Россельхознадзор против рыбы

31 марта 2012 года
Константин КОРОБКОВ, генеральный директор ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат»

Константин КОРОБКОВ: О лишних звеньях в цепи рыбных поставок

16 марта в Южно-Сахалинске прошло совещание с участием представителей рыбной промышленности и руководителей органов Россельхознадзора, в том числе заместителя главы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Евгения Непоклонова, руководителя управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области Сергея Дымова.

Порадовал формат встречи: организаторы просили докладчиков избегать местничества и ухода в детали, в то же время выступить и высказаться могли все желающие. Рыбаки получили возможность рассказать о наболевшем. Многих, прежде всего, волновала ситуация с «сертификатами здоровья». Однако для «Южно-Курильского рыбокомбината» – с учетом островной удаленности его перерабатывающего комплекса – наиболее важным вопросом в настоящее время является оформление документов для вывоза рыбопродукции с острова Кунашир и дальнейшей реализации на внутреннем рынке. Этой теме и было посвящено мое выступление.

Мы отправляем продукцию на внутренний рынок через Владивосток – это десятилетиями складывавшаяся практика. На данный момент процедура оформления товара предполагает следующую схему: отбор проб силами ветеринарного врача на складе от партии, которая планируется к вывозу; передача этих образцов в Южно-Сахалинск в лабораторию Россельхознадзора; исследование их по развернутому варианту, включая изучение на содержание радионуклидов. После получения результатов испытаний пакет документов на партию продукции предоставляется на проверку в Сахалинский отдел по ветеринарному и фитосанитарному надзору, причем никакого электронного документооборота и в помине нет.

Неудобно для предпринимателя направлять среди прочих документов грузовой коносамент транспортного судна, принявшего продукцию к перевозке. Коносамент, в свою очередь, выпускается капитаном только после окончания погрузки. То есть 5-7 дней, пока идет проверка пакета документов в Сахалинском отделе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, загруженный транспорт стоит в Южно-Курильске в ожидании разрешения на отправку. Простой подобного судна сверх нормативного срока влечет за собой демередж в размере 3-5 тыс. долларов за сутки. За счет этого за год наша компания несет непланируемые убытки от 500 тыс. рублей.

Как только инспектор Россельхознадзора в Южно-Курильске получает добро от сахалинского отдела, он ставит штампик, что продукция выпущена, и судно отправляется во Владивосток (где опять же осуществляется тотальный досмотр продукции силами уже местных инспекторов).

Нас такое положение дел не устраивает. На мой взгляд, квалификации работающего в Южно-Курильске старшего государственного инспектора отдела пограничного ветконтроля на госгранице и транспорте вполне достаточно для того, чтобы получать заявки на вывоз продукции, проверять прилагаемые к ним документы и принимать решение о выпуске товара.

По логике вещей оно так и должно быть, оно так и было еще в советские времена: ветеринары сидели в портах и обследовали продукцию на предмет ее доброкачественности, причем руководствовались они исключительно органолептическими показателями: цветность глаз, упругость тканей рыбы и так далее. Если возникали какие-то сомнения в качестве и безопасности продукции, вот тогда и назначались исследования по расширенному варианту.

Что происходит на данный момент? Все то же самое, только решение о том, что продукция подлежит выпуску, принимает не инспектор в Южно-Курильске, а ему дают добро коллеги с Сахалина.

Отмечу, что на Кунашире не так много производителей, и южнокурильский инспектор Россельхознадзора в курсе всего, что происходит с сырьем и продукцией, из него произведенной: он бывает в порту, бывает у нас на предприятии. Этот специалист, как никто другой, знает, когда рыба поймана, когда привезена, когда и в течение какого времени выгружалась.

Поэтому я считаю, что вопрос о делегировании полномочий по приему заявок на вывоз рыбопродукции от предприятий острова Кунашир, а также по проверке прилагаемых документов и принятию решений о выпуске продукции специалисту Россельхознадзора по Южно-Курильскому району был поставлен своевременно.

При этом срок рассмотрения заявок инспектором в Южно-Курильске нужно ограничить одним рабочим днем: в противном случае может сложиться ситуация, когда документы будут опять же направляться для перепроверки в Южно-Сахалинск.

У заместителя руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Евгения Непоклонова, участвовавшего в совещании, предложение по передаче полномочий нашло поддержку. Полагаю, что позитивный результат от этого однозначно будет.

Также Россельхознадзору предложено рассмотреть возможность отмены требования об обязательности проверки на содержание радионуклидов каждой партии рыбопродукции, если она предназначена для реализации в России. Вообще отбор проб и исследование каждой партии по расширенному варианту — это излишняя мера. Достаточно проводить испытания один раз в месяц (подобна схема уже действует на Камчатке). Об избыточности тотальных исследований говорили и другие участники совещания: если район промысла признан благополучным с точки зрения эпизоотической ситуации, то зачем же за счет рыбопромышленников проверять каждую партию? Бессмысленно.

На совещании президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев выступил с очень здравой, на мой взгляд, идеей: исключить тотальные лабораторные исследования и использовать, как таможенники, систему управления рисками.

Реализация всех приведенных предложений в конечном итоге позволит сократить время доставки продукции до потребителя. Практическая любая мороженая рыбопродукция имеет срок годности в среднем шесть месяцев. При существующем порядке оформление продукции на вывоз с острова Кунашир занимает 20-25 дней, а иногда и месяц. Получается, шестая часть срока годности товара уходит на то, чтобы его оформить. Причем речь сейчас идет только о вывозе продукции с Кунашира. А ведь затем она неоднократно подвергается досмотрам во время следования по стране – во Владивостоке, в Екатеринбурге, по приходу в Москве. Так не слишком ли много времени уходит на всевозможные проверки?

Константин Коробков, генеральный директор ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат»

РИА Fishnews.ru

Март 2012 г.