Газета "Рыбак Сахалина"
24 августа 2017 года

​Вокруг кеты. Странные телодвижения науки и рыбвода

На состоявшемся 17 августа заседании областной комиссии по анадромным видам рыб был приняла целый пакет по организации промысла кеты – сроки начала и окончания добычи, объёмы, места добычи и постановки орудий лова и т.д.

Накануне заседания появились рекомендации, которые, на взгляд некоторых членов комиссии, несколько меняли принятые ранее сроки начала промысла. Члены комиссии усмотрели в этом изменение концепции, которая существовала в прошлом году и которой ДВНПС призвал руководствоваться в этом. Несмотря на то, что инициаторы переноса срока на более раннее время утверждали, что никаких изменений не произошло, большинство проголосовало за то, чтобы сроки не менять.

Кстати, в регламенте работы комиссии появились изменения, утверждённые Минсельхозом России. Они позволили решить такой болезненный в последнее время вопрос, как отсутствие кворума. К нему привело ни чем, кроме благих пожеланий министерства (страшно далеки они от народа и реальных потребностей рыбаков!) не обоснованное увеличение числа членов комиссии. Теперь введено дистанционное голосование, которое сняло проблему. И отныне нет графы «воздержался», что, на мой взгляд, абсолютно верно, потому, что если следовать логике, в работе комиссии должны участвовать люди заинтересованные, со своим собственным мнением. Нововведение, как мне показалось, поставило в тупик некоторых представителей силовиков и, в частности, сотрудников МВД, которые добросовестно отсиживали положенное время, но когда наступало время голосования, по всем вопросам воздерживались. На сей раз им пришлось выбирать между «за» и «против».

В соответствии с рекомендациями науки в этом году в области разрешено выловить 31 тысячу 900 тонн кеты, в том числе в восточно-сахалинской подзоне 11400 тонн, в южно-курильской 12400, из них 10900 – на Итурупе.

Почти по всем вопросам повестки дня, а их на сей раз стояло семь, голосование было единогласным. Бурные споры вызвал пункт, который определял места добычи кеты для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства. Они, как указывалось в проекте протокола, определены по аналогии с 2016-м годом в соответствии с рекомендациями по ведению промысла осенней кеты искусственного происхождения (а она практически вся такая) и рассчитанной протяжённостью участков морского побережья, прилегающих к базовым водным объектам государственных ЛРЗ, где возможен вылов кеты заводского происхождения, но за исключением части участка в районе впадения реки Поронай.

Что это за исключение? С подачи, как все понимают, Сахалинрыбвода и СахНИРО, в проект постановления был внесён пункт 3.3, который гласит: «Для обеспечения подхода производителей кеты к рыбоводным заводам (Побединский и Буюкловский ЛРЗ) и пропуска на естественные нерестилища запретить специализированный промысел кеты в районе от 5 км юго-западнее до 5 км северо-восточнее устья реки Поронай».

Запомнили? А теперь прочитайте следующий пункт 3.4. Им вылов кеты разрешается осуществлять на речных рыбопромысловых участках, а также в водных объектах, в которых осуществляется выпуск молоди тихоокеанских лососей рыбоводными заводами – с использованием орудий лова, не запрещённых правилами рыболовства и/или «концевыми» ставными орудиями добычи при наличии морских РПУ, прилегающих к устью базовых водных объектов.

В том числе и на речке Буюклинке. А ведь пунктом выше якобы для обеспечения подхода производителей к Буюкловскому ЛРЗ и был запрещен промысел кеты в 5-километровой зоне от устья Пороная с той и с другой стороны.

Вы что-нибудь понимаете? Не проще ли было запретить промысел кеты на самой Буюклинке, в русле которой в прошлом году, говорят, было выловлено несколько тысяч тонн кеты. Точной цифры у меня, к сожалению, нет, но думаю, что Сахалинрыбвод любезно согласится предоставить её редакции «Рыбака Сахалина».

Вот и в этом году, резко ограничивая промысел возле Пороная, на комиссию выносится предложение разрешить ООО «Лангери» добывать кету на реке Буюклинка. Грешным делом подумалось, что для целей закладки икры на инкубацию. Но нет, предприятие будет ловить рыбу от устья 15000 метров вверх по течению, за исключением забойки рыбоводного завода.

Интересно, кому предназначена эта рыба, которой, по уверениям науки, не хватает для заполнения естественных нерестилищ – браконьеры, понимаете ли…

Это же ООО «Лангери» будет ловить кету и в Поронае – как сказано в решении комиссии, «от устья ручья Рыбоводный 1 км выше по течению реки Поронай – 1 км ниже по течению реки Поронай». Ну, кто-то ещё верит в сказочки о том, что на этих реках всю рыбу выбивают браконьеры?

И, надеюсь, теперь всем понятно, почему на реках частных рыбоводных заводов естественные нерестилища всегда заполнены, а реки, где стоят государственные, остаются пустыми и даже для закладки на инкубацию они вынуждены брать икру у частных.

Мне кажется, правоохранительные органы обязательно должны выяснить причины столь трогательной любви к ООО «Лангери».

Как ни странно, решение комиссии по этим двум пунктам было принято. Видимо, потому, что большинство её членов – люди, далёкие от рыбных проблем, и им всё равно, за что голосовать. Не в этом ли и состояла суть операции по увеличению численности областной анадромной комиссии, чтобы за счёт чиновничьего люда резко уменьшить в ней долю рыбаков-профессионалов?

А что, на дворе рынок. Значит, всё на продажу.

В. КАНТЕМИРОВ. «Рыбак Сахалина» № 33 от 24 августа 2017 г.