Интервью

06 августа 2013 года
Александр ВАЙНУТИС

«Генерал Трошев» мечтает вернуться на Родину

Александр ВАЙНУТИС, Капитан-директор БМРТ «Генерал Трошев»

19 августа 2011 года в украинском Николаеве состоялась торжественная церемония передачи заказчику, ОАО «Преображенская база тралового флота», нового судна – большого морозильного рыболовного траулера. Событие оказалось действительно неординарным: 10 лет российский рыболовный флот не пополнял новострой такого класса. Имя красавец-траулер получил в честь Героя России генерала Геннадия Николаевича Трошева, командующего федеральными войсками в ходе боевых действий в Чечне и Дагестане.

В течение следующих двух лет БМРТ проходил заключительные испытания перед окончательной приемкой, экипаж осваивал современное высокотехнологичное оборудование. Уже в марте 2012 года крупнотоннажный траулер включился в работу на минтаевой путине и сегодня продолжает успешно трудиться на промысле, снабжая рыбой российский берег и обеспечивая работой жителей Дальневосточного региона.

С первых дней морской жизни «Генерала Трошева» сопровождает его капитан – Александр Вайнутис. Многолетний опыт руководства на однотипном судне – флагмане Преображенской базы тралового флота БМРТ «Бухта Преображение» – позволил ему в короткие сроки вывести траулер на плановые показатели, наладить добычу и производство в море качественной продукции, в том числе глубокой переработки. Но до сих пор гордость Преображения и надежда всей отечественной отрасли не может дождаться самой важной команды капитана – взять курс к родным берегам…

Неожиданно для всех дорога домой для «Генерала Трошева» затянулась на неопределенный срок: попав в список «незаходных» рыбопромысловых судов, траулер до сих пор ждет амнистии от государства.

О том, как протекают будни современного рыболовного судна-новостроя в ожидании «обратного билета» на Родину, Fishnews рассказал капитан-директор БМРТ «Генерал Трошев» Александр Вайнутис.

– Александр Петрасович, в 2008 году вы уже беседовали с корреспондентом нашей редакции будучи капитаном БМРТ «Бухта Преображения». К слову, этот траулер также был спущен на воду на Украине, в 2000 году. Вы подробно рассказывали о современном оснащении большого морозильного траулера-рыбозавода, его коллективе, работе на промысле. В 2011 году вам доверили командование новым приобретением Преображенской базы тралового флота – еще более современным БМРТ «Генерал Трошев».

– Да, на этом судне я нахожусь с момента поднятия флага, с приемки в Николаеве.

Fishnews публиковал репортаж с этого торжественного мероприятия. В праздничной обстановке говорились добрые слова в адрес строителей и владельца судна. Подчеркивалась особая значимость вступления современного крупнотоннажника в ряды российского рыболовного флота, но получается, что на деле этого до сих пор не произошло?

- К сожалению да, как-то довольно скоро забылись эти слова. По сути, за последние 13 лет ОАО «ПБТФ» оказалось единственным предприятием на всем Дальнем Востоке, которое приобрело суда из новостроя, достроило, укомплектовало современным оборудованием, пригнало на бассейн, создало новые рабочие места. Обычно флот пополняется со вторичного рынка, поэтому можно сказать, что мы работаем на перспективу. К тому же в планах компании достройка еще одного корпуса аналогичной серии.

– Давайте поговорим о возможностях вашего нового судна, как оно себя успело проявить на промысле?

– Сам по себе этот траулер базового проекта 1288. Однако мы полностью изменили всю внутреннюю начинку: навигационный, гидроакустический, промысловый комплексы, оборудовали перерабатывающий цех современной техникой BAADER, чтобы углубить разделку рыбы в море, наладили выпуск филе. Кстати, в отличие от филе берегового производства, которое делают из мороженого сырца, у нас оно высшего качества, поскольку производится из свежепойманной рыбы.

Так что за прошедшие 2 года с момента приемки корабль прошел настройку и сейчас работает на полную мощность на должном уровне. По вылову это порядка 220 тонн в сутки, а объемы выпуска зависят от ассортимента продукции: если это филе, то объем, естественно, будет несколько меньше, чем б/г. Но в среднем морозильный комплекс рассчитан на 220 тонн готовой продукции в сутки.

Кроме того, в переработку идут и отходы от разделки: мы выпускаем муку, пищевой фарш. Морозим печень, из которой затем на берегу можно изготавливать консервы или жир. Так что, в принципе, производство почти безотходное – рыба, которая поднимается на борт, целиком идет в обработку.

– Сколько человек трудится на борту «Генерала Трошева»?

– Экипаж 98 человек – это больше, чем на «Бухте Преображения». Штат был расширен за счет того, что выпуск филе потребовал привлечения дополнительной рабочей силы.

– Требуется особая подготовка?

– Особая, конечно. Возьмем тот же траловый комплекс – новые компьютерные технологии, управление траловыми лебедками производится с компьютера. Находясь в автономном плавании, мы можем через спутник связываться с иностранными сервисными специалистами в Исландии, которые также через удаленный доступ могут производить настройку комплекса прямо в море.

Новейшие средства поиска и контроля лова рыбы, навигации и коммерческой связи. Отлично себя показало перерабатывающее, морозильное оборудование. В соответствии с новыми международными стандартами, перерабатывающий цех оборудован специальной санитарной пропускной зоной.

Конечно, новое судно – оно и есть новое, здесь уже сравнивать не с чем, все в лучшем виде. Очень комфортные условия проживания и отдыха для всех членов экипажа, все каюты оборудованы по правилам санитарной и пожарной безопасности. Есть баня, сауна, тренажерный зал. В скором времени на борту появится кабельное телевидение, чтобы в длительных рейсах не так сильно чувствовалась оторванность от дома.

– Конечно, такая обустроенность быта на судах, совершающих продолжительные рейсы, особенно важна, тем более на рыболовных.

– Вообще на промысловом судне график работы жесткий. Но люди понимают, что нужно выполнять план, поэтому и выкладываются по полной программе. За время настройки судна поменялось достаточно много людей, но основной костяк все-таки уже сформировался. И это не только командный состав, но и матросы. Поначалу было сложно, старались брать опытных людей, которые уже работали на однотипных судах и могли бы управляться с такими сложными механизмами. Для настройки оборудования мы вызывали сервисных специалистов, которые обучали наш экипаж, тем более что производство филе для ПБТФ – это новшество, и лучше людей сразу научить все делать так, как надо, чем потом переучивать. Заново обучали и молодых специалистов, чтобы создавать дополнительные экипажи.

– Вы и выпускников отраслевых учебных заведений привлекали?

– Так точно. Вот сейчас у меня на борту в рейсе находятся ребята, которые только что окончили свои учебные заведения, получили учебные дипломы. У них не было возможности во время обучения получить ценз и занять должности на основании рабочих дипломов, но у нас они работали по специальности и сейчас уже стали грамотными специалистами с рабочими дипломами.

– Наверняка они успели привязаться к кораблю и связывают с ним свое будущее?

– Да, после очередного предъявления судна Регистру они уже снова готовятся отправиться в рейс. И если так пойдет, думаю, что продвижение у них будет достаточно быстрое, потому что свой опыт они уже заработали самостоятельно. Надеюсь, все будет складываться благополучно и у них, и у нас.

Вообще для меня самое главное, чтобы на корабле был стабильный экипаж. Стабильность экипажа – это слаженность в работе, это взаимопонимание и поддержка. И фактически на сегодняшний день на «Трошеве» уже есть один такой сформировавшийся экипаж, который обучен работе на всех механизмах и по осени сможет приступить к работе.

– Где сейчас работает траулер?

– Сейчас судно находится на промысле в районе Северных Курил. Там оно завершает освоение квот и будет сниматься в Берингово море. В порт зайдем ориентировочно в октябре, но пока, к сожалению, не в родной российский: с самой постройки судна мы еще не можем накопить денег для единого таможенного платежа.

– О какой сумме идет речь?

– В постройку корабля за несколько лет ПБТФ вложила 1 миллиард 200 миллионов рублей. А единовременный платеж составляет 23% от стоимости судна, то есть более 270 миллионов. Естественно, это неподъемная для нас сумма.

Пока же нам приходится работать в российской экономической зоне без права захода в территориальные воды, с чем связана масса трудностей – доставка, смена экипажа, снабжение, обеспечение судна. Причем все эти вопросы мы способны решать в России самостоятельно: Преображенская база тралового флота – это крупное градообразующее предприятие, у которого есть свой судоремонтный завод, где мы можем осуществлять текущий ремонт, есть свои причалы. Получается, что мы кормим целый район в Приморье, но по факту оказались в одном положении с иностранцами – порыбачил и ушел в иностранный порт. Вот только у нас все налоги идут в бюджет Российской Федерации, на борту не работает ни одного иностранного гражданина, за прошлый год 100% выпущенной на судне продукции ушло в Россию на внутренний рынок.

Единственное, в этом году на российском рынке на нашлось спроса на икру, поэтому мы ее декларируем и поставляем на аукцион, но тем не менее деньги с аукциона также в виде налогов уходят в Россию.

– Как в нынешних условиях на судне происходит смена экипажа?

– Поскольку напрямую в России мы этого сделать не можем, смена происходит, как правило, при заходе в иностранный порт. Если это Пусан (Южная Корея), то людей доставляют через пограничные переходы автобусом, паромом, поездом за границу и там уже оформляют на судно. В море произвести замену крайне сложно, так как транспорта не имеют права брать пассажиров на борт.

Кроме того, поскольку вход в 12-мильную зону нам пока заказан, все перегрузы мы осуществляем также в открытом море, в районы укрытия зайти не можем.

– Все это повышает опасность операций.

– Конечно. Да и в целом рейсы у нас продолжительные, от регистра до регистра мы работаем непрерывно по 10-11 месяцев. Если вдруг появится какая-нибудь экстренная необходимость, возникнет экстремальная ситуация, не дай бог, какой-то несчастный случай, то мы сразу столкнемся с очень серьезными проблемами.

Так что все это, конечно, создает много неудобств. Но и 270-280 миллионов рублей за пересечение российской границы мы оплатить просто не в состоянии – это единовременная сумма, даже не в рассрочку. Сейчас мы хотя бы имеем возможность работать, не стоим на приколе. Но ситуация нам абсолютно непонятна – новое российское судно с гордым именем Героя Российской Федерации и вдруг оказалось в таком статусе…

– Мы постарались отследить хронологию проблемы с «незаходными» судами: в последний раз о ней упоминалось в феврале 2013 года, когда министр сельского хозяйства Николай Федоров находился с визитом в Мурманской области. Представители Минсельхоза тогда отмечали, что «в настоящее время министерство совместно с другими заинтересованными органами власти работает над воплощением инициативы в законодательную норму» (напомним, речь идет об амнистии для судов, построенных, приобретенных, отремонтированных или модернизированных за рубежом до 1 января 2013 года). С этого момента – полная тишина…

– Вообще никаких движений в этом направлении. Хотя на церемонии поднятия флага в Николаеве, где присутствовала и дочь генерала Трошева, с которой мы, кстати, поддерживаем связь и рассказываем об успехах судна, об этом говорилось много. Нам обещали поддержку, мы заявляли наш новый траулер во всех списках «незаходных» судов, которые претендовали бы на амнистию. Но до сих пор ничего не видно и не слышно.

Очень сложно работать в таких условиях. К тому же получается большая текучесть кадров – люди не знают, в какой порт в следующий раз зайдет судно, как держать связь с берегом, поэтому отрабатывают свой положенный срок по соглашению (150-160 суток) и уезжают домой.

– Зато в иностранных портах вас, наверняка, встречают с распростертыми объятиями?

– Там проблем с иностранными судами абсолютно никаких не возникает. Они готовы принять всех, потому что прекрасно понимают, что это рабочие места, это их заработок.

– Наверняка уже создана целая инфраструктура по обслуживанию таких вот «незаходных» судов? Ведь для кого-то это проблема, а для кого-то – возможность заработать.

– Конечно. Бесплатно там вообще никто ничего делать не будет. Выстраивается целая цепочка людей, которые обеспечивают транспортировку экипажей с многочисленными пересадками и сменой транспорта, оформление документов, предоставляют переводчика. И все это оплачивается по агентским линиям, причем расценки никак не регламентируются: нам указывают определенную сумму, устраивает она нас или нет, но платить все равно приходится, потому что нам нужно работать.

– А часто ли в иностранных портах приходится встречать братьев по несчастью – такие же «незаходные» суда, которые не могут попасть в Россию, но работают под российским флагом?

– Я скажу другое: там, в тех портах, нам очень часто встречаются суда, которым не нужно в Россию. Да, у них российский флаг, но базируются они в Пусане, в Даляне, потому что их это устраивает, фактической привязки по хозяйству к российскому берегу у них нет, а кто-то и вовсе работает по «серым» схемам.

У нас же есть свой порт, свои причалы, свое обслуживание, и все происходящее нас крайне не устраивает. Преображенская база тралового флота строила это судно абсолютно легально, прозрачно, на собственные деньги, для своего предприятия – для развития.

Поэтому у нас есть большое желание вернуться в Россию! Здесь у нас сразу отпала бы масса проблем. Да и людям необходим отдых – непрерывно находиться в море, вдали от дома столь длительный срок очень непросто.

– Сколько у вас продлился этот рейс?

– С августа 2011 года я на борту «Генерала Трошева», так что дома отсутствовал 23 месяца – столько времени понадобилось, чтобы принять, настроить судно. За это время очень много изменений произошло на берегу, третий день хожу по российской земле и диву даюсь…

– Это очень долго! Но зато сейчас вы уже можете спокойно оставить судно для самостоятельной работы.

– Спокойно не получается. Это как с «Бухтой Преображения», где я поработал 9 лет, начиная со старшего помощника: когда на твоих глазах корабль развивается, отстраивается, набирает силы, он становится по-настоящему родным. Правда, сейчас «Трошев» уже на пятки наступает нашему флагману.

– А когда появится, наконец, возможность зайти в российский порт, наверняка он выйдет в абсолютные лидеры?

– Это уже чисто морская нива, здесь все зависит от того, кто сколько рыбы достанет и, самое главное, в трюм положит. По объемам оба судна на сегодняшний день практически идентичны. Даже в охотоморскую экспедицию они шли ноздря в ноздрю. Единственное, что на БМРТ «Генерал Трошев» мощнее морозильный комплекс. Но когда мы подойдем, наконец, к российскому берегу, установим дополнительные перерабатывающие мощности, тогда «Трошев» уже точно будет в лидерах.

– Помимо минтая и сельди, на каких еще объектах промысла сможет работать новое судно ПБТФ, когда вернется в Россию?

– В территориальных водах мы, естественно, работать не будем – по законодательству, это вотчина среднетоннажных судов. Поэтому сможем добывать любой разрешенный объект за пределами 12-мильной зоны. Помимо минтая и сельди, это может быть навага, камбала, палтус, скаты – все, что угодно. Мы способны становиться и на приемку лососевых рыб, нерестовой сельди. При необходимости мы можем установить дополнительное оборудование, допустим, донный трал, если получим разрешение на добычу соответствующих видов.

Александр Петрасович, когда планируете снова выйти в море?

– Как только поступит команда. В ближайшие пару месяцев планирую заняться своими делами на берегу, которых накопилось немало, а там – как руководство решит.

– Могут и на новый проект поставить?

– Думаю, пока не решится вопрос с «Генералом Трошевым», вряд ли возьмемся за строительство нового судна. Ведь снова предстоит полная достройка корпуса, а это, как вы понимаете, требует больших ресурсов и хотя бы какой-то определенности в планах. Да и вопрос с местом строительства пока также не решен.

Так что, скорее всего, снова в иностранном порту присоединюсь к экипажу «Трошева».

– Получается, что сейчас «Генерал Трошев» вынужден зарабатывать себе на обратную дорогу.

– Да, на обратный билет в Россию. Сколько времени уйдет на сбор необходимой суммы, неизвестно. Поэтому мы не можем позволить новому кораблю стоять все это время у причала – боюсь, он успеет состариться.

– Мы надеемся, что законодательное решение все-таки будет найдено. Тем более что списки «незаходных» судов составлялись, вопрос об амнистии для таких промысловиков рассматривался на Правкомиссии в ноябре 2012 года и в пользу таможенных льгот даже высказался вице-премьер Аркадий Дворкович.

– Уже два года подряд мы тоже внимательно следить за новостями с родного берега в надежде узнать хоть что-то новое по нашей проблеме – пока все без изменений. Но по-прежнему больше всего нашему кораблю хочется на Родину.

Наталья СЫЧЕВА, Fishnews

Август 2013 г.