– Вячеслав Константинович, что побудило рыбаков обратиться к премьер-министру и в прокуратуру?
– Причиной нашего обращения к Председателю Правительства РФ Владимиру Путину стало не включение в состав Комиссии и Рабочей группы по определению долей квот добычи ВБР на период 2009–2018 гг. представителей рыбацких кругов и органов власти приморских субъектов федерации. Аналогичное письмо было направлено и Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке. Добавлю, что в прошлой Комиссии, которая рассматривала наделение пользователей квотами на пятилетний период, в Рабочей группе присутствовали и представители регионов, и представители ассоциаций и объединений. Даже тогда имели место нарушения, но если бы этих представителей там не было, то были бы одни сплошные нарушения.
В приказе N 122 только в одном месте упомянуто о том, что могут привлекаться представители общественных организаций: «Рабочая группа вправе заслушивать мнение специалистов в соответствующих областях, представителей соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Это нарушает нормативно-правовые акты Правительства РФ, Конституцию РФ и целый ряд законов. Причем чиновники словно снизошли до нас, говоря, что Комиссия и Рабочая группа вправе пригласить органы исполнительной власти субъектов РФ, то есть могут и не приглашать.
Я еще раз напомню, что ст. 72 Конституции РФ прямо гласит, что владение, пользование, распоряжение природными ресурсами, а к ним относятся и ресурсы 200-мильной экономической зоны и континентального шельфа, это совместное ведение. Некоторые говорят: да нет, это федеральная собственность. Мы не отрицаем, что это федеральная собственность, но если пользователь зарегистрирован в Приморском крае, на Камчатке или в Мурманской области, тогда исполнительные органы власти на местах вправе решать, кто наделяется квотами для использования ВБР.
На деле получается, например, по Мурманской области и Баренцеву морю, где ведется промысел: долями квот наделяются предприятия, зарегистрированные в Москве! Этим поощряется переток капитала из регионов в столицу. Куда это годится?
– Что же в данных условиях могут сделать отраслевые ассоциации и объединения?
– Прежде всего, надо выступать единым согласованным фронтом, то есть с единым мнением. И возглавить это единое мнение обязана ВАРПЭ. В чем должно заключаться это единое мнение? В том, что мы все выступаем за включение представителей рыбацкой общественности и регионов в Комиссию и Рабочую группу.
Кроме того, самим ассоциациям и объединениям рыбаков надо сейчас же, немедленно создать по бассейновому принципу наблюдательные советы за правильным, справедливым и прозрачным наделением пользователей долями квот на вылов биоресурсов на 10 лет. Такие наблюдательные советы, или комиссии должны быть наделены правами от имени других ассоциаций и объединений рассматривать все спорные вопросы по заявкам, которые Комиссия или Рабочая группа отклоняет.
И я еще раз хочу напомнить, что – вдумайтесь! – на две трети персонал, который включен в Комиссию и в Рабочую группу, состоит абсолютно не из профессионалов-рыбников, а из людей, которые пришли из совершенно других служб. Поэтому эти наблюдательные советы необходимы. В случае нарушений они должны обращаться от имени рыбаков вплоть до правительства, руководства Росрыболовства, и одновременно в судебные органы. Такое разрешение возникших конфликтов будет вполне правильным.
Но лично меня удивляет еще и другое. Руководитель ФАР Андрей Крайний, посещая те или иные рыбацкие регионы, не раз заверял, что ассоциации и объединения будут участвовать в этом процессе. Но, как мы видим сейчас, они не участвуют. Зато звучат отдельные мнения работников агентства по рыболовству о том, что, дескать, ряд ассоциаций и объединений лоббируют интересы промышленников. А они и были созданы для того, чтобы лоббировать интересы своих членов! И здесь ничего нет удивительного. А вот иметь свои «карманные» объединения и ассоциации Росрыболовству совсем не к лицу.
Руководство рыбной отрасли и другие работники ФАР должны видеть в ассоциациях и объединениях в первую очередь партнеров и даже хороших оппонентов, которые позволят им не нарушать законы и подготавливать такие нормативно-правовые документы, которые будут отвечать развитию производства, а не коррупции и мздоимства.
Анна ЛИМ, РИА Fishnews.ru