Ельцин в Токио не поехал
В издательстве "Российская газета" вышел новый роман Юрия Макарцева "Итуруп". В издательстве "РГ" вышел новый роман Юрия Макарцева "Итуруп". О своей книге рассказывает автор, который свою журналистскую деятельность начинал корреспондентом приказавшей уже долго жить сахалинской молодежной газеты «Молодая гвардия»:
- Фабула романа напрямую обращена к одному из ключевых событий новой России, когда в 1992 году окружение Ельцина готово было отдать японцам южные Курилы, дабы пополнить истощившуюся госказну и на вырученные от продажи русских земель деньги или на полученные от соседей инвестиции ( как получится) провести реформы в государстве. Кремль в нескольких шагах от того, чтобы "повторить" Аляску. К счастью, "продажа Родины" не состоялась, Б.Н. дрогнул и отменил свой визит в Токио за три дня до намеченного срока, и сделать этот разворот к благоразумию его вынудило широкое общественное сопротивление.
В "остужении горячности" зарвавшихся землемеров участвуют и главные герои "Итурупа".
Книга рассматривает эволюцию молодых людей из поколения 40-х в чреде бега лет, от ползунков до зрелого возраста, и выясняет мотивы и причины распада товарищеского сообщества в пору тотального отрицания старых ценностей. Помимо них реальными действующими лицами произведения являются Б. Ельцин, первый губернатор Сахалина В. Федоров, журналист "Комсомолки" А. Афанасьев, а также заместитель министра иностранных дел, названный в книге Георгием Фридриховичем, человек из команды прояпонски настроенных чиновников той поры (подразумевается, конечно, Кунадзе. – Ред.). Дипломат очень старается для соседей. Командированный на острова, он уговаривает жителей Курил подчиниться новым японским хозяевам, так, дескать диктуют законность и справедливость в современном прочтении.
Повествование под обложкой "Итурупа" имеет полувековой охват действительности и показывает происхождение асимметрии – как из "хрущевской оттепели" 60-х мы вошли в эпоху разочарований девяностых годов.
Широк и географический охват территорий, куда в силу обстоятельств попадают и где действуют прописанные в книге персонажи: Сахалин, Курилы, Охотское море, немецкий Гамбург; кругосветное и скандальное плавание Крузенштерна; строительство первых телецентров в европейской части страны, первые московские тусовки с барскими излишествами и первые демонстрации в защиту того, что принадлежит всем и что без согласия народа трогать нельзя ...
Произведение полемизирует с расхожим ироническим посвистыванием, что, дескать, в Советском Союзе не было секса, и противопоставляет свободную любовь нашей молодежи 60-х тем нравственным заменителям, которые вошли в обиход сегодня. Любовь главных героев в повествовании предстает "обремененной" нравственным долгом, в частности, врач по профессии Людмила Обидина внедряется в тоталитарную религиозную секту, действующую в Москве, чтобы изучить ее нравы изнутри и психологически поддержать одурманенных людей. Погоня за сектантами приводит ее на плавбазу, работающую на промысле рыбы в Охотском море возле острова Итурупа.
Роман соизмеряет рост героев прошлого, собирателей России (Николай Резанов, камергер царского двора и первый дипломатический посланник из Санкт- Петербурга по морю в Японию, спасатель русской Аляски, возлюбленный испанки Кончиты, бесстрашный соединитель земель и сердец, известный многим по рок-опере "Юнона" и "Авось" персонаж) и антигероев смутных лет, которые, пользуясь растерянностью населения в годы реформ, пытаются создать прецедент "разземеливания государства". Произведение вводит понятие "территориального патриотизма", свойственного россиянам вообще, и исследует его истоки.
Газета «Рыбак Сахалина» № 3 от 24 января 2013 г.