоконсервный завод в бухте Тафуин и другие предприятия, в том числе выкупленные у японцев, занимавшиеся добычей крабов и производством крабовых консервов.
В июне 1927 г. с целью развития экономической жизни и рационального использования естественных богатств Камчатского округа было создано «Акционерное Камчатское общество» (АКО).
К этому времени промысел и обработку крабов в западнокамчатских водах вели девятнадцать японских крабоконсервных плавзаводов, а в аренде у японских компаний находилось 89% всех краболовных участков. По условиям аренды, японские краболовы должны были осуществлять выборочную эксплуатацию крабовых полей и планирование будущих запасов, а правительство Японии даже пыталось нормировать вылов краба, хотя такие попытки чаще всего носили лишь формальный характер.
Для того чтобы изменить ситуацию и потеснить Японию на международном рынке, необходимо было создать собственный крабовый флот. В связи с этим в конце 1927 г. Дальгосрыбтрест поручил торгпредству России в Токио подобрать подходящее судно для установки на нем оборудования крабоконсервного завода. Договор о покупке японского сухогруза «Тайя-мару» за 350 тыс. рублей был подписан 3 февраля 1928 г. Судно было 1913 года постройки, имело грузоподъемность 2750 тонн и длину около 95 м. Так как крабовая путина у западного берега Камчатки начиналась в середине апреля, ремонт и установку оборудования в порту Осака необходимо было выполнить в рекордные сорок пять дней. Уже 15 марта капитан первого отечественного крабоконсервного плавзавода А. И. Дудник поднял на судне советский флаг, оно получило символическое название «Первый краболов».
Параллельно с Дальгосрыбтрестом, покупкой судна для крабоконсервного завода занималось Акционерное Камчатское общество. На эти цели в ноябре 1927 г. было выделено 322 тыс. рублей, судно планировалось приобрести в Америке. В марте 1928 г. в Сиэтле на сухогрузе «Чейз» был поднят советский флаг, затем судно перегнали в японский порт для переоборудования. «Чейз» был построен в США в 1919 г., имел длину 77,3 м и грузоподъемность 2674 тонны. 4 апреля 1928 г. судно прибыло в порт Хакодатэ, его капитаном назначен Г. И. Александров, а само судно стало называться «Камчатка».
Так как в то время в России не было специалистов по обработке и консервированию крабов, приходилось нанимать на плавзавод японцев. Рабочих подбирал японский управляющий заводом (сэндо), капитан по договору не имел право участвовать в этом процессе. В результате из 300 рабочих, нанятых в Хакодатэ на «Первый краболов», около трети были детьми в возрасте от 14 лет. Мастера объясняли это тем, что детские руки лучше и быстрее справляются с укладкой крабовой мякоти в баночки для консервов.
В первой декаде апреля «Первый краболов» одновременно с девятнадцатью японскими крабоконсервными плавзаводами направился к берегам Западной Камчатки. Российское судно уступало японским в скорости хода. Для того чтобы не отставать от японской флотилии и иметь возможность выбрать хорошее место для промысла, капитан «Первого краболова» А.И. Дудник рискнул и решил пойти до Западной Камчатки по Охотскому морю. Обычно в это время японские плавзаводы шли вдоль тихоокеанского побережья Курильских островов: на охотоморской стороне в это время ледовая обстановка была опасной. Такая маленькая хитрость позволила «Первому краболову» прийти к месту промысла раньше почти на двое суток. 22 апреля 1928 г. в районе острова Птичий «Первый Краболов» спустил на воду все восемь промысловых ботов «кавасаки».
16 мая 1928 г. к «Первому краболову» присоединился плавзавод «Камчатка». Первые ловушки были поставлены в районе реки Морошечная. Они существенно отличались от современных, представляя собой сети размером 6,2 на 2,4 м со стороной ячеи 20 см. Сети связывались одна с другой в порядки по 30 штук. К каждой из них привязывались каменные грузила и наплава. По краям порядка цеплялись якоря, от которых на поверхность воды поднимались лини, соединенные с тремя большими наплавами. Между двумя порядками также крепился якорь с линем.
Первая крабовая путина оказалась удачной для советских плавзаводов. В конце октября «Первый краболов» прибыл во Владивосток. За время промысла на заводе было изготовлено более 20 тыс. ящиков консервов (в ящике 48 фунтовых банок, один фунт – 0,453 кг.). Для расширения районов промысла сразу после прихода во Владивосток «Первый краболов» отправился на добычу краба к побережью Японского моря. Всего в этом году судно выпустило 21400 ящиков консервов. Крабоконсервный завод «Камчатка» из-за позднего выхода на промысел не успел выработать весь запланированный объем и произвел только 15300 ящиков консервов. Общий объем консервов, выпущенных на «Первом краболове» и «Камчатке» в 1928 г., составил две трети всей продукции этого вида, произведенной советскими предприятиями. Все консервы, выработанные на плавзаводах, независимо от сортности были направлены на рынки США и Англии – в то время основных потребителей этого продукта.
Таким образом, в 1928 г. по крабовой монополии Японии был нанесен серьезный удар. Увидев опасность со стороны зарождающегося советского краболовного флота, японское правительство даже отменяет формальные ограничения, призванные регулировать промысел краб. Японские компании, до этого непримиримые соперники, договариваются координировать свои действия и выступить вместе против советских краболовов.
В 1929 г. на промысел вышло 22 японских крабоконсервных плавзавода, с апреля по сентябрь они выработали 420 тыс. ящиков консервов, выловив для этого более 44 млн. экземпляров краба. Так как крабовые ловушки в то время не обладали селективностью, в них попадало большое количество самок и молоди, причем большинство особей погибало. С учетом такого прилова общий объем добычи мог составлять более 85 млн. штук. Получается, что только японские краболовы могли добыть в 1929 г. не менее 110 тыс. тонн крабов. В тот год советская крабовая флотилия насчитывала уже 4 плавзавода, а за сезон было выработано 70 тыс. ящиков консервов. По-прежнему весь товар отправлялся на экспорт, причем советские консервы продавались дешевле японских, что также не нравилось японским производителям. При этом, так как в первые годы на краболовах СССР работали только японские рабочие, качество советских консервов практически не уступало японской продукции.
После 1929 г. количество японских крабоконсервных судов стало резко сокращаться. В 1930 г. на промысел вышло 19 единиц, в 1931 г. – 9, а в 1932 г. – всего 7. Тем временем советский крабодобывающий флот, наоборот, наращивал свое присутствие. В 1929 г. «Акционерное Камчатское общество» часть закупленных в Америке пароходов переоборудует в плавучие крабоконсервные заводы, будет построен крабоконсервный завод на острове Птичьем. Всего к 1932 г. в промысле было задействовано 11 плавучих крабоконсервных заводов – «Второй», «Третий», «Четвертый», «Пятый», «Шестой», «Гиляк», «Коряк», «Ламут», «Тунгус», «Юкагир» и «Всеволод Сибирцев».
В связи с быстрым развитием крабового промысла на Дальнем Востоке с целью оптимизации производственных и сбытовых вопросов в октябре 1930 г. на основании приказа Уполномоченного правления Союзрыбы для добычи крабов в водах Дальнего Востока, а также для производства и реализации крабовых консервов образован Дальневосточный трест плавучих крабоконсервных заводов – Кработрест. В его состав вошли краболовы, выделенные Дальгосрыбтрестом и «Акционерным Камчатским обществом».
В связи с осложнением отношений СССР и Японии в области рыболовства, а также укреплением советских военно-морских сил на Дальнем Востоке японских промысловиков стали постепенно вытеснять из советских вод и с советских краболовов. В 1930 г. семь из одиннадцати советских плавучих крабоконсервных заводов полностью отказались от японской рабочей силы. Однако в результате на суда нанимались люди, которые не имели вообще никакого опыта в производстве крабовых консервов, часто это были сбежавшие из колхозов крестьяне. Такая ситуация существенно сказалась на качестве продукции. Этим воспользовались японские добытчики краба, не желавшие без боя сдавать позиции на рынке. В 1930-1931 гг. в иностранной прессе организована компания по дискредитации советской продукции. СССР обвиняют в использовании дешевого, практически рабского труда на крабоконсервных заводах, что позволяет сбывать товар (причем очень низкого качества) по демпинговым ценам.
Действительно, проблема с качеством советских крабовых консервов стояла очень остро. Многие претензии покупателей были обоснованными. В 1931 г. на продукцию поступило огромное количество жалоб от американцев, многие из них совсем отказались от советской «Чатки». Из-за существенных проблем с качеством Всеамериканская конвенция консервной промышленности отказалась допускать советский товар на выставку в 1932 г.
От руководства Кработреста жестко потребовали исправить ситуацию. На плавбазы стали принимать более квалифицированных рабочих, росла популярность ударнического движения, да и просто со временем появился опыт производства консервов из крабов. Постепенно проблема с качеством продукции была решена, хотя цена советских консервов по-прежнему оставалась вне конкуренции.
Основной вылов краба с 20-х гг. прошлого века обеспечивал Западно-Камчатский шельф. В период с 1924 по 1938 гг. отечественным флотом ежегодно вылавливалось от 0,8 до 32,7 млн. особей краба. В период Великой Отечественной войны и в первые четыре послевоенных года в связи с сокращением крабодобывающего флота, прекращением освоения краба японцами вылов резко снизился. Это создало благоприятные условия для воспроизводства и восстановления запасов. С 1946 по 1957 гг. объемы добычи краба резко возросли, и благодаря принятым мерам регулирования и охраны запасов в следующем десятилетии вылов поддерживался на уровне 23-28 млн. штук.
Начиная с 30-х гг. прошлого столетия единственным в СССР добытчиком и производителем крабовых консервов становится Кработрест.
На основании постановления Совнаркома СССР от 22 февраля 1937 г. Кработрест был объединен с Дальморзверопромом и переименован в Крабоморзвертрест (трест по добыче краба и морского зверя). В его состав вошла первая советская китобойная флотилия «Алеут».
В 1947 г. из состава Крабоморзвертреста выделена советская китобойная флотилия, а само объединение вновь переименовано в трест плавучих крабоконсервных заводов «Кработрест». 19 октября 1959 г. трест стал управлением краболовных флотилий и плавучих консервных заводов «Крабофлот».
В апреле 1970 г. управление краболовных флотилий и плавучих консервных заводов, управление китобойных флотилий и Дальморепродукт реорганизованы и на их базе создано производственное объединение «Дальморепродукт», в ведение которого и перешли флотилии и плавбазы. Таким образом, «Кработрест», а впоследствии объединение «Дальморепродукт» как монополист по добыче краба в СССР просуществовал с 1930 г. до начала 90-х гг.
В послевоенные годы, несмотря на совершенствование добывающего флота и механизацию многих процессов, промысел крабов по-прежнему осуществлялся с помощью донных ставных сетей, что негативно сказывалось на состоянии запасов. Минимальный в послевоенные годы вылов крабов отмечен в 1978 г., он составил 7,8 млн. особей.
Усилиями отечественной науки, «Дальморепродукта» и других организаций на рубеже 60-70-х гг. начался процесс переоснащения отечественного крабодобывающего флота. В1973 г. на промысел крабов у Западной Камчатки вышел первый плавзавод «Сергей Лазо», снабженный коническими ловушками. С этого момента флот стал активно переходить на добычу ловушками. Опыт такого лова российские рыбаки переняли у японских коллег, использовавших ловушки на добыче глубоководных крабов-стригунов в Японском море с 50-х годов.
Также на рубеже 60-70-х гг. идет активное регулирование промысла крабов, разрабатываются требования к орудиям лова, пересматривается промысловая мера крабов, а также устанавливаются ограничения по срокам и районам промысла. В 1980 г. приказом Минрыбхоза СССР утверждены Правила рыболовства во внутренних водоемах Дальнего Востока – вводится запрет на промысел крабов всеми орудиями лова, кроме ловушек. Такие меры позволили остановить снижение запасов, и в 1988 г. вылов достиг 14 млн. экземпляров. Все это время основу улова продолжал составлять камчатский краб.
Межу тем в 70-80-е гг. изучается возможность промысла других видов крабов, осваиваются новые районы добычи. Появляется возможность рекомендовать к промыслу не только камчатского краба – начинает развиваться отечественный промысел крабов-стригунов. Используются суда, оборудованные крабовыми ловушками для работы на больших глубинах.
В начале 90-х гг., с развалом СССР, прекращается крабовая монополия Дальморепродукта. Появляются частные и совместные предприятия, осваивающие добычу краба. Государственные предприятия приватизируются и акционируются. В 1990-93 гг. российские крабодобывающие организации начинают осваивать американскую технику лова на краболовах-процессорах. На таких судах выпускается продукция в виде варено-мороженых конечностей краба. Также осуществляются поставки крабов в сыро-мороженом и живом виде. К концу 90-х гг. специализированным промыслом краба занималось примерно 160 предприятий, имевших свыше 350 единиц крабодобывающего флота.
На рубеже веков постепенно начинает меняться видовая структура общего допустимого улова крабов. Если до 2000 г. в объеме ОДУ 50% и более составлял камчатский краб и другие «королевские крабы» (синий и равношипый), то с 2001 г. постепенно начинают доминировать крабы-стригуны. К 2010 г. на долю «королевских крабов» приходится всего 18% от ОДУ, а если говорить о камчатском крабе, то и вовсе 3,6%. С 1993 по 2010 гг. средняя величина общего допустимого улова составляла 64 тыс. тонн, постепенно снижаясь к концу десятилетия. В 2012 г. ОДУ крабов на Дальнем Востоке установлен на уровне 43,5 тыс. тонн – это самый низкий показатель за постсоветское время.
Причиной такого существенного сокращения общего допустимого улова, а также изменения его структуры послужили негативные процессы в крабодобывающей отрасли, связанные с отсутствием надлежащего контроля за промыслом и, как следствие, практически неконтролируемым браконьерством в 1990-е и 2000-е гг. Притом что официальный отчетный вылов зачастую был меньше ОДУ, фактический вылов превышал его в разы. По экспертным оценкам, сделанным на основе официальных данных стран-импортеров крабовой продукции, общий вылов дальневосточных крабов составлял не менее 100 тыс. тонн ежегодно. В 2007 г. была достигнута рекордная цифра – более 180 тыс. тонн. С 1995 по 2009 гг. средний объем фактической добычи крабов составлял 132 тыс. тонн и в большей части являлся нелегальным.
Однако в последнее время в связи с преобразованиями в отечественной рыбной отрасли наметилась тенденция по снижению негативных процессов. С 2010 г. официальный вылов и процент освоения ОДУ постепенно растет. При этом объем нелегального вылова падает. За 2011 г. страны-импортеры ввезли 82,4 тыс. тонн российских крабов (в пересчете на вес улова), в предыдущий год – 85 тыс. тонн. Это существенно ниже, чем в период с 1995 по 2009 гг.
В настоящее время в некоторых районах промысла снимаются запреты на добычу крабов, в том числе и камчатского. Начинает восстанавливаться популяция камчатского краба на Западной Камчатке. Все это вселяет надежду на то, что ситуация с добычей краба на Дальнем Востоке в ближайшие несколько лет изменится в лучшую сторону.
В начале прошлого века остро стояла проблема с японским промыслом крабов в российских водах, но к концу 30-х гг. она была решена. Наступил относительно стабильный период, продолжавшийся вплоть до начала 90-х гг. Затем вернулись трудные времена, связанные с массовым браконьерством. Но, похоже, этому приходит конец, и, если учесть, что история развивается по спирали, крабовый промысел ждет стабильность.
Александр Дупляков, президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока