– Георгий Николаевич, в этом году прием в вузы будет впервые проходить по итогам единого государственного экзамена (ЕГЭ). Как Вы оцениваете готовность к новым условиям поступления выпускников школ, колледжей и остальных ребят, которые придут в вузы?
– Если откровенно, то я не считаю, что система высшего профессионального образования полностью готова к приему абитуриентов на этих условиях. Но сдавать ЕГЭ не готовы сами дети. Если внимательно изучить схему сдачи единого госэкзамена и его содержание, то, по моему мнению, цель ЕГЭ – не столько выявление глубины знаний школьника по определенному предмету, но в большей степени определение его умения воспринимать, понимать информацию и распоряжаться ею. Присутствует и элемент случайности по типу «угадал – не угадал».
Знаете, это жестокий подход для нынешних детей. Ведь к ЕГЭ нужно готовить задолго, с первого класса, применять тесты в течение всей школьной жизни, а не «натаскивать» на них за последний год. Разве реально школьника за один год научить понимать суть, самостоятельно мыслить? Да он еще ребенок! Безусловно, бывают выпускники школы, которые готовы к взрослой жизни немедленно, но таких единицы. Абсолютному большинству детей нужно время на осмысление, время познать самих себя и свои устремления, до конца осознать сущность выбранного предмета, специальности.
– Каковы плюсы и минусы поступления в условиях ЕГЭ?
– На мой взгляд, введение ЕГЭ как раз в этом году абсолютно не своевременно. Нам предстоит работать в разгар мирового финансово-экономического кризиса, мы не можем его игнорировать. Именно сейчас дети должны учиться. Возможно, правительству в этих условиях стоило бы повременить с введением ЕГЭ, отложить его на ближайшие два года.
Представьте себе, во-первых, что будет, когда с ЕГЭ не справится более половины школьников. Это с той планкой, которую обозначили в Министерстве образования и науки РФ – 40 баллов и выше. Значит, половина выпускников по окончании 11 класса не смогут учиться в высших учебных заведениях. Во-вторых, на 2009-2010 годы приходится максимально глубокая демографическая «яма». В-третьих, уже упоминавшийся экономический кризис, который не даст детям работать в этих условиях. Сегодня, когда нет работы даже взрослым, дети выйдут на улицу, и я очень беспокоюсь за них. Социальный взрыв, молодежный – это нам надо?
Родители обычно знают своих детей, знают, что он может быть недоросль, недоучка, но вместе с тем они вложат последнее, чтобы он не болтался на улице, а учился. Знаете, родители часто лелеют мечту: вот я – необразованный, но я отдам все, чтобы мой ребенок получил образование. И это правильно, даже если не получится выдающегося ученого из такого недоросля, то пусть хотя бы будет хороший специалист. У него будет время осмыслить жизнь, пока он будет в нормальных условиях вуза жить и учиться. Поэтому я считаю, что возможные плюсы ЕГЭ в плане приема в вузы в 2009 году сводятся к нулю.
–Чем же на практике будет отличаться процедура приема в этом году?
– На практике новый порядок приема абитуриентов уже объявлен, с ним знакомы и школы, и вузы, и учащиеся. Он включает 2 обязательных экзамена – русский язык и математика – и один экзамен по профилю вуза. Третьим предметом может быть иностранный язык, физика, химия, биология, обществознание и т. д., школьники сдают по нему ЕГЭ в соответствии с выбранным вузом и специальностью.
В Дальрыбвтузе мы уже полностью определились со списком профильных экзаменов. Эта информация размещена на нашем сайте http://dalrybvtuz.ru, и ребята могут ознакомиться, какой третий предмет ЕГЭ нужен для каждой конкретной специальности. Например, если поступаешь на механика, это будет физика, на технолога – физика или химия, на биолога, естественно, – биология.
Правда, здесь не обошлось без спорных моментов. Мы долго обсуждали, что же взять в этот блок. Допустим, обществоведение или химию? Ведь мы стремимся не к тому, чтобы «правильно» принять детей, а к тому, чтобы дать как можно большему числу выпускников школ возможность поступить в наш вуз. И вот, выбирая третий предмет, рассуждаем. Химию школьники знают плохо. Это точная наука и далеко не всем дается. А, к примеру, обществознание – все-таки гуманитарная дисциплина, более жизненная, и знаний по нему больше. Поэтому мы выбрали для ряда специальностей обществознание.
Другой пример для технологов: физика или химия? Мы проводили определенные исследования в школах и вузе, и оказалось, что дети знают лучше химию. Конечно, мы и отдали ей приоритет. Хотя могли бы и физику поставить, это ведь технические науки и техническая специальность. Не знаю, насколько угадали, но мы шли по пути упрощения. Мы заинтересованы, чтобы выпускники выбрали наш университет, чтобы все бюджетные места были заняты.
– Как, на Ваш взгляд, отразятся новые условия поступления на качественном и количественном составе будущих первокурсников?
– Сегодня борьба будет за каждого выпускника школы, конкуренция среди вузов возрастет и будет действительно сложно. Некоторое время назад руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев объявил на заседании Совета ректоров ДВФО в Хабаровске о том, что в наших вузах есть до полутысячи свободных бюджетных мест. И власти, зная эту ситуацию, добавляют в этом году дополнительные бюджетные места. Только для кого они, если некому учиться, у нас ведь ЕГЭ? Повторюсь, ситуация сложная.
Если ранее мы набирали примерно равное количество абитуриентов на бюджетные места и на места по договорам на оказание платных образовательных услуг, количество так называемых «платников» даже преобладало, то в этом году, дай бог, чтобы мы набрали только на бюджет. У нас более пятисот бюджетных мест. «Платных» студентов не будет. Потому что те, кто наберет соответствующее количество баллов по ЕГЭ, будут стремиться заполнить свободные бюджетные места. Зачем им платить? И они выберут пусть нежеланную специальность, но бесплатное обучение, а вузы обязаны будут их принять.
Не удивлюсь, если многие крупнейшие приморские вузы в нынешнем году не наберут студентов на внебюджетные места. Соответственно, снизится доходная часть внебюджетных средств вузов, уменьшатся расходы на их содержание, зарплату преподавателей, да и количество преподавательских мест сократится. Это только часть проблем, которые нам предстоит пережить в ближайшем будущем.
– Будет ли Дальрыбвтуз принимать какие-либо меры, чтобы смягчить ситуацию и есть ли у вуза такие возможности?
– Нас, конечно, тревожит сложившаяся ситуация, и я как ректор вуза должен по мере сил с ней бороться, создавать оптимальные условия для студентов, думать о том, как уменьшить возможные потери и как сделать так, чтобы все-таки дети учились. И я постараюсь создать такую модель, которая подошла бы школьнику, даже если он не наберет заветных 40 баллов на ЕГЭ.
Иначе молодому человеку окажется никуда деться. В прошлом слаженно действовала система ПТУ. «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат!» Помните Маяковского? Какие рабочие?! Оказывается, только у нас в Приморье не хватает 5 тысяч сварщиков. Варить некому! Пусть вчерашнего школьника выучат на рабочего, но где? Система ПТУ – начального профессионального образования разрушена. Сейчас пытаются ее как-то восстановить, в том числе обязывая вузы в этом участвовать. А вузам это совсем невыгодно. Неужели я должен платить большие деньги профессору, чтобы он преподавал в Славянском филиале начальное профессиональное образование? Это же не решит вопрос с 5 тысячами сварщиков. А сколько плотников не хватает, токарей?..
Рабочие профессии были уважаемы в советское время. И это был мощный стимул. Люди трудились, добивались успеха, даже не стремясь к высшему образованию. Они знали, что если получат хорошую рабочую профессию, то будут нормально жить. Сейчас наоборот: «Есть образование – живи! Нет диплома – до свидания!» Сегодня больше значения придается формальному образованию. В чем-то это может быть и правильно, возвышать инженера, но на низкую зарплату квалифицированный рабочий не пойдет, а кто тогда будет работать? Дальрыбвтуз готовит инженеров. Инженер – это автор продукта, он может придумать и создать новые рабочие места и производство. И, несмотря на кризис, выпускники нашего вуза остаются довольно-таки востребованными на рынке труда. В Приморском крае несколько тысяч предприятий рыбной отрасли, они дают наибольшее количество рабочих мест. Дальний Восток – край рыбный, должен кормить всю Россию и отвечать за продовольственную безопасность.
Мы постоянно ведем мониторинг, изучаем рынок труда. В целом, приблизительно две трети – а это много – работают по специальности. Еще часть трудятся в рыбной отрасли, хотя и не по специальности в дипломе, это зависит от наличия мест, опыта, характера производства, т.е. от многих факторов. С рыбным бизнесом университет работает очень активно. Хотя отношения эти скорее односторонние: они нам нужны, а мы им, как ни странно, нет. Я хочу получить от бизнеса заказ, пакет заказов, каких специалистов им подготовить. Мы обсуждаем эту проблему на всех уровнях по всей стране, но рыбный бизнес не проявляет готовности к сотрудничеству.
– И при этом предприятия жалуются на нехватку кадров?
– Рыбный бизнес жадный и пытается заткнуть кадровые дыры бесплатно. Зачем вкладывать средства в науку и образование? – рассуждают управленцы. А им необходимо понять, что наука будет способствовать экономическому прогрессу предприятия, а образование позволит получить «под заказ» готового специалиста высокого уровня, который принесет компании гораздо больше прибыли, чем тот, кого приняли с улицы.
Не буду сгущать краски, ведь некоторые компании – и весьма крупные – думают о будущем. Например, мы активно ведем переговоры с руководителем «Ролиза» Петром Савчуком. Но опять же, им больше нужны не тралмастера, таких вакансий единицы, а матросы, обработчики, то есть рабочие руки на судах рыбопромыслового флота. И мы можем им помочь, направляя на практику студентов в море. Компания закрывает кадровую проблему, а студенты набираются опыта, но главное – зарабатывают.
Если молодые люди поймут, что могут зарабатывать в море хорошие деньги, это станет гарантией того, что они точно пойдут работать по специальности. Морская практика на рыбацких судах – это реальная возможность «распробовать» профессию, причем распробовать в денежном плане. Романтика хороша, когда твоя семья на берегу обеспечена, а так – какие идеалы? Надо зарабатывать и понимать, что сегодня жизнь жестока и требует от тебя в первую очередь упорства. Упорство плюс знания – верный путь к успеху. И наши ребята, я думаю, к этому готовы.
– Какую профориентационную работу проводит Дальрыбвтуз со школьниками Приморья?
– Мы всегда уделяем огромное внимание профориентационной работе. В структуре вуза есть специальный отдел, и в этот период, когда нужно донести информацию до школьников, на него работают все деканаты, все учебные институты. Нет такой школы в Приморском крае, которую бы мы не охватили, даже в самых отдаленных северных районах.
Мы четко знаем, какой регион в каких специалистах нуждается. Смотрим, сколько студентов оттуда учится в нашем университете, на каких специальностях. Затем берем блок этих профессий и выезжаем на места. Договариваемся с местной администрацией, с управлением образования, посещаем все школы. В школах ведем большую профориентационную работу по популяризации специальностей нашего университета с привлечением студенческой молодежи, которая устраивает концерты, раздаем рекламные проспекты, демонстрируем видеоролики об университете, беседуем с выпускниками и их родителями, отвечаем на их вопросы. Организовываем «Дни «Дальрыбвтуза» в школах.
Последнее время у нас отмечается наплыв студентов из Бурятии, Иркутской области, из Алтая. Мы охватили и Хабаровский край, все-таки там и речной флот, и речная рыба. Это и Советская Гавань, где база океанического рыболовства и большое хозяйство по переработке. Активно работаем на Сахалине – это самый рыбный край. Очно-заочно у нас учится около тысячи сахалинцев, многие из которых уже работают и получают образование именно по своей рабочей профессии. Мы разрабатываем ускоренные курсы. Сейчас на Сахалине у нас два представительства, и назрела необходимость в открытии полноценного филиала. Есть учащиеся из Якутии и Магадана. Таким образом, мы охватываем весь Дальний Восток. Так и должно быть: чем шире география нашей работы, тем больше у нас возможностей популяризовать рыбные специальности.
Сегодня положение сложное, но Дальрыбвтуз будет пытаться смягчить ситуацию. Я обращаюсь к выпускникам. Уважаемые ребята! Если вы не поступите в высшее учебное заведение по причине недостаточного количества набранных баллав ЕГЭ, приходите в Дальрыбвтуз. У меня есть идеи, мое «ноу-хау» – как принять вас в наш университет на законных основаниях. Кроме того, есть и сквозные программы – высший морской колледж с бюджетными местами. По окончании – средне-специальное образование, как в техникуме. В любом случае, у нас будет, что предложить ребятам, которые не поступили в вуз. Мы говорим: «Приходите учиться в Дальрыбвтуз, полюбите рыбацкую профессию!» Но рыбак – это условно, ведь мы готовим специалистов для всей пищевой промышленности, технологов по хлебу, мясу, молоку. Так что наши студенты и специалисты будут сыты всегда, даже в кризис.