– Николай Анатольевич, около двух месяцев прошло со дня введения обязательной электронной ветеринарной сертификации. Как вы оцениваете первые итоги действия таких требований в рыбном хозяйстве?
– И в рыбной отрасли, и в других отраслях, кроме оформления готовой молочной продукции, ситуация примерно одинаковая: в течение двух месяцев шел достаточно быстрый рост количества электронных ветеринарных сертификатов. Если сравнивать с июнем, то в августе их оформлено приблизительно в два раза больше. То есть первые итоги позитивные.
При этом остался целый ряд нерешенных вопросов, которые характерны как раз для рыбной отрасли. Первый касается как раз берегового промысла и маломерных судов. То есть речь идет о добытчиках, которые не обеспечены системой судовых суточных донесений, поэтому у них электронные ветеринарно-сопроводительные документы автоматически не оформляются. Эту проблему Росрыболовству пока решить не удалось, без Росрыболовства мы ее урегулировать не можем. Вместе с тем предприятия, которые ведут добычу с использованием маломерного флота, береговой промысел, оформляют электронные ВСД через веб-интерфейс «Меркурия». Понимаем, что во время путины это крайне неудобно, поэтому мы настаиваем, чтобы все подавали ССД.
– То есть пока эта категория пользователей вносит данные вручную?
– Да. Я прекрасно представляю береговой лов в путину, когда машины стоят в очереди под погрузку и приходится выделять специального человека, чтобы оформлял на каждый автомобиль документ – это совершенно не нужно.
– Но нынешнюю путину так и отработали?
–Эту путину отработали, никаких докладов о катастрофах не идет. Мы ситуацию сейчас не подогреваем, чтобы дать рыбодобытчикам и местным ветеринарным службам время на адаптацию. Естественно, будем анализировать ситуацию.
– Удалось ли решить вопрос с регистрацией в системе транспортных судов, которые занимаются доставкой рыбы?
– Вопрос по ситуации с транспортным флотом не решен. Нужна норма права, устанавливающая порядок регистрации. Мы можем обеспечить этот с процесс с технической стороны, но не можем с нормативной – это сфера Минсельхоза и Росрыболовства.
– А что нужно предусмотреть по этому вопросу в нормативной базе?
– Необходимо ввести в отраслевое законодательство норму о том, что для перевозки уловов водных биоресурсов и продукции из них транспортное судно должно быть зарегистрировано в системе. Регистрация элементарная, в заявительном порядке. То есть владелец или наниматель судна предоставляет нам данные о нем, мы вносим информацию в систему, судно получает российский идентификатор и начинает посылать судовые суточные донесения: принято на борт рыбы столько, перегружено столько, выгружено столько. Тогда система оформления ветеринарно-сопроводительных документов будет работать автоматически. С точки зрения рыбоохраны это тоже очень хорошее дело, получается взаимный контроль. Один пользователь говорит, что передал другому 10 тонн продукции, партнер это подтверждает.
– Ранее обсуждалось внесение поправок, которые установили бы переходный период по ответственности за нарушения в сфере электронной ветсертификации. Как продвигается решение этого вопроса?
– Был выбран другой путь. Обязательную сертификацию продукции, на которую ветеринарно-сопроводительные документы до июля 2015 года не оформлялись, перенесли на год (сдвиг сроков предусмотрен федеральным законом от 29 июля 2018 года № 272 – прим. корр.). Таким образом, остроту момента сняли. Но ответственность за несертификацию остальных товаров никто не отменял.
– Все ли регионы подготовили перечни районов, в которых нет возможности оформлять электронные ветеринарно-сопроводительные документы из-за отсутствия выхода в интернет?
- Нет, не все. До сих пор больше чем 20 регионов не подали эти данные. Но, правда, это может означать, что они определили: связь можно установить везде, и поэтому не направили информацию. Как показал анализ, районов без возможности выйти в интернет, практически нет. Исключение – крайний север Сибири и часть Чукотки.
- Отдельно обсуждалась настройка системы «Меркурий» под специфику аквакультуры. Какие шаги сейчас предпринимаются в этом направлении?
- Эта тема рассматривалась, но практических шагов мы пока предпринять не успели. В этой сфере целый комплекс проблем. Ведь есть аквакультура, когда объекты выращивания содержатся в замкнутых бассейнах, а есть марикультура, когда рыба, ракушки содержатся в естественной среде, на естественных кормах, их ничем не лечат. Степень рисков в этом случае такая же, что и у дикой рыбы, добытой в этом же районе. Но это в нашей нормативной базе не учтено.
У марикультурного бизнеса своя специфика. Представьте, предприятие марикультуры производит гребешка или устрицу. Ресторан заказывает у этого поставщика, скажем, 50 штук живого гребешка. Их привозят и отправляют в аквариум. А у нас есть правила ветеринарно-санитарной экспертизы по гребешку, согласно которым столько-то особей надо изъять и вскрыть. И что, из этих 50 штук изымать и вскрывать?
Еще более интересный вопрос: по ракушкам в живом виде в действующем законодательстве есть норма, согласно которой они должны пройти передержку в очистных бассейнах. Но если гребешок содержится в марикультуре, что может быть лучше той среды, где он все время живет?
Вот таких проблем в этой сфере очень много. Когда мы их усвоим, будет давать в Министерство сельского хозяйства и Россельхознадзор предложения по внесению изменений в нормативную базу.
- Представители аквакультурного бизнеса предлагают использовать ФГИС «Меркурий» в том числе для цифровизации отчетности предприятий перед госорганами. Как вы относитесь к такой идее?
- Теоретически я к этой идее отношусь нормально: если есть инструмент, почему его не использовать? Но сейчас в «Меркурии» данные, кто сколько объектов аквакультуры выпустил, не фиксируются. Это надо обсуждать отдельно. Что касается информации, которая есть в «Меркурии», она, на наш взгляд, должна быть доступна по каждому предприятию его владельцу и лицам, которым он разрешит этими данными пользоваться. Под интересы этих пользователей должны быть сделаны интерфейсы, которые помогают эти данные обрабатывать. Но это в отношении только той информации, которая содержится в «Меркурии».
Что касается данных, которые содержатся в других, внешних, информационных системах, то нужна будет их интеграция с «Меркурием». У нас такой опыт уже есть. С «Меркурием» интегрировано более 17 тыс. внешних систем. И еще 10 тысяч находятся в процессе интеграции.
- С Федеральным агентством по рыболовству продолжаете совместно работать?
- Еженедельно у нас собирается рабочая группа, обсуждаем ситуацию. У Росрыболовства есть свои трудности: когда ведомство пытается ввести ССД для малого флота, начинаются возражения. В том числе жуликов, которые не хотят, чтобы оборот становился прозрачным.
- В целом достаточно позитивно оцениваете первые итоги внедрения электронной ветсертификации?
- Могло быть гораздо хуже, в том числе с нашей стороны, если бы мы не были готовы, когда запустили процесс. Я собирают отзывы и слышу: «Николай Анатольевич, все были уверены, что «Меркурий» упадет и работать ничего не будет». Вот такое было ожидание рынка. Слава богу, этого не случилось. Это, кстати, первая федеральная информационная система, которая была запущена сразу. Первый такой пример, и это хорошо.
С другой стороны, из-за неправильных ожиданий большая часть участников рынка оказалась неподготовленной. Сейчас у нас полмиллиона зарегистрированных площадок – фермы, заводы, склады и т.д. И пока мы не видим, когда завершится процесс регистрации.
- В прошлом году шел сбор предложений от бизнеса по новым правилам оформления ветеринарно-сопроводительных документов. Будет ли выпускаться такой документ?
- Новые правила – нет. Но будут выпущены изменения, причем достаточно серьезные. Документ буквально на выходе.
- Поднимался вопрос о том, чтобы ветеринарно-санитарную экспертизу могли проводить не только представители государственных органов. Возможны ли такие изменения?
- Обратимся к истокам. В СССР в основном ветеринарно-санитарная экспертиза проводилась негосударственными органами. Допустим, в штате Микояновского мясокомбината работали специалисты, которые проверяли пробы на наличие трихинелл, а также контролеры, отслеживавшие эффективность этих проверок. Посмотрел определенное количество препаратов – получаешь определенное вознаграждение, нашел возбудителя – получаешь премию. Поэтому нового здесь ничего не будет. Однако сейчас, по законодательству, ветеринарно-санитарную экспертизу могут проводить только государственные ветеринарные врачи. Пока мы этот вопрос не форсируем. Но в перспективе система должна быть такой, чтобы работу государственных ветеринарных врачей могли выполнять аттестованные или аккредитованные специалисты.
Маргарита КРЮЧКОВА, Fishnews
Сентябрь 2018 г.