Интервью

12 декабря 2016 года
Начальник Центра мониторинга рыболовства и связи Артем ВИЛКИН

Наша цель – полностью уйти от бумаги

Артем ВИЛКИН, Начальник Центра мониторинга рыболовства и связи

Электронный промысловый журнал может стать реальностью уже через год – такие задачи ставят в Росрыболовстве и уже готовятся вносить изменения в законодательство. Масштабное тестирование программного комплекса, развернутое подведомственным ФГБУ «ЦСМС» нынешним летом, охватило несколько десятков судов и позволило собрать достаточный массив данных для анализа и доработки ЭПЖ. Параллельно продолжалась работа по совершенствованию отраслевой системы мониторинга, запуску новых сервисов и форм взаимодействия с пользователями. О главных изменениях, произошедших за год, и дальнейших планах по развитию ОСМ в интервью Fishnews рассказал начальник Центра мониторинга рыболовства и связи Артем Вилкин.

– Артем Сергеевич, так получилось, что наиболее резонансной и обсуждаемой в этом году оказалась ситуация с запретом на использование в ТСК спутниковой системы «Аргос» и необходимостью срочной замены оборудования на судах. Страсти улеглись только после продления переходного периода до конца года и выхода нового приказа Минсельхоза, утвердившего перечень видов ТСК. Как обстоят дела с заменой радиомаяков и появились ли уже желающие перейти на отечественные решения?

– Начнем с того, что на днях состоялась коллегия Счетной палаты, на которой с ФГБУ «ЦСМС» были сняты все замечания, указанные в представлении годичной давности. Одно из них как раз предписывало нам отказаться от использования системы «Аргос», что и явилось одной из причин появления приказа Минсельхоза № 294 «Об утверждении Порядка оснащения судов техническими средствами контроля и их видов». Выход этого приказа и его регистрация в Минюсте стали очень важным событием. И я надеюсь, что последующие корректировки и изменения, которые потребуются, будут проходить уже намного проще, быстрее и без потрясений.

Как вы знаете, мы начали тестировать технические средства контроля из нового перечня и выдавать свидетельства еще с июня текущего года, для того чтобы эта смена произошла по возможности плавно. На сегодняшний день выдано 650 свидетельств уже по новому перечню ТСК. По состоянию на 29 ноября оставалось еще 183 радиомаяка «Аргос», которые необходимо вывести из эксплуатации. На самом деле, у нас была положительная динамика по заменам до 1 июля, но после решения о продлении переходного периода темп заметно упал. Очевидно, что многие судовладельцы просто дорабатывают на «Аргосе» до конца года, это не значит, что у них нет других судовых земных станций, которые придут на смену в 2017 году.

Еще один момент – мы все время говорим об «Аргосе», но выводу из эксплуатации подлежат и некоторые модели судовых земных станций «Инмарсат», которые нет в новом приказе. Это Felcom 15 и Felcom 16, их на сегодняшний день на флоте около 300, то есть достаточно большое количество. Думаю, к концу декабря они также будут заменены на разрешенное оборудование.

Если говорить о российских терминалах «Гонец», мы наконец-то подписали дилерское соглашение с компанией и начали их продажи. По первым 19 комплектам уже оформляются документы, и в ближайшее время они поступят конечным пользователям.

Хочу отметить, что требования и по «Аргосу» и по «Инмарсату» распространяются не только на российских рыбаков, но и на иностранные суда. В течение года мы планомерно участвовали во всех международных комиссиях, вносили информацию об изменении перечня ТСК в протоколы и даже организовали рассылку дополнительных уведомлений. Так что эта работа унифицирована и касается абсолютно всех пользователей.

– В новом приказе под ТСК подразумевается связка из станции «Инмарсат» либо «Гонец» и аппаратуры АИС класса А. Последняя тоже потребует замены?

– Аппараты АИС стоят практически на всех судах, но дело в том, что оборудование, указанное в приказе № 294, должно осуществлять передачу данных через спутниковый сегмент системы АИС. А большинство АИС, установленных на судах, не обеспечивают достаточной мощности для передачи сигнала на спутник. Поэтому здесь тоже потребуется определенная замена до 1 января 2017 года за исключением группы судов, валовая вместимость которых не превышает 300 тонн и которые не осуществляют промысел за пределами 75 градуса северной и южной широты. Для них это положение вступит в силу с 1 января 2018 года.

Мы надеемся, что в течение 2017 года все-таки дождемся результатов от ФГУП «Морсвязьспутник», которое уже на протяжении полугода тестирует транспондер АИС, относительно недорогой, но позволяющий передавать данные через спутниковый сегмент. Если у нас будет официальное положительное заключение от «Морсвязьспутника», мы оперативно инициируем изменения в приказ № 294 и добавим этот АИС, для того чтобы удешевить замену оборудования для судов меньшей вместимости.

– ЦСМС наконец-то перешел к масштабному тестированию электронно-промыслового журнала на судах рыбопромыслового флота на Дальнем Востоке и в Северном бассейне. Как вы оцениваете ход испытаний, и когда планируется полный переход на ЭПЖ?

– Действительно в ходе опытно-промышленной эксплуатации нам удалось охватить беспрецедентное за всю историю проекта ЭПЖ количество судов. Мы задействовали 53 единицы флота – это 16 различных типов судов, что очень важно, потому что для успешной доработки программного продукта нам нужно протестировать его на максимально широком наборе операций.

На сегодняшний день на промысле находится 42 судна, оснащенных ЭПЖ, с которых ведется передача данных. Всего с 1 июля при помощи электронного промжурнала отправлено 2111 ССД, что дает нам хорошую базу для анализа. Задача стоит увеличивать группировку судов, думаю, что к концу года мы доведем их количество до 80 единиц.

Мы уже говорили о смене концепции ЭПЖ, хотелось бы еще раз акцентировать на этом внимание. Мы не ограничиваем «железо» или системы передачи данных. В ходе опытно-промышленной эксплуатации мы использовали и «Гонец», и «Иридиум», и VSAT – все это довольно распространенные решения на морских судах. К сожалению, пока не решен вопрос по «Инмарсат», но мы работаем в этом направлении.

Безусловно, реализация проекта электронного промыслового журнала возможна только в совокупности с запуском электронных разрешений. Поэтому еще раз подтверждаю, что эти два проекта разрабатываются параллельно и будут внедряться одновременно, для того чтобы вся конфигурация заработала в нужном объеме. Если говорить о сроках, то мы планируем продлить этап опытно-промышленной эксплуатации ЭПЖ и на 2017 год, но продлить уже с пониманием того, что с 1 января 2018 года электронный промжурнал, с большой вероятностью, станет обязательным.

– Повсеместный переход на ЭПЖ потребует внесения соответствующих изменений в нормативную базу. Когда будут разрабатываться эти законопроекты?

– Согласно утвержденному плану правительства, в первом-втором квартале 2017 года должны быть приняты федеральные законы и по электронному промысловому журналу и по электронным разрешениям. Оба законопроекта сейчас находятся на стадии согласования. После выхода законов у правительства будет шесть месяцев на разработку подзаконных актов, определяющих регламенты, положения и т.д.

Поэтому я практически на 100% уверен, что в 2018 году электронный промысловый журнал и электронные разрешения будут применяться уже не в опытной, а в промышленной эксплуатации. Поэтому мы призываем всех рыбаков устанавливать ЭПЖ уже сейчас и в течение 2017 года – тогда этот переход будет безболезненным.

Хотел бы предупредить, что с учетом сокращения бюджетного финансирования установка ЭПЖ и его обслуживание могут быть организованы на платной основе. Этот вопрос сейчас обсуждается, и рыбопромышленникам надо готовиться к такому развитию событий. С учетом международного опыта, например в Норвегии разработкой и ведением ЭПЖ занимаются пять частных компаний, мы считаем, что это абсолютно нормальная практика. Поэтому пока есть возможность бесплатно установить ЭПЖ – надо этим пользоваться.

– В этом году вы уделяли большое внимание, скажем так, пользовательскому интерфейсу ОСМ, включая доработку аналитического и картографического модулей, техподдержку, круглосуточную «горячую линию». С какой целью внедрялись эти нововведения, и как это отразилось на работе ЦСМС?

– Вы перечислили только видимую пользователям «часть айсберга», тогда как на самом деле многие изменения просто скрыты от посторонних глаз. Нашей первоочередной задачей было обеспечить бесперебойное функционирование ОСМ, защиту данных и удобство ее использования. Мы провели глобальную работу, связанную с защитой информации, – это и каналы связи, и система защиты персональных данных, и принятие регламентирующих документов, – и продолжим ее в 2017 году.

Мы полностью завершили регистрацию в Роспатенте прав на компоненты ОСМ. На все подсистемы получены документы, оформлены лицензионные договоры. На следующем этапе нам предстоит переоформить эти права с Росрыболовства на ЦСМС, для того чтобы мы могли заниматься совершенствованием программных продуктов. В частности, мы готовы дорабатывать ПАК «Аналитика» и МКИ – это основные модули, которыми пользуются рыбопромышленники, но на первый из них у нас есть только лицензия на использование, без права вносить изменения.

Одним из приоритетных направлений стало упрощение взаимодействия с пользователями ОСМ. Мы создали техническую поддержку, которой раньше вообще не существовало, что для 2016 года, конечно, нонсенс. На сегодняшний день мы получили уже 356 обращений через службу техподдержки. Из них отработаны 279, еще 77 находится в работе. Причем речь идет не о разовых проблемах, а об устранении системных ошибок и доработке программного обеспечения. В ближайшее время мы намерены выпустить версии ПАК «Аналитика» и МКИ, с которыми можно будет работать на мобильных устройствах, в том числе с возможностью заполнения заявки в техподдержку.

С 1 сентября у нас впервые заработала круглосуточная служба информационного обслуживания и сопровождения спутникового позиционирования для Дальневосточного бассейна. Она существовала и раньше, но обслуживала исключительно Северный бассейн и конвенционные районы. Это, кстати, было одним из настоятельных требований рыбаков-дальневосточников во время наших встреч. С момента запуска круглосуточной службы ЦСМС обработал более 2,5 тысяч телефонных звонков и свыше тысячи электронных писем по вопросам, связанным с позиционированием. Как видите, сервис оказался крайне востребованным.

В перспективе обе эти службы должны перерасти в единый сервис поддержки пользователей. Мы не должны разделять электронные услуги, позиционирование, техническое обслуживание. У нас должен быть один телефонный номер, на который человек может обратиться по любому вопросу, связанному с ОСМ. Думаю, мы к этому придем в ближайшее время.

В мае-июне 2017 года мы планируем запустить портал ОСМ, где у судовладельца будет возможность зарегистрировать личный кабинет и осуществлять через него все операции, которые сегодня приходится совершать в бумажном виде или по звонку. Пользователь сможет подать через портал заявку на тестирование, заверив ее электронной подписью, заявку на получение разрешения, сдать оперативную отчетность, ежеквартальные и годовые статистические отчеты. Я уже не говорю о том, что все наши договорные отношения, баланс предприятий, тарифы, по которым они обслуживаются, тоже будут отражаться в личном кабинете. Самое главное, с реализацией этого проекта мы сможем полностью уйти от бумаги, решив тем самым колоссальную проблему со сбором статистики и ускорив взаимодействие с пользователем в разы.

И наконец, в этом году мы заменили оборудование в РЦМ на Камчатке и в Мурманске. В результате последние полтора месяца сбоев в ОСМ у нас вообще не было. Считаю, это тоже показатель нашей работы.

– В начале ноября Росрыболовство объявило о разработке единой отраслевой информационно-аналитической системы на основе ОСМ, которую планируется завершить к 2019 году. Что будет представлять собой МИАС «Рыболовство» и почему нынешней ОСМ государству уже недостаточно?

– Давайте определимся, что такое ОСМ – это по сути система сбора информации. В ней есть определенные аналитические элементы, но это не та система, которая подразумевается в поручениях президента и в распоряжении правительства. МИАС «Рыболовство» должна быть, во-первых, межведомственной, во-вторых, информационной, в-третьих, аналитической. А самое главное, она должна включать в себя весь комплекс государственного управления рыболовной деятельностью, чего конечно не делает ОСМ.

ОСМ станет той частью более крупной МИАС «Рыболовство», которая отвечает за мониторинг и сбор информации о позиционировании и различной промысловой отчетности. Конечно, МИАС должна использовать потенциал отраслевой системы мониторинга в ее нынешнем виде, как и существующие наработки и опыт государственного рыбохозяйственного реестра, и на их основе создать полноценную систему государственного управления рыболовной деятельностью – от определения ОДУ и до принятия решений по итогам мониторинга, например, об изъятии долей квот у нерадивых пользователей и т.д.

Эта концепция обсуждалась на совещании у руководителя Росрыболовства и нашла поддержку. Сейчас мы делаем предпроектные проработки, которые вновь представим руководству для принятия решения. О сроках пока говорить рано, но я думаю, что нам потребуется не менее двух-трех лет, потому что работа предстоит объемная и сложная. Задача системы заключается в том, чтобы автоматически осуществлять сбор информации и обмен данными в уже существующих системах различных ведомств, которые задействованы в управлении рыболовной деятельностью, и выдавать определенную аналитику.

В идеале МИАС позволит получить информацию по любому процессу производства рыбной продукции и ее дальнейшему пути. Следующий шаг – это создание ЕАСГУРД – единой автоматизированной системы государственного управления рыбохозяйственной деятельностью. Это еще более высокий уровень управления отраслью, потому что в МИАС «Рыболовство» отсутствуют направления искусственного воспроизводства ВБР и товарного рыбоводства. А ЕАСГУРД будет объединять и рыболовство, и аквакультуру, и воспроизводство.

– Внедрение ЭПЖ, развитие электронного документооборота, более совершенные системы сбора и обработки информации – все это уменьшит влияние человеческого фактора и позволит высвободить часть ресурсов. Как изменится при этом роль ЦСМС и его филиалов?

– В целом мы действительно подходим к тому, что предназначение наших филиалов в ближайшее время будет концептуально меняться. С учетом грядущего запуска портала ОСМ эти изменения начнутся уже в 2017 году. Филиал как звено обработки информации уходит в прошлое, поскольку мы вводим ЭПЖ, оперативную отчетность переводим в электронный формат, а судовладельцы смогут напрямую взаимодействовать с сервером ОСМ, который находится в Москве.

Но это не значит, что мы откажемся от филиалов. Наша задача – повысить качество предоставляемых услуг. Поэтому филиалам предстоит перепрофилирование, если так можно сказать. Они должны стать, во-первых, центрами продаж – как сейчас происходит с «Гонцом», и мы намерены расширять линейку производителей. И во-вторых, они должны стать полноценными сервисными центрами, где судовладельцу должны обеспечить полный комплекс услуг в одном окне. К примеру, он может получить программный продукт, купить лицензию, обзавестись электронной подписью, приобрести какие-то аппаратные средства для передачи данных или компьютеры судового, морского исполнения. Вот будущее, которое мы видим для филиалов ЦСМС.

Уже в будущем году начнется сокращение и объединение наших дальневосточных и западных подразделений под руководством Владивостокского филиала на Дальнем Востоке и Мурманского филиала на западе. В результате образуются два больших РЦМ.

– Структурные перемены и модернизация в ЦСМС сопровождаются повышением тарифов на услуги, оказываемые судовладельцам. Вряд ли это приведет в восторг рыбацкое сообщество.

– Да, рыбаки уже начали жаловаться, что мы подняли цены в два раза. Но если разобраться, ситуация не такая однозначная. Во-первых, тарифы мы повышаем не из жадности или желания заработать. Это вынужденная мера, ведь за последние два года потери ФГБУ «ЦСМС» от сокращения бюджетного финансирования составили 63 млн. рублей. Для нас это очень существенная сумма, и в 2017 году она не станет меньше, при этом объем государственного задания не сократился. Мы просто вынуждены искать иные источники финансирования, для того чтобы обеспечить выполнение госзадания, осуществлять модернизацию инфраструктуры и работать над теми проектами, о которых я уже рассказал.

Во-вторых, наши тарифы обоснованы ресурсными затратами. И, в-третьих, обращаю внимание судовладельцев, что повышение в большей степени затронуло годовой и квартальный тарифы. Месячные расценки либо остались на прежнем уровне, либо незначительно повысились – примерно на 6%. Мы просто привели цены на годовое и квартальное обслуживание в соответствие с месячным тарифом, сохранив определенную льготу за год.

На мой взгляд, предприятиям необходимо тщательно проанализировать свои расходы, график нахождения судов на промысле и необходимость постоянного годового обслуживания и соответственно оптимизировать свою деятельность. Ярким примером в этом плане является трафик по ТСК. Как только с 1 июля мы ввели оплату трафика за второе ТСК, объем передачи данных снизился более чем в два раза. Судовладельцы начали следить, когда действительно есть необходимость в работе второго ТСК, а когда нет. Здесь аналогичная ситуация. Если у компании нет реальной необходимости в годовом контракте, его можно заключить на квартал или два. Кроме того, мы, готовы рассматривать возможность предоставления индивидуальных скидок для рыбопромышленников, которые комплексно подходят к заключению договоров, например, на большое количество судов.

Анна ЛИМ, Fishnews

Декабрь 2016 г.