Налоговое бремя
Сбор за водные биоресурсы может увеличиться в десять раз.
Минсельхоз разработал поправки в Налоговый кодекс, которые почти в десять раз увеличивают сбор за водные биологические ресурсы. Россия – единственная страна в мире, которая устанавливает для своих рыбаков такую форму налогового бремени. Подготовленный ведомством проект категорически противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах. В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».
26 сентября на совещании у заместителя министра сельского хозяйства – руководителя Росрыболовства нам представили проект поправок, которые не имеют экономического основания и рассчитаны произвольно.
Законопроект предусматривает:
для Дальнего Востока увеличение ставок сбора за ВБР для 21 объекта промысла, сохранение действующих ставок сбора – для 37 объектов промысла и снижение для двух объектов промысла,
для Северного рыбохозяйственного бассейна увеличение ставок сбора за ВБР для 6 объектов промысла и сохранение – для 16 объектов промысла.
Предусматриваемые законопроектом ставки приведут к увеличению налоговой нагрузки на дальневосточном промысле:
на промысле лососёвых – с 342 млн. рублей до 4,2 млрд. рублей;
на промысле креветки – с 10 млн. рублей до 360 млн. рублей;
на промысле минтая – с 824 млн. рублей до 4,7 млрд. рублей;
на промысле тихоокеанской сельди – с 27 млн. рублей до 580 млн. рублей;
на промысле крабов – с 260 млн. рублей до 2,5 млрд. рублей.
В целом по отрасли предлагаемые законопроектом ставки сборов приведут к увеличению налоговой нагрузки с 1,8 млрд. рублей до 18 млрд. рублей. В десять раз. Это означает увеличение налоговой нагрузки с 11,6% почти до 18%.
Экономическое обоснование предлагаемых ставок сборов отсутствует, что делает невозможным профессиональное обсуждение предложений регулятора.
Также регулятор предлагает операцию по смене пола: меняется юридическая природа взимаемого платежа. Сейчас рыбаки уплачивают сбор – это платёж за юридически значимое действие, за выдачу разрешения на вылов. Взамен предлагается платёж, привязанный к экономическим результатам деятельности предприятия. С этим можно согласиться только в том случае, если разработчик законопроекта предлагает полноценную главу Налогового кодекса, в которой детально и ясно установлены налоговая база, налоговый период и другие обязательные элементы налога.
Однако разработчики такую главу Налогового кодекса не предлагают. Фактически делается попытка вырвать кусочек из главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на добычу полезных ископаемых».
Без сомнения, изменения в налоговое регулирование отрасли (в том числе в порядок уплаты сборов за водные биоресурсы) необходимо, но такие изменения должны основываться на прочном правовом и экономическом фундаменте.
Подготовленные Минсельхозом и Росрыболовством поправки такого фундамента не имеют, поэтому они приведут к необоснованному увеличению налоговой нагрузке на предприятия и разгонят рост цен на рыбопродукцию.
Г. ЗВЕРЕВ.
«Рыбак Сахалина» № 44 от 9 ноября 2017 г.