Интерес к этому виду как к перспективному объекту промысла в Приморье появился в конце 1990-х годов. Однако, по словам специалистов, в научной литературе встречаются упоминания о его промысле и в глубокой древности (порядка 4 тысяч лет назад), а также в конце XIX – начале XX веков корейским населением Приморья.
С 1998 года в крае ведется небольшой лов этого биоресурса, который затем экспортируется в страны Юго-Восточной Азии (в основном в Китай и Корею). Однако до последнего времени японский краб в Приморье систематически не изучался. Все, что российской науке было известно об этом животном, до последнего времени исчерпывалось немногочисленными натуралистическими описаниями. Поэтому многие стороны его биологии до сих пор изучены слабо.
В то же время сведения о распределении, миграции, биологических характеристиках, особенностях жизненного цикла, условиях воспроизводства, численности этого краба могут иметь важное значение не только для понимания особенностей функционирования континентально-прибрежных биоценозов, но и организации рационального использования его запасов, обоснования промысловых прогнозов и, при необходимости, рекомендаций для искусственного разведения и охраны.
Именно поэтому заслуженно высоко была оценена научная новизна и практическая значимость диссертационной работы младшего научного сотрудника ТИНРО-Центра, а ныне и кандидата биологических наук Елены СЕМЕНЬКОВОЙ на тему: “Биология и перспективы промысла японского мохнаторукого краба Eriocheir japonica в водоемах Приморья”. Успешная защита на минувшей неделе прошла в Институте биологии моря имени А.В. Жирмунского ДВО РАН.
Характеризуя работу соискательницы, научный руководитель, доктор биологических наук, профессор Вячеслав ШУНТОВ отметил, что в настоящее время в ТИНРО-Центре уже сложился довольно многочисленный и хорошо оснащенный прибрежный отдел, который занимается исследованиями в пресноводных, эстуарных и шельфовых зонах. Однако научно-исследовательские группы уже давно сложившиеся, а поэтому ориентированы по определенным объектам и темам. И до сих пор мохнаторукому крабу уделялось мало внимания.
Так что после утверждения темы Елене Семеньковой пришлось самостоятельно проводить все изыскательские работы, собирать практический материал для своей диссертации на многочисленных реках и морском побережье Приморья. “В итоге получилось, что за последние 5 лет в направлении изучения японского мохнаторукого краба было сделано многократно больше, чем за все предыдущее время. И я считаю, что благодаря стараниям соискательницы была создана серьезная основа для дальнейшего изучения краба. Тем более что уже в этой работе намечаются наиболее актуальные вопросы, по которым в дальнейшем можно начать более глубокие исследования”, – отметил Вячеслав Петрович.
Его мнение поддержал и Диссертационный Совет, подчеркнув важность изучения речного периода жизни мохнаторукого краба в качестве базового материала. Тем более что одному человеку изучить все аспекты биологии этого сложноорганизованного вида за столь короткий период времени практически невозможно – требуется серьезная техническая поддержка. Поэтому было отмечено, что в настоящее время в ТИНРО-Центре уже готовятся работы по изучению его морского периода жизни.
Одним из выигрышных моментов работы стал эксперимент по мечению мохнаторукого краба, с помощью которого были выяснены сроки и направления его сезонных миграций, определен радиус перемещений в море и в реке, а также получены оценки численности краба в р. Раздольной. Кстати, в этом году ТИНРО-Центр продолжает работы по мечению речных и прибрежных рыб и японского мохнаторукого краба. Так что рыбаки-любители имеют реальный шанс поучаствовать в научных исследованиях – для этого надо будет лишь передать найденную метку в ТИНРО (пер. Шевченко, 4) или сообщить информацию по телефону.
Японский мохнаторукий краб широко распространен в водоемах Юго-Восточной Азии: в Японии, на юго-востоке Корейского полуострова, юге Китая, западном и северо-восточном побережьях островов Тайвань, Гонконг и Рюкю. В Приморье этот краб населяет практически все реки, озера и водохранилища от реки Туманная на юге до реки Серебрянка на севере. Он также встречается в озере Ханка, куда был, по-видимому, случайно занесен людьми. На Сахалине краб встречается на юго-восточном побережье от залива Анива до залива Терпения.
Большую часть жизни краб проводит в реках и эстуарных зонах, протоках, лагунах и озерах, имеющих выход к морю. Нерестовые миграции краба проходят с апреля по июль. В конце лета – осенью он мигрирует в реку, где распространяется по речной системе. Во время нагула он широко распространяется по бассейну реки, поднимаясь на значительные расстояния вверх по течению (в реке Раздольная – до 130 км). В морском прибрежье краб распространяется на небольшие расстояния от устьев рек – до 18 км (глубины до 10 м). В реках же большинство особей держится в среднем и нижнем течениях, предпочитая медленно текущие и неглубокие воды с растительностью.
Пищевой спектр мохнаторукого краба включает и растительную, и животную пищу, так что в период невысокой численности он выступает в качестве так называемого “санитара” в реке. Однако при увеличении численности популяции он “притесняет” своих соседей – объедает икру рыб, отложенную на траву, уничтожает речных раков и т.д. Кроме того, в такие периоды “досаждает” краб и рыбакам-любителям, которые сетуют на изорванные сети, объеденную наживу. Так что в последнее время большинство из них иначе как вредителем мохнаторукого краба не называют.
Однако, возвращаясь к научной стороне вопроса, стоит отметить, что некоторую промысловую нагрузку этот вид все же несет. Современная история освоения ресурсов японского мохнаторукого краба в Приморье ведется с 1998 года. Первоначально промысел осуществлялся в режиме контрольного лова, но с 2000 года перешел в режим ресурсных исследований. Так что до настоящего времени лов носит преимущественно экспериментальный характер и проводится в два периода – весенний и осенний. При этом годовые уловы варьируют в пределах от нескольких сотен килограммов до нескольких тонн. Выделяется пять группировок, имеющих собственный промысловый потенциал: юго-западной и восточной частей залива Петра Великого, северных частей Амурского и Уссурийского заливов и северного Приморья. Вследствие этого, по мнению Елены Семеньковой, общий допустимый улов должен определяться для каждой из групп, что обеспечит распределение промысловых нагрузок в соответствии с их запасами и продуктивностью.
Среди основных промысловых районов в диссертации были выделены 9 рек и 6 озер края, среди которых: реки Раздольная, Артемовка, Партизанская, Киевка, Аввакумовка, озера Лебяжье, Рязановской, Пресное и др.
Общий запас японского мохнаторукого краба по предварительной оценке составляет в настоящее время около 260 тонн при том, что на долю реки Раздольная приходится почти 40% общего объема. Вместе с тем отмечается, что запас оценивался в период пониженной численности краба, так что в определенные годы общий запас этого вида может увеличиваться в два-три раза.
В настоящее время в Приморье наблюдается заметное снижение уловов мохнаторукого краба, о чем косвенно свидетельствует освоение квоты в 15 тонн только наполовину в 2005 и 2006 годах. Тогда как в предыдущие годы она осваивалась полностью. При этом, с сожалением отмечает диссертант, достоверная статистика уловов мохнаторукого краба в период промысла отсутствует, что не позволяет более подробно охарактеризовать промысловую обстановку в настоящее время.
По мнению Елены Семеньковой, снижение уловов краба, в первую очередь, связано с естественной динамикой численности. Кроме того, имеет место и браконьерский промысел: несмотря на то, что объект не пользуется должным спросом на российских рынках, его по достоинству оценили наши азиатские соседи. Хотя мохнаторукого краба можно приобрести и на некоторых рынках Приморья, а также “в частном порядке” вблизи районов промысла.
Вместе с тем, по единому мнению ученых, японский мохнаторукий краб представляет довольно большой интерес для хозяйств аквакультуры. По словам Елены Семеньковой, есть вполне реальная возможность, по примеру Китая, где уже существует серьезная культура выращивания краба, культивировать его в естественных и искусственных условиях в водоемах Приморья. “Это даст возможность небольшим предприятиям аквакультуры получать дополнительный заработок, экспортируя продукцию в страны Юго-Восточной Азии, где мохнаторукий краб пользуется достаточно большим спросом”, – говорит она. Вместе с тем стоит учитывать, что японский мохнаторукий краб достигает половой зрелости в возрасте 3-5 лет, следовательно, предпринимателям следует совмещать его выращивание с другими представителями водного сообщества.
“Таким образом, – заключает Елена Семенькова, – знание особенностей биологии этого вида краба, описанных в диссертации, позволит организовать рациональное использование ресурсов этого вида в водах Приморья, а также вплотную приступить к разработке биотехники его выращивания”.
В настоящее время выращивание краба в промышленных масштабах в Приморье и в России в целом еще не ведется, поскольку методика культивирования краба находится лишь на стадии разработки. В нынешнем году такие работы уже начаты в ТИНРО-Центре. Так что есть все основания полагать, что их результаты будут востребованы аквафермерами уже через несколько лет.