Интервью

26 сентября 2011 года
Максим КОЗЛОВ

Лососевая путина организована на высоком уровне

Максим КОЗЛОВ, Руководитель Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства

В этом году предприятия Сахалина и Курил добыли свыше 200 тыс. тонн тихоокеанских лососей. Нынешняя путина преподнесла рыбакам свои сюрпризы — к сожалению, не только приятные. Как был организован промысел красной рыбы? Помогла ли рыбинспекторам горячая линия для приема звонков о фактах браконьерства? На эти и другие вопросы РИА Fishnews.ru ответил руководитель Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства Максим Козлов.

– Прежде всего, хотелось бы узнать, как вы оцениваете уровень организации лососевой путины-2011? Пришлось ли столкнуться с какими-то проблемами или же таковых не было вовсе?

– Хочется отметить, что в этом году в плане организации путина прошла как никогда спокойно. Было отлажено взаимодействие со всеми ведомствами, которые принимают участие в этом вопросе, включая администрацию Сахалинской области. Естественно, всегда есть небольшие, внутренние проблемы, касающиеся технических моментов, но в общем-то решения принимались объективно, своевременно, на основании имеющихся материалов. Регулярно собиралась областная комиссия по регулированию добычи анадромных видов рыб. Поэтому в принципе организацию промысла лососевых можно оценить пусть и не на пятерку, но достаточно высоко. Особых проблем не было.

– В этом году в области впервые были распределены речные участки для промышленной добычи лососевых. Осуществлялся ли на них промысел?

– Да, на большей части РПУ лов шел, лишь несколько участков не отработали в связи с небольшими подходами рыбы. Напомню, когда принималось решение о формировании списка РПУ и проведении конкурса, мнения, в том числе и самих рыбопромышленников, разделились. Одни выступили в поддержку создания речных РПУ, другие говорили, что те, кто получит участки, «вырежут» реки. Так вот, хочу отметить, что среди предприятий, которые выиграли у нас РПУ, таких недобросовестных пользователей не было. Более того, рыбаки оказывают активное содействие в охране водоемов, на которых работают.

На сегодняшний день привлечено к работе 196 внештатных инспекторов рыбоохраны – в первую очередь благодаря самим рыбопромышленникам. Они также предоставили порядка 35 единиц транспортной техники – автомобилей, лодок и прочего. Поэтому на очень высоком уровне была охрана, другой вопрос, что путина в этом году была несколько нестандартная. Я думаю, что если бы показатели подходов рыбы соответствовали среднегодовым, то можно было бы говорить о великолепно пройденной путине. Но, к сожалению, подходы анадромных в этом году были настолько нестабильны, что есть определенные вопросы, но они не касаются охраны водных биоресурсов.

– Вы упомянули о том, что путина оказалась не совсем традиционной. Можно ли рассказать об этом несколько подробнее?

– В целом, конечно, объем добычи водных биологических ресурсов по Сахалинской области достаточно велик, и рекомендованные объемы освоены, по крайней мере, по горбуше, практически полностью. Например, в Корсаковском районе в целом рыбаки добыли порядка 40 тыс. тонн горбуши, общий показатель вылова значительный. Однако при рассмотрении вопроса, где фактически была добыта основная масса водных биоресурсов, становится понятным, что работали невода, традиционно не отличающиеся стабильными высокими уловами. Очень интенсивно шел промысел на северо-востоке Сахалина, хотя больших подходов рыбы туда не предвиделось. В то же время Анивский район и Южные Курилы против обычного демонстрировали низкие уловы. Почему так произошло, это прежде всего вопрос для нашей науки, ученые будут разбираться.

– Вернемся к теме охраны водных биоресурсов. Практически ежедневно на сайте теруправления появлялась информация о результатах рейдов по выявлению фактов незаконной добычи ВБР. Сколько инспекторов было задействовано в рыбоохране и сколько необходимо в идеале?

– Охраной водных биоресурсов на внутренних водоемах у нас занимается 115 госинспекторов. По штатному расписанию предусмотрено 150 специалистов, но, к сожалению, мы не укомплектованы на 100% инспекторским составом.

А что касается оптимального количества… На территории нашего региона расположено 65 тыс. рек и более 105 тыс. кв. метров озер, которые являются нерестилищами и нуждаются в охране. Если гипотетически разделить количество рек на инспекторов, то получится, что на одного инспектора приходится 565 рек! В советские времена штат рыбоохраны варьировался от 600 до 800 человек против сегодняшних 150. Думаю, человек 300-400 должно быть, чтобы мы могли говорить о какой-то надлежащей охране водоемов. Но, опять же, на тех реках, которые получили хозяев на 20 лет, вопрос стоит не столь остро.

– То есть в этом плане создание речных участков для промысла лососей дает положительный эффект?

– Конечно, это безусловный плюс. Добавлю, что с такими подходами лосося говорить о том, что на речных участках добыча осуществлялась в промышленных масштабах и были выловлены сотни тысяч тонн рыбы, не приходится. Прежде всего речь шла о регулировании пропуска производителей на нерестилища, а уже потом – об осуществлении промышленного рыболовства, от которого пользователи получают прибыль. Возможно, конечно, что кетовая путина несколько изменит ситуацию. Но вот, допустим, у меня сводка на 14 сентября. Объемы изъятия на рыбоучетных заграждениях совсем небольшие. Кроме того, рыбаки, понимая необходимость заполнения нерестилищ, охраняют полученные в пользование водоемы.

– В этом году в СКТУ ФАР действовала горячая линия по приему звонков о замеченных гражданами фактах браконьерства. Насколько она помогает рыбоохране?

– Да, люди обращаются, звонят. Связь у нас с населением в этом плане налажена. Есть, однако и негативные моменты. Общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» сообщила о факте незаконного промысла, однако оперативно среагировать нам, к сожалению, не удалось. Сотрудники смогли сработать только через два-три дня – пока доехали, установили пост. Необходимо отметить, что в итоге браконьеры были пойманы, незаконные сети сняты.

Звонки поступают, но не массово. Однако есть у нас люди, обладающие высоким уровнем правосознания и понимающие большую социальную значимость рыбоохранных мероприятий. И они обращаются, реагируют, звонят. Кстати, отсутствие массовых звонков может свидетельствовать и о снижении уровня браконьерства.

– И в заключение, Максим Георгиевич, хотелось бы услышать статистические данные по выявленным фактам нелегального лова.

– По данным на 19 сентября, в период проведения путины выявлено 3128 административных правонарушений. Изъято порядка 1020 орудий лова, 18 транспортных средств, 11,5 тонны водных биоресурсов, порядка 570 кг икры. Для возбуждения уголовных дел передано 71 материал в отношении 86 человек. Возбуждено по переданным делам 42 уголовных дела в отношении 53 человек, отказано по 12 материал, и по 10 материалам сейчас ведется проверка.

В этом году у нас работало 64 оперативные группы против 50 групп в 2010 году. Было привлечено к охране водоемов 92 транспортных средства, включая те, которые были предоставлены рыбопромышленниками. На реках региона было установлено 42 стационарных поста. Проведен 3681 оперативный рейд.

Маргарита КРЮЧКОВА, РИА Fishnews.ru

Сентябрь 2011 г.