Газета "Рыбак Сахалина"
17 января 2019 года

Вместо «трех хвостов»?

Глава Сахалинской области Валерий Лимаренко встретился в Москве с заместителем министра сельского хозяйства Российской Федерации – руководителем Федерального агентства по рыболовству Ильей Шестаковым. В результате переговоров принято принципиальное решение о возможности свободного вылова горбуши для жителей островов.

В ходе деловой встречи Валерий Лимаренко поднял важный для жителей Сахалина и Курил вопрос о свободном вылове рыбы лососевых пород. «К сожалению, сейчас далеко не все островитяне могут позволить себе купить свежую рыбу в магазинах или даже на рынке, но их выручает рыбалка. Однако по вылову лососевых, в частности, горбуши существуют ограничения. Считаю, что нужно разрешить свободный вылов для собственного потребления – это станет важным шагом к решению проблемы обеспеченности населения свежей рыбой», – отметил глава региона.

Руководитель Росрыболовства с этой позицией согласился и предложил разрешить свободный вылов горбуши при условии, что рыбалка будет вестись исключительно удочками и спиннингами и только на территории морского побережья, а суточная норма улова не должна превышать 5 кг. Власти муниципалитетов Сахалинской области уже определили места вылова горбуши, их остается утвердить. Послеэтого соответствующие изменения внесут в «Правила рыболовства дальневосточного рыбохозяйственного бассейна». Законное основание для вылова ценной рыбы у сахалинцев и курильчан появится к началу хода горбуши, сообщила пресс-служба правительства Сахалинской области.

В бытность Олега Кожемяко, когда он был врио губернатора Сахалинской области, в народ была вброшена идея о «трех хвостах», дружно поддержанная сахалинцами и курильчанами. А еще мы прогремели по всей России с инициативой «Доступная рыба».

Задумано, казалось, было неплохо – любой островитянин мог без страха наказания и оглядки на правоохранительные органы спокойно добыть для личного потребления три особи лососевых. Выходи на речку или морское побережье, да и отсчитывай себе рыболовные трофеи – раз, два, три. А после сматывай удочки и собирайся домой.

Правда, здесь есть один маленький нюансик. Добывать лососевые можно было не где попало, а исключительно на отведенных для этого участках. А до них, знаете ли, добраться надо. Далеко не все еще имеют автомобили. И не всем поездки на промысловые участки по карману. Особенно когда нет клева, а сам улов никак не оправдывает дорожные расходы. Конечно, специалистам на хорошо оплачиваемых работах рыбалка не добыча пропитания, а азартное увлечение. Только вот для многих пенсионеров, живущих от получения до получения пособия, пойманные уловы –существенная прибавка в рацион питания. И далеко не все наши ветераны могут сами себе её обеспечить.

Кто однозначно выиграл от «трех хвостов», так это браконьеры.Рискну утверждать, что с претворением в жизнь инициативы Кожемяко борьба с этим злом в островном регионе заметно ослабла. А само браконьерство стало приобретать все более и более промышленные масштабы. Дошло до того, что в Стародубском в минувшем году «джентльмены рыбацкой удачи»широко отметили добычу с начала сезона тысячной тонны лососей. Под марку «трех хвостов»браконьерские ряды пополнились сотнями и сотнями «рекрутов». Причем, значительная часть населения сел,находящихся вблизи нерестовых рек, живет исключительно за счет незаконной добычи ВБР. Как на зимней подледной рыбалке, так и во время лососевой путины.

Как кого, но лично меня начали раздражать разговоры, что люди идут браконьерствовать из-за безработицы и безысходности. Допустим, построят в том же селе перерабатывающее предприятие с хорошими условиями труда и неплохими заработками. Только вот очереди из «перековавшихся» браконьеров наблюдаться не будет. И только потому, что на «вольных хлебах» они доходы имеют в разы больше своих законопослушных односельчан.

Что рождает спрос? Все правильно – предложение.Но одно дело торговать своим уловом на рынке, другое – когда твой улов принимают скупщики, хозяева подпольных (а то и официально действующих) производств. Какие тут «три хвоста»! И, заметьте,речи о плате за ВБР, налоговых отчислениях, отчислениях в Пенсионный фонд никак не идет.

В идеале не обязательно бегать по речкам и морским побережьям, дабы поймать злоумышленников –достаточно «перекрыть кислород», ликвидировав им рынок сбыта.Только вот кто за это возьмется?

Еще один вопрос: а кому бегать по речкам и морским побережьям? По нормативным документам – инспекторам рыбоохраны Росрыболовства. Откровенно говоря, порой становится их жалко. Это надо очень любить свою работу, дабы при честном отношении к делу при мизерной зарплате практически ежедневно рисковать здоровьем,а порой и жизнью.

А еще непонятно почему органы рыбоохранны были разоружены и резко сокращены. Невозможно 3-4 рыбинспекторам должным образом контролировать порядок на водоемах, к примеру,Корсаковского района. Да, что там Корсаковского – перечисляй все муниципальные образования Сахалина.Разговоры же об укреплении органов отечественной рыбоохраны годами остаются лишь разговорами.

К чему этот разговор? Да к тому, что без четкого отделения зерен от плевел, то бишь законопослушных рыболовов от матерых и начинающих браконьеров,все останется на «кругах своих». Просто нарушители закона смогут теперь прикрываться не «тремя хвостами», а «пятью килограммами».

Вместе с «тремя хвостами»сошла на нет акция под патронажем О. Кожемяко «Доступная рыба». Пиар чистой воды, она одно время еще держалась на авторитете и воле руководителя региона, но на долгое будущее обречена не была. Ну, сломали через колено несколько десятков рыбопромышленников, заставив их реализовывать часть уловов по несколько заниженным ценам. При этом рыбу могли приобрести как представители нефтегазового комплекса (с шестизначной зарплатой),так и старушки с пенсией чуть выше прожиточного минимума.Действительно, при таком раскладе рыба для богатых становилась еще доступней, чего не скажешь об очень бедных. Как была она доступна последним в лучшем случае по великим праздникам, так и осталась. Впрочем,как и мясопродукты.

Может надо не нарушать рыночные законы, а пойти другим путем? В абсолюте – поднять доходы населения до уровня, когда рыба станет доступной для всех. Но вряд ли это будет реализовано в короткий срок.

Можно организовать выдачу малоимущим специальных «рыбных» талонов, предусмотрев для этого средства в региональном бюджете и подключив к этому делу органы социальной защиты. Кстати, нечто подобное широко практикуется среди бедняков США.

Не исключаю, что есть и другие пути решения проблемы. Но не есть хорошо «ставить навытяжку»рыбопромышленников, облагодетельствовав «доступной рыбой» всех подряд, за исключением людей, живущих за чертой бедности. Именно тех, кого эта акция должно была коснуться в первую очередь.

И напоследок. Тысячу раз права народная мудрость, что учиться следует на чужих ошибках.Насколько же эффективна и продуктивно окажется инициатива с пятью килограммами горбуши – время покажет.

П. КУНГУРОВ. «Рыбак Сахалина» № 2 от 17 января 2019 г.