Интервью

19 февраля 2015 года
Проректор по учебной и научной работе Дальрыбвтуза, к.э.н., доцент Светлана ЛИСИЕНКО

Новые профстандарты – для бизнеса и образования

Светлана ЛИСИЕНКО, Проректор по учебной и научной работе Дальрыбвтуза, к.э.н., доцент

С конца 2014 г. Министерство труда и социальной защиты РФ начало утверждать и публиковать профессиональные стандарты в русле создания общероссийской рамки квалификаций для всех отраслей экономики. Для рыбного хозяйства на сегодняшний день утверждены профстандарты «Ихтиолог», «Мастер по добыче рыбы», «Оператор рыбопромысловых машин», «Микробиолог», «Специалист по логистике на транспорте», «Маривод». Еще порядка десяти находятся в процессе рассмотрения.

С начала нового учебного года по этим и всем последующим стандартам начнется подготовка и переподготовка специалистов в отраслевых учебных заведениях.

Что означает принятие новых профстандартов для предприятий отрасли и какая работа в этом направлении ведется в Дальневосточном государственном техническом рыбохозяйственном университете, корреспонденту Fishnews рассказала проректор по учебной и научной работе ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз» Светлана Лисиенко.

- Как отмечают сами разработчики, новые стандарты призваны увязать воедино образовательные и профессиональные стандарты и в итоге устранить оторванность образовательного процесса от профстандарта, стандартизировать требования к уровням квалификации и трудовым функциям с требованиями к результатам обучения.

В действительности каждый принимаемый стандарт определяет четкие критерии, в том числе к уровню образованности. Благодаря такой стандартизации работник может определить свой профессиональный уровень, сопоставить требования, которые предъявляются к той должности, которую он занимает сегодня и планирует занять в будущем, выстраивая карьеру, с уровнем собственной образованности. В свою очередь, у работодателя появляются четкие критерии, по которым он сможет оценить действующий персонал своего предприятия.

В дальнейшем, руководствуясь существующими профессиональными стандартами, каждая организация должна будет провести внутренний аудит по соответствию работников занимаемым должностям.

- Принимается ли при этом во внимание стаж работника?

- Безусловно, учет практического опыта обязателен. Но есть требования, которым необходимо соответствовать в обязательном порядке. И если, к примеру, наличие практического опыта позволяет работнику выполнять функции, выходящие за рамки его первоначального образования, то всегда есть возможность «подтянуть» свой образовательный уровень до требований стандартов: пройти профессиональное обучение, обучиться на программах повышения квалификации или пройти профессиональную переподготовку. Мы считаем, что работодатель должен быть заинтересован в том, чтобы обеспечить своему работнику необходимые для этого условия.

- Часто у нас бывает так, что человек работает не по профилю своего основного образования.

- Это, конечно, не должно быть препятствием для продолжения трудовой деятельности, но, опять же, в соответствии с требованиями Минтруда, он должен будет пройти профессиональную переподготовку.

Допустим, человек имеет образование по специальности «Технолог», но сегодня он уже занимает руководящую должность. Почему нет? Уровень высшего образования соблюден, но требуется профпереподготовка, допустим, по направлению государственное муниципальное управление. Сегодня существует множество образовательных программ, по которым за 2-3 месяца без отрыва от работы человек может получить диплом для ведения своей профессиональной деятельности в сфере управления. Очень разнообразны и технологии подачи образования, хорошо развита система индивидуального и дистанционного обучения. Поэтому особенно по менеджерским, юридическим специальностям, когда процесс не связан с необходимостью изучения технологического оборудования, можно спокойно обучаться, даже находясь в другом городе.

- Но зачем, в конечном счете, нужны эти внутренние аудиты, прохождение работниками дополнительных образовательных программ? Кто будет выявлять такие несоответствия?

- Да, сегодня такой вопрос еще может возникнуть. Хотя наверняка человек, который заинтересован работать и строить карьеру в отрасли, без дополнительных стимулов найдет возможность привести в соответствие с существующими стандартами уровень своего профессионального образования. Но и для остальных это требование станет обязательным, когда по прошествии определенного времени государство организует массовый мониторинг штатного состава предприятий.

Сегодня система мониторинга и контроля деятельности компаний стремительно приближается к принципу «жизнь за стеклом», когда все больше информации о деятельности и структуре организаций становится открытой и доступной. К примеру, в системе образования уже сейчас проводится большое количество мониторингов по разным направлениям деятельности образовательной организации, данные которых формируются в единой общероссийской базе. Более того, у каждого учебного заведения, в соответствии с распоряжением Рособрнадзора, обязательно есть свой сайт в Интернете, регламентированный по структуре и содержанию, который является официальной информационной площадкой.

Поэтому мы, учебные учреждения, тоже должны быть готовы к мониторингам, проверкам путем постоянного совершенствования своих образовательных программ. В том числе в сфере профессионального обучения, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и т.д.

То же относится и к производственной среде. Ведь если вы существуете и функционируете в поле российского законодательства, то не важно, какой формы собственности ваше предприятие, – вы обязаны соблюдать требования этого законодательства. Также и граждане РФ имеют право на труд, эти права охраняются государством. И предприятие, где работает гражданин России, обязано соблюдать все социальные гарантии и условия труда, установленные профильным министерством.

- Трудовые мигранты: в рыбной отрасли их привлечение на предприятия – распространенная практика. К ним также будут предъявляться новые требования по образованию, профподготовке?

- Уже сегодня в России ужесточили требования к трудовым мигрантам. Приезжих обязали сдавать экзамены по русскому языку, истории и основам законодательства. Все это имеет отношение и к работникам, привлекаемым на предприятия рыбной отрасли.

В Дальрыбвтузе на базе Международного института создан Центр тестирования иностранных граждан для сдачи ими комплексного экзамена, необходимого для дальнейшего решения об установлении их официального статуса в РФ. Сотрудники нашего вуза прошли специальную подготовку в Российском университете дружбы народов, с РУДН у нашего вуза подписан договор. Это означает, что соискатели, прошедшие комплексный экзамен в Дальрыбвтузе, получают сертификат, который действует не только на территории Дальнего Востока, но и по всей России.

- А как обстоит дело с информированием предприятий об изменениях в сфере профессионального образования?

- Не могу сказать, планируется ли на государственном уровне организовывать какое-то особое информирование работодателей, но, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности.

В любом случае предприятия рыбной отрасли должны помнить, что у них есть Дальрыбвтуз, где всегда готовы ответить на любые вопросы, организовать взаимодействие для решения практически любых задач в кадровой сфере. Примером тому являются договоры о стратегическом партнерстве, которые заключены у нашего вуза со многими крупными предприятиями Дальнего Востока и других регионов России, а также зарубежья. У нас есть база, есть опыт, есть программы, в том числе индивидуальные, по подготовке и переподготовке кадров любого звена – от квалифицированных рабочих и служащих до руководителей среднего и высшего звена.

Мы же, в свою очередь, всегда готовы предложить предприятию в т.ч. индивидуальные условия взаимодействия. Где-то мы готовы даже безвозмездно решать вопросы кадрового роста специалистов, например, на условиях обмена. При этом рыбопромышленное предприятие заключает с нами договор на целевую подготовку специалистов для собственных нужд, заказывает нам проведение научно-исследовательских разработок и опытно конструкторских работ по актуальным вопросам собственного производства, выражает готовность брать наших студентов на практику и трудоустраивать у себя особо талантливых выпускников. Собственно, очень много совместных форм и методов. Надо над этим работать и думать.

- А какая работа сегодня проводится в самом вузе на фоне принимаемых профстандартов?

- Поскольку наше учебное заведение ориентировано на рыбную отрасль, то мы заняты не только подготовкой кадров, но и переобучением профессионалов – этим у нас занимается Институт повышения квалификации. Поскольку профессиональные стандарты только начали публиковаться Министерством труда и социального развития РФ, данное подразделение вуза отслеживает выход таких документов и сразу приступает к разработке (или актуализации) соответствующих образовательных программ.

Буквально на прошлой неделе мы получили утвержденные Минобрнауки методические рекомендации по актуализации федеральных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования и разработке основных и дополнительных профессиональных образовательных программ с учетом требований профстандартов.

Кроме того, профильными учебно-методическими объединениями (УМО) сейчас разрабатываются примерные основные и дополнительные образовательные программы, в которых будет обозначено точное соответствие уровней образования и должностей. Чтобы было более понятно: есть должность со своим трудовым функционалом, к ней будут указаны уровень образования, наименование конкретного направления или специальности, которое будет считаться профильным для нее, дополнительные соответствующие условия по профессиональному обучению, повышению квалификации, профессиональной переподготовке, стаж необходимой работы.

По мере подготовки новых программ Дальрыбвтуз будет информировать об этом предприятия отрасли, размещая соответствующие документы в открытом доступе на своем официальном сайте, чтобы каждый работодатель мог воспользоваться возможностью повысить квалификацию своего работника или переобучить его.

Думаю, что уже с нового года мы начнем подготовку по официально опубликованным профессиональным стандартам. В общей сложности за предыдущие 2 года было разработано и передано на утверждение порядка 15 стандартов, все они относятся к специальностям в основном второго-пятого уровней.

В текущем году профильным отраслевым УМО в Калининградском государственном техническом университете планируется приступить к разработке профстандартов по более высоким уровням. Перечень их согласован с отраслевыми учебными заведениями, общественными объединениями работодателей. Дальрыбвтуз всегда привлекается и к разработке, и к экспертизе профстандартов. Это говорит о том, что отраслевые профстандарты разрабатываются с учетом условий и особенностей всех рыбных регионов страны.

Пока же наш вуз сосредоточен на подготовке к государственной аккредитации образовательной деятельности, процедура которой практически полностью обновлена Рособрнадзором. Это мероприятие плановое, пройдет ориентировочно в сентябре 2015 г. А дальше мы с новыми силами продолжим начатую работу по профстандартам.

- А могут ли работники отрасли самостоятельно обращаться в вуз за повышением квалификации или профессиональной переподготовкой?

- Такая возможность, конечно, есть. Более того, самим работникам (это относится и к молодым специалистам) важно настаивать на таком образовании. Но в любом случае компании должны понимать – кадровый состав должен соответствовать принятым стандартам. Это относится и к коммерческим организациям, и к государственным отраслевым учреждениям.

Кстати, Федеральное агентство по рыболовству уже несколько лет подряд приглашает наших выпускников на работу в своей структуре. У себя мы проводим конкурс и резюме самых достойных предоставляем в Росрыболовство. В этот раз мы также определили 10 человек по разным специальностям – это и рыбаки, и экономисты, и судоводители. Аналогичная схема действует и с территориальными управлениями ФАР.

На самом деле сегодня люди все больше убеждаются в необходимости осознания того, чем они занимаются, разбираться в тонкостях своей сферы, а не просто выполнять порученные задания. Считаю это очень важным.

Это относится и к работодателям. Время, когда любому специалисту можно было легко найти замену, уже прошло, поэтому работодатель должен осознавать, насколько выгодно ему вкладываться в развитие своих работников, заинтересованных в профессии.

Наталья СЫЧЕВА, Fishnews – «Молодые капитаны»

Февраль 2015 г.