Речь идет не просто о линии на карте
14 марта в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания по вопросу ратификации Договора между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
В обсуждении приняли участие представители администрации Президента РФ, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы РФ, в том числе комитетов, готовящих договор о ратификационной процедуре, а также члены депутатской группы по связи с парламентом Норвегии, руководство Росрыболовства, представители МИД России, науки, бизнеса и общественности.
Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, Комитет Госдумы по международным делам, ответственный за принятие решения о ратификации договора, намерен на ближайшем заседании, 17 марта, рассмотреть этот вопрос и предложить его для рассмотрения Совету Государственной Думы РФ на пленарном заседании 25 марта. При этом председатель комитета Константин Косачев подчеркнул, что решение работать над документом в максимально широком формате (с привлечением всех профильных комитетов Госдумы) и с организацией парламентских слушаний неслучайно.
«По моему глубокому убеждению, речь в данном случае идет не просто о линии на карте. Как никогда ранее актуально, стоит вопрос соблюдения интересов конкретных людей, объединенных соответствующей отраслью либо проживающих в непосредственной близости к району разграничения. Кроме того, важно учитывать, что этот договор в большей части направлен на установление сотрудничества, конструктивного и перспективного, между Россией и Норвегией, как между дружественными, соседними государствами», – обратил внимание Константин Косачев.
Многогранность заключенного 15 сентября 2010 г. российско-норвежского договора отметил и руководитель российской делегации на переговорах с Норвегией о разграничении морских пространств, чрезвычайный и полномочный посол РФ Роман Колодкин. Так, по его словам, принятие документа завершает многолетний спор с Норвегией о принадлежности огромных морских пространств путем достижения справедливого компромисса и без нарушения суверенитета какой-либо из сторон. Таким образом, прекращает существование «серая» во всех отношениях морская зона.
«Более того, договор укрепляет уже существующие (что касается рыболовства) и открывает новые, ранее не использованные возможности (что касается углеводородов) для взаимовыгодного сотрудничества наших стран. При этом данное соглашение никоим образом не сказывается на интересах безопасности России и, подчеркну, не наносит ущерба российской позиции в отношении Шпицбергена», – сообщил Роман Колодкин.
Вместе с тем, все выступившие на парламентских слушаниях представители рыбацкой общественности высказывали противоположную и также подкрепленную вескими аргументами точку зрения: договор, учитывающий в большей мере интересы Норвегии, противоречит интересам России в сфере рыболовства и в перспективе неминуемо приведет к потере прав на промысел в стратегически важном районе Баренцева моря.
Интересно, что аналогичные опасения, как оказалось, испытывают и рыбаки Норвегии. Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний процитировал примеры критических высказываний норвежских промысловиков, которые они адресуют своему правительству, обвиняя его в «излишней уступчивости» при заключении договора, которая может негативно отразиться на вопросах рыболовства.
С другой стороны, уже сегодня российским рыбакам в так называемой рыбоохранной зоне в районе Шпицбергена де-факто приходится работать с учетом правил норвежской стороны – чтобы не терять драгоценного промыслового времени на разбирательства с береговой охраной или вовсе не лишиться судна.
«Нам необходимо продекларировать свою принципиальную позицию на уровне правительства, но вносить какие-то поправки сегодня в приложение к ратифицируемому договору уже невозможно с юридической точки зрения – в одностороннем порядке такой документ не может быть изменен. Поэтому нам нужно ратифицировать данный договор, приняв заявление, предусматривающее ряд важных моментов», – пояснил Андрей Крайний.
Среди них – приверженность РФ соблюдению договора о Шпицбергене 1920 г., ведение рыболовства российскими судами в зоне архипелага в счет национальных квот и в соответствии с техническими мерами регулирования, принятыми Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству. И, что важно, осуществление Россией полномочий государства флага в отношении своих судов в указанном районе, включая осуществление проверок по установленной схеме.
Положительное решение о ратификации договора принял по итогам обсуждения и Комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. «Комитет одобрил документ. На наш взгляд, все основные принципы, касающиеся вопросов рыболовства, в нем заложены. Но в том, насколько полно они будут выполняться, очень важную роль играет Правительство. Все будет зависеть от того, как себя проявит государство и, в частности, Федеральное агентство по рыболовству», – заявил председатель комитета Евгений Туголуков.
Окончательные итоги парламентских слушаний будут подведены чуть позже, после обобщения всей прозвучавшей информации. Но позиция российской стороны в отношении соглашения определена. «Данный договор носит взаимовыгодный характер, отвечает экономическим и политическим интересам нашей страны и будет способствовать развитию нормальных добрососедских отношений с нашим важным партнером – Норвегией», – заключил Роман Колодкин, отметив при этом, что «в случае явных нарушений правительственная сторона имеет полное право принимать контрмеры». Так что в конечном счете результат будет зависеть лишь от того, насколько добросовестно обе стороны будут исполнять положения договора.
РИА Fishnews.ru