Эффективность и безопасность рыболовства – неразделимы
Полемика о проблемах развития рыболовства России в новых экономических и правовых условиях продолжается уже более десяти лет. При этом обеспечению безопасности морской деятельности уделяется недостаточное внимание, считают специалисты.
В числе основных причин, сдерживающих рациональное ведение рыбохозяйственной деятельности, указываются низкая эффективность государственного управления и поддержки отрасли, отсутствие единой системы контроля безопасности мореплавания, а также недостаточная координация работы федеральных и региональных органов исполнительной власти. Однако обсуждение этих вопросов происходит обособленно и вдобавок значимость обеспечения безопасности морской деятельности, связанной с рыболовством, явно занижена, отмечают директор ОАО «Гипрорыбфлот» Владимир Романов, начальник отдела безопасности мореплавания Валерий Сараев и начальник отдела морского радиоэлектронного и промыслового оборудования Валерий Кондратенко.
«По инерции мышления девяносто процентов обсуждений касаются квот, тары, увеличения уровня уловов, лизинга, роста потребления рыбы и рыбопродуктов на душу населения и т. п. Но нигде не говорится о влиянии на показатели эффективности работы добывающих судов непроизводственных потерь, связанных с такими факторами, как аварийность, объем предотвращенного ущерба, упущенной выгоды, компенсаций за потерю человеческой жизни, и т.д.», – отмечают они в статье, подготовленной для РИА Fishnews.ru.
Добывающие суда имеют ограниченную маневренность из-за находящихся за бортом орудий лова, часто сближаются, осуществляют совместное траление, перегрузку рыбы, получение снабжения в море в условиях сильного ветра и волнения. «Это индустрия, где работа судов характеризуется пространственной разобщенностью и рассредоточенностью по всему Мировому океану, что осложняет не только стратегическое управление ими, но и оказание оперативной помощи. В то же время, в зависимости от сезона лова, сосредоточение судов в районах промысла, например Баренцева и Норвежского морей, достигает 150-200 единиц, а в районах Охотского и Берингова морей – 400-500 единиц, что существенно повышает вероятность возникновения аварий и инцидентов», – привели данные специалисты.
По мнению авторов статьи, без оценки соответствия рыбопромыслового флота современным требованиям безопасности не удастся подготовить обоснованные предложения по его развитию, а значит и достоверный прогноз развития рыбохозяйственной отрасли. «Сегодня любое добывающее судно, обладающее высокими промысловыми характеристиками, может быть задержано в порту из-за выявленных несоответствий международным и национальным нормам безопасности, и его простой, так же как и сбой в работе любого механизма во время промысла, приведет к потере продукции, т.е. к серьезным прямым убыткам», – рассказали эксперты.
Специалисты обратили внимание, что ряд стран, в том числе членов ЕС, давно ввели процедуру освидетельствования рыболовецких компаний и их судов на предмет соответствия современным требованиям безопасности на море. Такое внимание мирового сообщества к исследуемой проблеме вызвано тем, что масштабы негативных последствий от аварийности рыболовных судов не ограничиваются материальным ущербом судовладельцев, а затрагивают интересы государства, в первую очередь в обеспечении охраны человеческой жизни на море.
«Однако мы начинаем говорить об этом только после очередной катастрофы. К сожалению, за примером далеко ходить не надо. В конце января произошло кораблекрушение рыболовного судна «Шанс-101», которое перевернулось в Японском море во время шторма», – напомнили собеседники информагентства.
Специалисты считают, что сейчас Росрыболовство не может уделить достаточное внимание вопросам безопасности судов из-за неопределенности и противоречивости современной структуры управления и надзора в области торгового мореплавания. «Сложившаяся ситуация стала результатом многократной реорганизации федеральных органов исполнительной власти, ликвидации администраций морских рыбных портов и внесения изменений в положения базовых правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере, которые привели к возникновению череды противоречий», – заявили они.
Полный текст читайте в разделе «Крупным планом» на сайте РИА Fishnews.ru.