Начинать работать на новых объектах трудно, но необходимо
Александр ЕФРЕМОВ, Управляющий ГК «Доброфлот»На коллегии Росрыболовства, проходившей 7 апреля в Москве, рассматривался вопрос об организации промысла на Дальнем Востоке сардины-иваси и скумбрии. Бизнес уже откликнулся на призыв государства использовать новые возможности и расширить ресурсную базу для российской отрасли. Управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов рассказал об эксперименте, который предприняла компания на промысле в северной части Тихого океана. Заместитель министра сельского хозяйства – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, комментируя выступления, подчеркнул, что нынешний год должен пройти под знаком освоения новых объектов. «Эта та задача, которая носит именно национальный масштаб», - заявил глава федерального агентства. Тему планируется обсудить в ближайшее время на специальном совещании. В материале для Fishnews управляющий группой компаний «Доброфлот» обобщил результаты работы на перспективных видах водных биоресурсов, рассказал о трудностях, с которыми сталкиваются рыбаки:
- В прошлом году наша компания в качестве эксперимента организовала добычу в Мировом океане перспективных промысловых объектов. В экспедицию было направлено три СТРа проекта 503 и наш плавзавод «Всеволод Сибирцев».
Назвать эту попытку удачной трудно: выловлены сотни, но не тысячи тонн, как планировали для рентабельной работы. Практически весь улов, добытый собственным флотом, из-за неготовности технологических линий пошел на переработку в рыбную муку. Впервые на плавбазе были выпущены консервы из скумбрии. Учитывая первый опыт, в этом году мы подготовили технологические мощности к выпуску продукции из сардины-иваси.
Понимая, какие возникают экономические риски при промысле на удалении до 500 миль от берега, мы изначально планировали проект как комплексный, во взаимодействии с рыбаками из других стран АТР. Азиатский флот давно и успешно осваивает эту часть Мирового океана.
По нашему мнению, наиболее удачная тактика заключалась в том, чтобы присоединиться к интернациональному сообществу рыбаков, которые уже работают в районе. Но для этого мы должны были отыскать взаимный интерес. И он был найден: сдача азиатскими судами необработанного сырья и его глубокая переработка на нашем плавзаводе. Таким образом, при реализации проекта мы смогли использовать исторически сложившееся техническое превосходство - незаслуженно забытые в мире плавбазы, которые могут обрабатывать свежую рыбу непосредственно в море.
«Всеволод Сибирцев» удачно себя зарекомендовал при приемке сайры и скумбрии в Мировом океане. Плавзавод в течение четырех месяцев принимал от японских и тайваньских рыбаков необработанный сырец для глубокой переработки. Продукцию мы затем отправляли на российский берег. Правда, инцидент с правоохранительными органами показал, к чему привело такое решение.
Для того чтобы наладить связи с рыбаками Японии и Китая, мы обратились в Росрыболовство и получили поддержку. Особенно активную помощь оказало представительство федерального агентства в Китае и в целом управление международного сотрудничества ведомства.
Хотелось бы отметить активность, с которой работает в той части Мирового океана, где мы побывали, иностранный флот. Опытный капитан нашей плавбазы не смог сдержать удивления от того количества судов, которое он увидел в этом районе промысла. Более 20 лет назад он бывал в этих местах и тогда они были пустынны. Сейчас, по словам капитана, интенсивность рыболовства в этой части Мирового океана выше, чем в Охотском море. Сотни рыболовных судов из Японии, Китая, с Тайваня. Ночью эта интернациональная флотилия похожа на сияющий город.
Работа добывающего флота на значительном удалении от берега должна быть обеспечена всем комплексом услуг. Прежде всего речь идет о логистике, бункеровке, снабжении. В советские годы была организована промысловая разведка, использовавшая собственный флот, работавшая на научной основе.
Все, о чем я говорю, достаточно хорошо налажено у зарубежных коллег. В азиатских странах осуществляется субсидирование промысла в открытой части Мирового океана – компенсируются не только расходы по строительству судов, но и затраты на топливо и производство орудий лова. Уверен, что без подобной поддержки российскому рыболовству в этом направлении также не обойтись.
Если обобщить, то основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться при работе на перспективных промысловых объектах, - это огромные финансовые риски и полное отсутствие специфических компетенций.
На Дальнем Востоке практически не осталось не только рыбаков, которые помнят и способны на практике воспроизвести промысловую схему для вылова сардины-иваси, но главное - нет предприятий, которые могут изготовить необходимые орудия лова.
Если приобретение пелагических тралов для скоростного траления скумбрии в условиях океанической волны не вызывает затруднений, то купить и настроить кошельки для промысла сардины для нас стало очень сложной задачей, которую мы решаем уже два с половиной года. В этом году надеемся наконец добиться результата.
Ситуация осложняется отсутствием специализированного кошелькового флота и значительной стоимостью постройки невода - в современных условиях это более 10 млн. рублей.
Возможно, именно субсидирование затрат на приобретение новых орудий лова и средств поиска будет наиболее действенной мерой поддержки промысла в Мировом океане.
Главное, что можно с уверенностью сказать - промышленные запасы сардины-иваси и скумбрии однозначно есть, причем в достаточном для рентабельного освоения объеме. Единственное, нужно уже сейчас прилагать значительные усилия для организации промысла в этом перспективном районе.
Важно не забывать о международной практике закрепления квот на вылов в конвенционных районах по «историческому принципу». История формируется именно сейчас, поэтому нельзя упустить такую возможность для будущих поколений рыбаков России.
Александр Ефремов, управляющий группой компаний «Доброфлот»
Fishnews
Апрель 2016 г.