– Вячеслав Константинович, чем вызвана просьба к председателю правительства РФ Владимиру Путину, отложить преобразование Госкомитета РФ по рыболовству? Чего так опасаются рыбаки?
– Прежде всего, я хочу подчеркнуть, что президентский указ не является для нас, рыбаков новым. Это по существу восьмое реформирование в новой России федерального органа, который курирует рыбную отрасль, и который, как мы привыкли говорить, должен быть штабом отрасли. К сожалению, за все эти восемь преобразований он так и не сформировался. И при очередном выстраивании структуры правительства к нему подошли чисто формально, поскольку комитетов в составе правительства больше нет. Было 2 госкомитета – комитет по молодежи и комитет по рыболовству. Комитет по молодежи был, как мы знаем, преобразован в Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Оставался единственный государственный комитет – по рыболовству. Вот мы и попали в очередную реформаторскую колею. Вероятней всего, чтобы привести в единообразие всю структуру правительства, решили эту клетку уничтожить. И сейчас структура выглядит следующим образом: министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Возникает вопрос: какая разница, агентство или комитет? Разница существенная. Дело в том, что государственный комитет подчиняется непосредственно правительству, а агентство по рыболовству, в соответствии с новым указом, напрямую подчиняется Министерству сельского хозяйства. И это очень важно, таким образом мы как бы попадаем в зону министерства, но в самом заглавии Министерства сельского хозяйства рыболовства и не видно. Надо было, сказав «А», сказать и «Б»: переименовать Министерство сельского хозяйства в Министерство сельского хозяйства, рыболовства и лесоводства, поскольку Минсельхоз еще взял под свое крыло и агентство по лесному хозяйству. Вот в чем соль.
В любом случае, какие бы ни были преобразования, они не должны отражаться на практической деятельности рыбной промышленности как Дальнего Востока, так и Северного бассейна, Южного и Западного. Однако мы знаем из прошлого, что как только происходило реформирование, начинались сбои в выдаче разрешений, нарушалась вся система руководством на промысле и т.п. К примеру, сейчас на Дальнем Востоке на носу лососевая путина. Почти началась, на Камчатке уже кижуч пошел. Не за горами подход и основных объектов: нерки и горбуши. А все работы, связанные с наделением рыбопромысловыми участками, с выделением квот, они как бы в заторможенном состоянии. Нас уверяют, что нет, все пройдет в установленные сроки. Да не пройдет ничего в установленные сроки! Поэтому надо приложить все усилия, чтобы не сорвать промысловый сезон 2008 года во всех бассейнах.
Вторая задача – чтобы все те решения, которые в Астрахани принял президент, а сейчас премьер-министр, были выполнены. При передаче дел может оказаться, что что-то упущено, процесс будет заторможен. В этой связи мы и направили письмо по узловым моментам Владимиру Путину: с тем чтобы не затормозилась промысловая деятельность, с тем чтобы были выполнены все его указания, и, наконец, третье, – мы все-таки высказываем свою принципиальную позицию – единственный орган, который способен на федеральном уровне руководить отраслью, – это министерство. Не можете создать Министерство рыбного хозяйства, тогда переименуйте Минсельхоз в Министерство сельского, рыбного хозяйства и лесоводства. Поэтому мы и обращаемся непосредственно к Председателю Правительства, который собственноручно подписывал судьбоносные решения астраханского заседания Президиума Госсовета. И конечно, мы бы хотели видеть во главе органа рыбного хозяйства, курирующего отрасль на федеральном уровне, профессионалов. Потому что кадровый состав оставляет желать лучшего.
– Осуществить преобразование Госкомрыболовства в Федеральное агентство по рыболовству предлагается не ранее 20 января 2009 года. Этого времени должно хватить?
– Мы примерно прикинули объем работы, который уже выполняется и еще предстоит сделать. Более того, пожалуйста, если уложатся раньше, и Минсельхоз заверит нас, скажет: не волнуйтесь, идет преобразование и одновременно мы, Министерство сельского хозяйства, делаем всю эту работу, – мы успокоимся. Такая дата – 20 января 2009 года – названа в связи с необходимостью реализации одного из основных положений ФЗ «О рыболовстве» и указания бывшего президента Путина о наделении долями на 10 лет вперед, начиная с 1 января 2009 года. То есть вся работа по наделению долями на предстоящее десятилетие должна пройти не позже конца августа-начала сентября этого года. Если же этот процесс будет затянут дальше, считайте: есть силы, которые спят и видят, как всю рыбу пустить на аукцион, а самим молоточком только стучать.
– Депутат Мурманской областной думы Геннадий Степахно заявил о намерении инициировать проведение внеочередного съезда работников рыбного хозяйства в июле этого года…
– Насколько я знаю, ни областной профсоюз, ни ведущие предприятия, ассоциации, объединения такой вопрос не ставят. Если кто-то там затевает съезд, это другой вопрос. В свое время был проведен Пленум профсоюза работников рыбной отрасли, нашего основного органа, совместно с ВАРПЭ. И мы приняли решение, что мы посмотрим на реализацию положений астраханского Президиума Госсовета, посмотрим, как все движется и только после этого будем рассматривать возможность организации съезда работников рыбного хозяйства России. Сейчас повода для этого я как председатель координационного совета не вижу, поскольку мы должны сосредоточиться на проведении промысла без срыва именно в 2008 году и наделении квотами на очередные 10 лет. Плюс должны быть выполнены поручения президента. Ждать осталось недолго. И вот когда мы увидим, выполнены эти дела или не выполнены, тогда и надо принимать решения. А политизацией заниматься – это не наше дело.
– Предположим, реакции на обращение не последует, что тогда?
– Исходя из указа президента, речь ведь идет не о ликвидации комитета. В указе президента сказано «преобразовать», значит идет преобразование. Вот мы и говорим в своем обращении к президенту: занимайтесь преобразованием, есть соответствующий регламент правительства. Если на преобразование дается 4-5 месяцев, обяжите за этот переходный период решить все те проблемы, которые мы поставили. Если вы считаете, что есть другой вариант решения этих вопросов по тем пунктам, которые мы предлагаем, мы будем только рады. Например, всю работу берет на себя Министерство сельского хозяйства и полностью реализует ее в установленные ранее сроки, поскольку он является правопреемником госкомитета. Но мы же прекрасно понимаем, что Минсельхозу нужно создать департамент, – а это люди, – нужно провести ревизию – что принято, что не принято, – а это время. Мы же предлагаем не тратить время, а делать все параллельно. Создавайте, что хотите – департамент, отдел и прочее, но не останавливайте ни в коем случае всю производственную деятельность. Мы не можем ждать, у нас не станок, который включил и выключил. Рыба не знает наших постановлений, не знает наших границ, не знает наших чудачеств. Мы хотим, чтобы правительство обратило внимание на это, а кого Путин обяжет это все реализовать – это уже дело Председателя Правительства. Мы предложили свой вариант и считаем, что своевременно.
Анна ЛИМ, РИА «Fishnews.ru»