ХРОНИКА АКОФЛОТА: год 1943Продолжение |
Опыт централизации учёта в АКОфлоте 1941-1942 гг. показал невозможность своевременного контроля работы судов. Ввиду постоянного нахождения их в плаваниях управление флота не могло регулярно ежемесячно получать отчётность. Текучесть кадров, частые перемещения комсостава, ненадлежащее оформление дел в процессе их приёма и передачи нередко создавали крупные недостачи и невозможность определения ответственных лиц. Для предотвращения этого с 1 января 1943 г. все суда переводились на полный хозрасчёт с самостоятельным балансом. На них снова возвращались старшие бухгалтеры. В порядке опыта у самых крупных судов открывались отдельные счета в госбанке.
16 марта 1943 г. вышел приказ № 07 по Управлению военизированного флота (УВФ) Камчатского бассейна (так стала называться организационная структура, руководившая первым и вторым дивизионами судов АКО, то есть АКОфлотом и Морловом) об улучшении боевой подготовки на судах. Командирам дивизионов А.Я. Каменецкому и Г.Я. Ермошкину с приходом судов в Петропавловск совместно с капитанами и офицерами Петропавловской военно-морской базы (ПВМБ, начальник капитан 2-го ранга Д.Г. Пономарёв) следовало укомплектовать все посты, установленные боевыми расписаниями.
Военные занятия с личным составом проводились по особому расписанию, составлявшемуся перед выходом из Петропавловска или Владивостока. Для них устанавливалось следующее обязательное время: один час в течение рабочего дня во время плавания и два часа ежедневно во время стоянки в порту или на ремонте. Боевым расчётам ежедневно отводилось не менее получаса для ухода за оружием. Отделу кадров флота запрещалось перемещать без согласования с Отделом боевой подготовки (ОБП) АКО личный состав, обученный пользоваться вооружением, и других специалистов, изучивших какую-либо военную специальность.
Приказами по дивизионам на каждом судне из числа комсостава назначался помощник командира корабля (то есть капитана судна) по военной части. В течение второго квартала 1943 г. ими стали: на «Орочоне» — третий помощник капитана А.Н. Бурлуцкий, на «Симе» — старший помощник капитана И.Д. Кадет, на «Максиме Горьком» — политрук В.Г. Швецов, на «Щорсе» — второй помощник капитана Г.А. Козырев, на «Анатолии Серове» — второй помощник капитана В.В. Скробот, на «Якуте» — второй помощник капитана А.И. Гречищев.
15 апреля 1943 г. вышел приказ по первому дивизиону УВФ № 013: «В целях повседневного совершенствования в боевой подготовке личного состава и в целом боеспособности корабля “Коккинаки” приказываю:
1. По кораблю “Коккинаки” помощником командира по военной части назначаю старшего механика тов. Загорского Бориса Ильича, возложив на последнего, совместно с командиром корабля, полную ответственность за состояние боевой подготовки и боеспособности корабля.
2. Все проводимые на корабле занятия и учения фиксировать в журнале боевой подготовки со своевременным предоставлением месячной отчётности о ходе таковых».
23 апреля 1943 г. начальник АКО распорядился для совершенствования военных знаний откомандировать на курсы, организованные ПВМБ, руководство АКОфлота и Морлова. Занятия проводились вечером в нерабочее время по понедельникам и четвергам в помещении Морлова.
17 июля 1943 г. была утверждена следующая структура органов УВФ Камчатского бассейна.
Руководство:
начальник управления С.П. Емельянов, помощники А.В. Гусев, П.М. Макштас, И.А. Данилин;
организационно-строевой отдел: И.О. Пучков;
отдел боевой подготовки: начальник отдела, флагманские артиллерист, минёр, химик, штурман и механик (все — офицеры ТОФ);
эксплуатационно-технический отдел;
отдел лова;
радиослужба.
Принятые меры позволили улучшить военную подготовку в 1943 г.: суда были обеспечены учебными пособиями и вооружением, наладилась необходимая учёба. Значительное содействие гражданским морякам в овладении вооружением оказали военные специалисты. Так, 8 октября 1943 г. для «помощи в проведении боевой организации и боевой подготовки экипажа парохода “Якут”, инструктажа командиров береговых дивизионов по боевой подготовке военизированных служащих» в рейс на «Якуте» командировался флагманский минёр ОБП лейтенант А.В. Скобляков. «Срок командировки — рейс парохода “Якут”».
«Якут» прошёл ремонт и вооружился по время нахождения в американском порту Портленд. Вот что сообщил автору внук капитана «Якута» П.Д. Киселёва, живущий в Москве Д.В. Ершов: «Годы спустя дед с иронией (но не без гордости) вспоминал, что его корабль получил самое мощное артиллерийское вооружение среди судов АКО — “якутянам” досталась старая четырёхдюймовая (102 мм) пушка вместо стандартной трёхдюймовки (76 мм). Расчёт орудия, прошедший подготовку в школе ВМФ США, с азартом отдавался выполнению новых обязанностей, придававших тыловой службе желанный боевой характер. Обычным делом стали учебные стрельбы, одна из которых едва не закончилась для экипажа объяснениями с военным комендантом Анадыря. По словам деда, во время короткого захода в этот порт его “артиллеристы” затеяли учения, использовав в качестве мишени снежник, ярким пятном выделявшийся на склоне одной из гор, окружавших посёлок. Болванка учебного снаряда вызвала сход небольшой лавины, которая, не причинив вреда, тем не менее, наделала в Анадыре немало шума. Пришлось “Якуту” срочно сниматься с якоря и спасаться бегством в Петропавловск…».
После начала в декабре 1941 г. на Тихом океане военных действий между США и Японией для советских судов создалась прямая угроза атак авиацией или подводными лодками воюющих сторон. Для предотвращения возможных нападений следовало обозначить государственную принадлежность судов АКО. С этой целью был введён в действие приказ Наркомрыбпрома СССР от 26 августа 1943 г. «О порядке несения судовых огней и опознавательных знаков транспортами, плавающими в заграничных водах под флагом СССР». В соответствии с ним, суда должны были иметь бортовые и палубные опознавательные знаки, а также круглосуточно нести кормовой государственный флаг при плавании в Японском, Охотском и Беринговом морях. Знаки наносились на обоих бортах в районе мостика, а также на носовом и кормовом трюме в виде белого прямоугольника размером не менее 1,5 х 2 м с изображением флага СССР и под ним чёрных букв «USSR».
В ночное время зажигались отличительные огни, на грот-мачте — условные знаки, видимые по всему горизонту, показывающие государственную принадлежность судна. При встрече с другими кораблями следовало освещать кормовой флаг и опознавательные знаки прожекторами, а также семафорить прожектором азбукой Морзе символы «USSR». При подходе к берегам США капитаны советских судов в части несения опознавательных знаков и огней руководствовались указаниями, получаемыми от представителей американской конвойной службы. Во время плавания суда должны были соблюдать радиомолчание, за исключением аварий и нападений.
Несмотря на то, что за весь военный период суда АКОфлота подводным и воздушным атакам не подвергались, меры предосторожности были совсем не лишними: в море погибло несколько советских транспортов. Так, 17 февраля 1943 г. в Восточно-Китайском море американская подводная лодка торпедировала пароход «Кола», направлявшийся из Владивостока на Камчатку. Судно затонуло, из 73 членов его экипажа и пассажиров спаслось всего четверо. Их принял на борт японский военный корабль. Как вспоминал в 1985 г. капитан А.А. Гринько, «Кола» шла тогда вслед за «Чавычей» в нескольких десятках миль и в ночное время чем-то себя демаскировала…
В том же районе эта лодка потопила пароход «Ильмень», а 9 июля 1943 г. другая американская субмарина потопила в Японском море советский сейнер.
Во время войны на Дальнем Востоке был сосредоточен крупный отечественный транспортный флот, в состав которого вошли суда, ранее работавшие в западных бассейнах страны. США передали СССР 171 судно, 140 из которых доставляли в порты Дальнего Востока снабженческие и оборонные грузы. Всего через дальневосточные гавани СССР за годы войны прошло около 8,3 млн. т такого снабжения, или 47,1 % его общего объёма. Существовавших судоремонтных мощностей в дальневосточных портах не хватало, что заставляло отправлять пароходы на «внешний ремонт» — в США. Это тоже было одной из форм помощи СССР со стороны союзной державы.
Продолжение следует.