Газета "Рыбак Сахалина"
25 января 2018 года

​Движение навстречу

Когда два десятилетия назад охрану морских биологических ресурсов передали пограничникам, никто не ожидал, что со временем острая конфронтация между ними и рыбаками, имевшая под собой определённые основания, перерастёт в то, что в какой-то степени можно назвать партнёрством. Естественно, партнёрством с законопослушными рыбаками, которых сейчас абсолютное большинство и которые требуют к себе адекватного отношения и понимания их проблем.

Это движение навстречу друг другу было очень хорошо заметно на состоявшейся в канун нового года встрече, прошедшей в пограничном управлении ФСБ России по Сахалинской области. На ней обсуждались вопросы осуществления рыболовства в 2017 году и организации промысловой деятельности в 2018-м году. Встреча, что показательно, состоялась по инициативе пограничников.

- Надо сказать, что они сейчас очень активно сотрудничают с рыбаками, – отметил президент Ассоциации рыбаков Сахалинской области Максим Георгиевич Козлов. – И не только сахалинские. Нас даже камчадалы приглашали приехать к ним поговорить об имеющихся проблемах: воды же сопредельные, а Северные Курилы так вообще находятся в зоне ответственности Северо-Восточного погрануправления. Мы с большим позитивом оцениваем такое отношение к рыбакам. Подобные контакты помогают понять друг друга – лучше, если бы мы сидели по своим кабинетам и не общались.

В качестве подтверждения сказанному можно привести такой принципиальный момент, который нашёл понимание и у пограничников. Это перегрузы в море. У нас до сих пор работает закон об экономической зоне, принятый в 1998 году, в котором заложен ряд норм, обязывающих рыбаков и пограничников осуществлять определённые действия по контролю перегруза продукции из ВБР.

Когда его принимали, было понятно, что такой закон необходим: все знают, какая вакханалия творилась тогда в море. Затем в 2004-м году вышел закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, которым, в частности, определялся порядок ведения промышленного и прибрежного рыболовства. Этот закон, как известно, обязывает законопослушных рыбаков при осуществлении прибрежного рыболовства доставлять уловы на берег для дальнейшей переработки и реализации. Если же рыбак ведёт промышленное рыболовство, он обязан доставить уловы на таможенную территорию Российской Федерации для оформления и вывоза за рубеж

И получается, что в любом случае законопослушный рыбак обязан привезти свою продукцию на берег, где она всегда подвергается контролю, просчитывается. Таким образом, статья предыдущего закона о том, что должностное лицо (то есть пограничник-инспектор) обязан просчитывать рыбу при её перегрузе в море, становится просто бессмысленной.

У обеих сторон – и у рыбаков, и у пограничников – эта ситуация вызывает серьёзное недовольство: рыбак несёт колоссальные потери в связи с необходимостью искать в море инспектора, доставки его на борт промыслового судна, на что уходят иногда, как, например, на промысле сайры, о чём говорил на встрече генеральный директор ООО «Корифена» Василий Петрович Сахарнацкий, недели.

Видимо, в этом и кроется одна из главных причин, почему наши сайровики не получают сейчас тех результатов, на которые могли бы рассчитывать. Здесь вообще огромная проблема, потому что район промысла – это внешняя граница исключительной экономической зоны. Понятно, что там патрульное судно не стоит, и где взять должностное лицо (инспектора), чтобы он контролировал ход перегруза – задача ещё та. Сайра мигрирует быстро, быстро образует скопления. Это приводит к быстрому заполнению трюма и необходимости скорейшего перегруза, чтобы снова заняться ловом, потому что скопления рыбы могут так же быстро рассеяться. И в результате из-за отсутствия инспектора наши рыбаки находятся в состоянии ожидания, не имея права вести промысел, в то время как представители других стран ведут активный лов.

Отметив на совещание этот факт, рыбаки сказали, что будут инициировать отмену положения о контроле перегруза в море, тем более что по этому поводу есть полное взаимопонимание с пограничниками. «Если удастся претворить наше желание в жизнь, – говорит М. Г. Козлов, – рыбак получит колоссально облегчение в ведении промысла. Резко повысится его эффективность, не будет теряться промысловое время на огромное количество ненужных переходов для доставки инспектора. А ведь это не только сэкономленное время, но экономия топлива, которое сейчас расходуется на выполнение данной явно избыточной операции».

Уловы, доставляемые на берег для переработки, находятся под 100-процентным контролем. В связи с этими проверками также возникают определённые потери промыслового времени, остановка заводов. Пограничное управление, согласившись с рыбаками, также пришло к мнению, что нужно поработать над изменениями административного регламента, который оно сегодня исполняет. Тщательная его переработка в духе времени позволит серьёзно увеличить поставки уловов на берег, а, соответственно, количество рабочих мест и объёмы выпуска продукции.

По мнению М. Г. Козлова, необходимо вводить риск-ориентированный подход, о котором сейчас много говорится. Он как бы разделяет предприятия по степени доверия государственного органа к промышленности. Есть предприятия законопослушные, не нарушающие установленные нормы и правила: они, находящиеся в малой степени риска, будут, по идее, проверяться гораздо реже, чем те, по поводу которых имеются сомнения в законности их действий.

Конечно, это я говорю в очень упрощённой форме, система намного сложнее. Но в нашей отрасли, в отличие от некоторых других, система риск-ориентированного подхода вообще пока не введена, особенно что касается контрольно-надзорной функции. Это тоже составная часть работы по изменению законодательства – ведь также необходимо вносить определённые изменения в федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В целом, отмечают рыбаки, состоявшаяся на площадке погрануправления встреча прошла на позитивном уровне.

В. ЗЕМЛЯНСКИЙ. «Рыбак Сахалина» № 3 от 25 января 2018 г.