Крупным планом

04 декабря 2017 года
Крабовый промысел

Крабовый шок

«Крабовые новации» неизвестных авторов всколыхнули отрасль. Впереди и без того непростой период: перезакрепление долей квот, распределение квот на инвестиционные цели. А тут важнейшие объекты промысла – крабы – предлагают изъять из общей системы. Распределить лимиты на аукционе, причем не на 15 лет, а на 10, и не выделять по крабам инвестиционные квоты.

Первое, о чем заявили эксперты отрасли: зачем возвращаться к механизму, который уже показал негативные результаты в начале 2000-х? «Чем дальше в прошлое уходят аукционы как основной способ закрепления квот на вылов водных биоресурсов, тем более жесткими становятся оценки социально-экономических результатов этого эксперимента. Уже нет сомнений в том, что три года аукционов стали «черной дырой» для рыбной отрасли и многие отраслевые болезни возникли именно тогда. Рецидив «аукционной лихорадки» приведет к оживлению болезнетворных штаммов в выздоравливающем организме», – отметил президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий Герман Зверев.

Последствия аукционов как основного способа распределения ресурса неоднократно рассматривались при подготовке к заседаниям президиума Госсовета. Оценка была негативной. «Принцип реализации квот на аукционах привел в 2003-2004 годах к кризису рыбной отрасли. Отраслевая прибыль в 2001 году по сравнению с 2000 годом упала в девять раз – до 807 млн рублей. Дальше убытки только росли: в 2002 году – 5,2 млрд рублей, а в 2003 году – 18 млрд рублей. Кредиторская задолженность увеличилась с 37,7 млрд рублей в 1999 году до 70 млрд рублей в 2004 году, достигнув 82% стоимости произведенной продукции», – процитировал Герман Зверев доклад к президиуму Госсовета 2015 года.

Многолюдный совет

Для того чтобы высказаться об угрозах «крабового передела», руководители компаний и ассоциаций из разных регионов приехали на заседание Общественного совета при Росрыболовстве. Никогда еще, пожалуй, эта площадка не собирала столько рыбопромышленников.

Компании в отрасли многопрофильные: если они лишатся возможности добывать такой валютоемкий объект, как краб, это отразится и на промысле и переработке других видов водных биоресурсов. Право на перезаключение договоров о закреплении долей квот – базовый принцип законодательства о рыболовстве. Исторический принцип распределения ресурса отрасль выстрадала, заявил президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. Если вытащить «кирпич» крабовых квот из фундамента, который строился 17 лет, все здание под названием «исторический принцип» просто сложится и рухнет, сказал руководитель АРПП.

Исключение даже одного объекта расшатывает всю систему и бьет по инвестиционному климату в отрасли – об этом говорили практически все участники заседания. Инвесторы отмечали, что они уже заказали новые суда, начали реализацию проектов по постройке береговых заводов под инвестквоты. Это требует серьезных вложений, а значит, возможности отстаивать право вылова на аукционах у них уже не будет.

Результатом предложенных схем станет полностью деморализованная отрасль, которая думает только о том, как заработать деньги сегодня, абсолютно без взгляда в будущее, высказался исполнительный директор Северо-Западного рыбопромышленного консорциума Сергей Несветов. Непонятно, почему предлагается вернуться к пагубной практике аукционов, которые ничего, кроме хаоса в отрасли, не принесли?

Руководитель компании «Дальрыба» Вячеслав Москальцов считает, что сейчас последствия аукционов будут еще более пагубными. «Если при прошлых аукционах нужно было найти деньги только на квоты, потому что флот был достаточно свежий на тот момент, то сейчас флот действительно старый, и найти деньги и на аукционы, и на флот – это реально невозможно», – обратил внимание рыбопромышленник.

Проблема, как показали обсуждения, многогранна. Один из аспектов – судьба предприятий, которые несут особую социальную нагрузку. В частности, рыбокомбинат «Островной» на Шикотане. Инвесторы ранее продумали стратегию развития предприятия на несколько лет вперед. «Наличие крабовых квот у наших компаний – «Интеррыбфлот» и «Поларис», расчет на стабильность в праве на перезаключение договоров на последующие годы по данным квотам дали возможность нашим предприятиям инвестировать в развитие работы рыбокомбината «Островной», попавшего в ситуацию фактического банкротства», – рассказал представитель компаний Руслан Закревский.

Изменение законодательства без учета мнения ассоциаций, рыбаков недопустимо, как недопустим односторонний отказ государства от реализации прав рыбаков, подчеркнул он.

Параллели и сопоставления

Авторы «крабовых новаций» заявили, что у компаний, которые специализируются на промысле ценного биоресурса, накопленной нераспределенной прибыли хватит для участия в торгах. При этом они сослались на результаты майского аукциона, когда за право добычи предприятия отдали порядка 25 млрд рублей. Видимо, одним из результатов новых аукционов должно стать быстрое пополнение бюджета. Но ссылаться при подсчетах на итоги майских торгов неправильно: столь серьезные деньги компании вложили, опираясь на право перезаключения договоров. Кроме того, продавались наиболее ценные промысловые виды, районы их лова максимально близки к рынкам сбыта, оптимальны сроки добычи, перечисляет президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков.

Еще одна угроза, с которой может столкнуться отрасль после введения аукционов как основного способа распределения крабовых квот, – иностранное влияние. Такие последствия уже наблюдались в начале 2000-х, напомнил руководитель АДК. Отрасль тогда не представляла интереса для российских банков, и отечественным компаниям приходилось обращаться за деньгами к иностранцам. Здесь как раз впору задуматься антимонопольной службе.

Стремясь защитить основополагающие принципы законодательства о рыболовстве, отраслевики решили обратиться к главам прибрежных регионов. «Имеются серьезные опасения, что разрабатываемая инициатива в отношении крабов – это только лишь первый шаг на пути пересмотра базовых принципов рыболовства, который впоследствии затронет все виды квот добычи (вылова) водных биоресурсов», – отмечала в письме к губернатору Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области.

Незыблемость исторического принципа поддержали глава Камчатского края Владимир Илюхин, глава Приморья Андрей Тарасенко, губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, губернатор Архангельской области Игорь Орлов, губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко.

Эксперты просчитали результат

Президент Владимир Путин, получив предложения о «крабовых новациях», поручил рассмотреть их своей администрации. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин направил помощнику президента Андрею Белоусову позицию профильной Комиссии РСПП о том, к каким последствиям может привести возвращение в отрасли аукционов.

Так, уже в ближайшей перспективе это грозит:

– отменой контрактов на постройку семи рыбопромысловых судов в ДФО на общую сумму свыше 12 млрд рублей и финансовыми потерями для судостроителей;

– дефолтом шести рыбопромышленных предприятий Дальнего Востока по кредитным договорам на сумму более 12 млрд рублей;

– отказом от проекта по постройке в Приморье современной компакт-верфи, который решил реализовать Ленинградский судостроительный завод «Пелла»;

– сокращением до 1200 человек плавсостава и сотрудников береговых служб на предприятиях, расположенных в прибрежных территориях с высоким уровнем латентной безработицы.

Эксперты привели данные и о долгосрочных последствиях, на период 2018 – 2020 годов:

– снижение доверия бизнеса ударит по инвестициям: совокупный объем вложений, предусмотренный Росрыболовством, сократится со 180 млрд рублей до 30 млрд рублей;

– необходимость мобилизовать средства для аукционов затормозит прирост заработной платы в отрасли, что негативно повлияет на бюджетный потенциал прибрежных регионов;

– отказ от перезаключения договоров на краба кратно повысит показатель кредитного риска для рыбопромышленных предприятий, сократит кредитование не только инвестиционных проектов, но и текущей хозяйственной деятельности предприятий;

– бизнес будет настроен на жизнь сегодняшним днем, на то, чтобы быстро получить сверхприбыли, в том числе за счет браконьерства. А значит, государству придется увеличить финансирование охраны биоресурсов.

Таким образом, заявила Комиссия РСПП, основными экономическими результатами введения всеобщих крабовых аукционов станут совокупные непосредственные экономические потери хозяйствующих субъектов и прибрежных регионов уже в 2018 году до 50 млрд рублей; в период до 2020 года – свыше 250 млрд рублей. Также потребуются дополнительные расходы федерального бюджета для усиления контроля за сохранностью водных биоресурсов.

Возможные дополнительные доходы федерального бюджета за счет крабовых торгов в 2018 году в материалах комиссии оцениваются в 170 – 180 млрд рублей без учета сокращения налоговых поступлений от предприятий рыбной и смежных отраслей.

«При условии сохранения базовых правил предоставления прав на добычу (вылов) водных биологических ресурсов совокупные бюджетные поступления от предприятия отрасли и смежных отраслей составят в период 2018 – 2020 годов около 140 – 150 млрд рублей», – спрогнозировали в РСПП.

Неизбежным результатом отмены базового принципа закрепления ресурса станет обвальное падение инвестиций, резкое ухудшение инвестиционного климата в отрасли и появление острых социально-экономических проблем в прибрежных регионах – к таким выводам пришли эксперты рыбного хозяйства.

Маргарита КРЮЧКОВА, главный редактор Fishnews.ru

Журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

Декабрь 2017 г.