Рубежи Виктора Брежнева
Это имя хорошо известно рыбакам старшего поколения. Да и не только рыбакам. 70 лет живёт он в Сахалинской области.
«Я, Брежнев Виктор Тихонович, – пишет он в своих воспоминаниях, – родился 3 сентября 1942 года в селе Лесобиржа Вяземского района Хабаровского края. Так случилось, что мои родители разошлись, когда мне было три года. Отец забрал с собой моего старшего брата Анатолия и уехал на запад. Мы с матерью остались на прежнем месте. Отца я больше ни разу не видел, а с братом первая встреча состоялась лет через пятнадцать.
А апреле 1947 года мы с матерью переехали на Сахалин. С тех пор этот край стал для меня родным».
В посёлке Буюклы, где мать работала заведующей молокоприёмным пунктом, с отличием окончил семь классов, продолжал учёбу, но после восьмого перешёл в вечернюю школу и стал работать. Окончил курсы машинистов холодильных установок и работал по этой специальности на Поронайском мясомолпищекомбинате.
Как и все, наверное, мальчишки, в детстве мечтал стать моряком. С другом поехал поступать в Холмское мореходное училище. Практически был принят сразу после первого экзамена на основании документов об окончании семи классов с отличием. Однако из-за того, что товарищ не смог поступить в мореходку, учиться не стал. Ох уж эта подростковая солидарность! Но в 1960-м году вернулся к морской теме и поступил в Корсаковскую мореходную школу. После окончания работал мотористом на судах пароходства.
Затем – армия. Три года, от звонка до звонка, прослужил на Чукотке в зенитно-ракетном полку: 5 августа 1962 года новобранцев выгрузили с парохода на чукотский берег, а 5 августа 1965 года он оттуда улетел на самолете. Служба службой, но Виктору Брежневу очень хотелось закончить среднюю школу. Командир полка в порядке исключения разрешил посещать занятия в Чукотской окружной заочной средней школы. Закончил её с серебряной медалью, чем поставил местные органы народного образования в затруднительное положение – такого результата они не предполагали, так как это, наверное, на Чукотке случилось впервые.
Долго решали вопрос с Москвой, но медаль всё-таки вручили.
Параллельно перед увольнением в запас закончил курсы командиров стартовых взводов ракетного комплекса и по возвращении домой сразу же в военкомате ознакомился с приказом о присвоении первого офицерского звания. А до этого, в период службы, был принят в ряды КПСС.
После увольнения в запас возвратился домой в Буюклы. В это время из окраин двух соседних районов – Тымовского и Поронайского – был создан новый, Смирныховский. Естественно, все районные службы формировались практически на пустом месте.
Молодому коммунисту Виктору Брежневу при постановке на партучёт предложили возглавить (а по существу – создать) райспортсоюз. Это была большая школа организаторской работы.
В 1968 году В. Т. Брежнева пригласили на работу в аппарат Смирныховского райкома КПСС – инструктором орготдела, а в 1971 году – в Сахалинский обком КПСС инструктором отдела оргпартработы. Работа с такими людьми, как П. А. Леонов, В. С. Цицерук, Б. Д. Назаренко, Т. П. Селявский и другими, под руководством которых развивалась наша область, была незабываема.
Так уж сложилась, что в отделе оргпартработы сотрудники долго не задерживались, всегда нужно быть готовым к тому, что завтра-послезавтра придётся уехать для работы в любой из районов. Так в 1973 году и произошло: 31-летнему Виктору Тихоновичу Брежневу предложили поработать в Северо-Курильском районе председателем райисполкома. Беседа на эту тему с первым секретарём обкома КПСС Павлом Артёмовичем Леоновым длилась около двух часов. Затронуто было всё: и сложности этого самого отдалённого района, и его особенности, и многое другое.
Как раз в это время в семье Брежневых появился второй ребёнок – дочь Екатерина. Ей было всего несколько месяцев, когда Виктор Тихонович с женой Татьяной Николаевной, учителем начальных классов, и детьми, на перекладных, через Камчатку, добрался до Северо-Курильска, где и задержался на восемь с половиной лет.
Следует сказать, что, работая в обкоме, Брежнев являлся куратором этого района, неоднократно бывал здесь и неплохо владел обстановкой. Но, тем не менее, первые впечатления, особенно у жены, были, мягко говоря, не радостными.
Зимой при снежном покрове 2-3 метра и более – транспорт только гусеничный. Частые ураганные ветра, угроза цунами. Весной, даже практически уже летом, на центральной улице, как раз напротив райисполкома, застрял в яме трёхосный грузовик. На каждом углу в центре – нагромождение каких-то перекосившихся столбов с трансформаторами. Канализации нет. Везде горы бытового мусора почти на уровне крыш. В общем, глаза бы не смотрели. А заведующий райфо в первый день докладывает, что на счетах какие-то сотни рублей.
Начали с того, что стали изыскивать деньги, цемент, другие материалы. Нашли электрокабель, уложили в землю, а затем спилили все эти покосившиеся столбы. Начали бетонировать центральную площадь, а от неё – и дороги. Привели в порядок сквер, территорию вокруг Дома культуры. Самая большая беда – горы мусора. С ними уже давно смирились, поэтому организовать людей на уборку было трудно. Пока Виктор Тихонович собственными руками в нерабочее время не выгреб из кустов с прилегающей к дому территории, где жил с семьёй, и не нагрузил лопатой несколько машин накопившегося годами хламья, разговаривать с народом было сложно. Затем стало легче: люди увидели и поняли, что жить можно и нужно в других условиях.
Важной задачей было обезопасить население от постоянных угроз цунами и схода лавин. Пришлось принимать меры по переселению жителей из опасных зон и переносу центральной районной больницы, над которой висела постоянная угроза.
Предшественники Брежнева рассказывали, что особого спроса на благоустроенное жильё в районе не наблюдалось, очереди почти не было. Большинство жителей устраивала очень высокая по тем временам зарплата и ящики из-под папирос вместо столов. А затем спрос на благоустроенное жильё стал возрастать. А отсюда спрос на мебель и т.д. Затем появились другие вопросы: почему отсутствует торговля золотом? Почему нет телевидения?
Все эти вопросы последовательно находили решение. В 1977 году в Северо-Курильске появилась первая на Курильских островах телевизионная станция «Орбита». Это была поистине народная стройка. На её возведении (то есть на общестроительных работах) безвозмездно трудились многие мужчины из различных организаций. И построили станцию в рекордные сроки.
Так из года в год Северо-Курильск преображался. Появились новые улицы, канализация, уличное освещение. Развивалось и производство.
«Конечно, большую поддержку мы получили от областных органов – обкома партии и облисполкома, – вспоминает Виктор Тихонович. – Району ежегодно увеличивали объёмы капвложений, и они всегда осваивались, что давало возможность просить дополнительно».
Так в этих заботах – от одной победы до другой, как в бою от одного рубежа до другого – прошло более пяти лет. Казалось бы, для Северных Курил срок более чем достаточный, можно было бы просить и о замене. Но П. А. Леонов предложил поработать ещё несколько лет, но уже в должности первого секретаря райкома партии. Павел Артёмович понимал, что лучшей кандидатуры на этот пост он сейчас не найдёт.
К тому времени Брежнев прикипел душой к району, к его людям и, конечно, отказаться не мог. И уже по привычке те же хозяйственные заботы занимали у Виктора Тихоновича немалое время. Были уже свои наработки на ближайшие несколько лет, и уж очень хотелось претворить их в жизнь.
У северо-курильчан было традиционно внимательное отношение к ветеранам войны, особенно к участникам освобождения островов от японских милитаристов. О военных действиях недавнего прошлого напоминали ежегодные обнаружения складов боеприпасов времён войны. Они появлялись в самых немыслимых местах. Оказывалось вдруг, что многие годы по этим складам ездили автомобили, рядом с ними строились объекты…
Каждый год подразделения сапёров уничтожали массу снарядов, бомб, а они всё появлялись и появлялись, вылезали из земли. По этой причине были, к сожалению, несчастные случаи, в том числе и смертельные.
Бережно относились к памятникам военных лет, вели переписку с участниками освобождения. По воле жителей района при активном участии Камчатской военной флотилии на труднодоступной высоте острова Шумшу к 35-летию Победы над Японией был сооружён мемориальный комплекс на месте гибели П. Ильичёва и Н. Вилкова, повторивших подвиг А. Матросова. Там же находится и братская могила погибших на этой высоте.
На открытие комплекса были приглашены участники освобождения – Герои Советского Союза, но из них смог приехать один В. Н. Кот. Остальные, оставшиеся к тому времени в живых, не смогли прибыть по состоянию здоровья. Кроме того, было много ветеранов из числа бывших десантников.
«Нужно отдать должное мужеству людей, которые уже десятилетиями жили и живут в настоящее время на этих северных островах, – говорит Виктор Тихонович Брежнев. – Практически ежедневно они сталкиваются с какими-то природными катаклизмами. И их трудно чем-либо удивить или напугать. Даже когда в конце апреля 1981 года вдруг начал извергаться вулкан Алаид и Северо-Курильск в течение нескольких часов был засыпан пеплом и в дневное время находился в полном мраке, никакой паники не было. Были сложности в обеспечении питьевой водой, забиты трубы водопроводов и канализации, выведены из строя линии электропередачи, остановился весь транспорт – и, тем не менее, в этих условиях в течение всего лишь нескольких дней первоочередные работы по ликвидации последствий этой стихии были проведены, и первомайские мероприятия состоялись вовремя и в полном объёме».
Конечно, годы, отданные этому краю, события тех лет оставили в душе неизгладимый след. И когда в мае 1982 года решением бюро обкома КПСС Виктора Тихоновича откомандировали в порядке укрепления кадров в рыбную промышленность и назначили заместителем генерального директора производственного объединения «Сахалинрыбпром», он ещё длительное время не мог привыкнуть к мысли, что живёт уже не на Северных Курилах.
Работа в новой должности была не менее ответственная. Вопросы работы с кадрами, социальные и бытовые проблемы рыбаков стояли остро. В объединении работали около 40 тысяч человек, из них почти половина – плавсостав. С учётом членов семей численность превышала 100 тысяч человек. Большинство крупных предприятий – базы флотов, рыбокомбинаты и рыбозаводы были градообразующими. Доля объединения «Сахалинрыбпром» в общесоюзном производстве рыбной продукции составляла примерно 10 процентов. В экономике области рыбная промышленность доминировала. Всё это предполагало и большую ответственность руководителей объединения и предприятий за дела в отрасли. «Поэтому было всякое – и жёсткие наказания за недостатки в работе, и положительные оценки, – вспоминает В. Т. Брежнев. – Трудно сказать, чего было больше, но работать мы старались не за благодарности».
Коллектив редакция газеты «Рыбак Сахалина» поздравляет Виктора Тихоновича Брежнева с юбилеем и желает ему крепчайшего здоровья, многих лет жизни, счастья и удачи во всём!
У нашей редакции к Виктору Тихоновичу особенное отношение. В 1982 году, когда Брежнев был назначен заместителем генерального директора Сахалинрыбпрома, ЦК КПСС принял решение о том, что с 1 января 1983 года в Южно-Сахалинске начнёт выходить новое издание – газета Сахалинского обкома партии «Рыбак Сахалина». И Виктор Тихонович в кратчайшие сроки сделал всё, чтобы первый номер газеты вышел в положенное время: для редакции оперативно подобрали помещение, обеспечили её мебелью, техническими средствами и т.д. Так что в том, что «Рыбак Сахалина» уже почти 35 лет выходит без сбоев, мы видим и большую роль нашего юбиляра.
В. КАНТЕМИРОВ. «Рыбак Сахалина» № 34 от 31 августа 2017 г.