II Международный форум «Морская индустрия России-2011». Москва, май 2011 г.
18 мая 2011 года, в выставочном комплексе столицы Гостиный двор, состоялась официальная церемония открытия II Международного Форума «Морская Индустрия России», посвящённого вопросам развития и модернизации судостроения, инфраструктуры портов, совершенствованию судоходства, внедрению новых отечественных и зарубежных технологий в производство морской техники и строительство судов гражданского назначения.
Форум проводился при поддержке и участии Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, ГК «Ростехнологии», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ЦНИИ «Курс», отраслевых ассоциаций и объединений. Устроитель мероприятия – выставочная компания «Мега Экспо».
Ведущий церемонии открытия Форума Лев Клячко, генеральный директор ЦНИИ «Курс», выступил с приветственной речью и пригласил на сцену гостей Форума, крупнейших представителей морской индустрии России: Александра Балыбердина, ответственного секретаря Морской коллегии при правительстве Российской Федерации, исполнившего почетную миссию – поздравления участников и организаторов, с открытием Форума, от лица Правительства Российской Федерации, Вячеслава Попова, председателя комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, Андрея Курасова, заместителя директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли РФ, Федора Швалева, члена комитета Государственной Думы по транспорту, Валентина Пашина, директора ФГУП ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова, Николая Максюту, первого заместителя председателя Комиссии по национальной морской политике Совета Федерации, приехавших поддержать участников напутственными словами.
Александр Балыбердин, ответственный секретарь Морской коллегии при правительстве Российской Федерации, исполнил почетную миссию – поздравил участников и организаторов, с открытием Форума, от лица Игоря Сечина, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.
Вячеслав Попов, председатель комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, от имени Совета Федерации приветствовал участников и организаторов Форума, и высказал уверенность в том, что II Международный Форум «Морская Индустрия России», привлечет широкое внимание и профессиональный интерес представителей федеральных органов государственной власти, ведущих российских и иностранных предприятий и организаций, представителей морской техники и судов гражданского назначения. А также Вячеслав Попов пожелал участникам Форума, новых профессиональных свершений.
В продолжение торжественной церемонии, на ковровую дорожку цвета морской волны, для вручения памятных наград и дипломов, были приглашены лауреаты профессионального конкурса «Элита судостроительной промышленности России». Почетная обязанность наградить конкурсантов выпала Вячеславу Попову, которому также, совместно с Валентином Пашиным, было предоставлено право перерезать символическую красную ленточку, ознаменовавшую официальное открытие II Международного Форума «Морская Индустрия России. Победителями конкурса стали: Герой России, академик, директор ФГУП «ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова» – Пашин В.М.; генеральный директор ОАО “Центр технологии судостроения и судоремонта” – Горбач В.Д.; президент ОАО ФПГ “Скоростной Флот” – Первушин В.П.; генеральный директор ЦНИИ «Курс» – Клячко Л.М.; генеральный директор ОАО “Центр технологии судостроения и судоремонта” – Горбач В.Д.; директор департамента судостроения и морской техники Минпромторга России – Стругов Л.В., а также другие ведущие специалисты передовых предприятий отрасли.
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ ИНДУСТРИИ РОССИИ».
Деловая программа II Международного форума «Морская индустрия России», традиционно, открылась пленарным заседанием «Морская Индустрия России. Перспективы развития».
Модератор Лев Клячко, генеральный директор ЦНИИ «Курс», после приветственного слова, напомнил участникам, о том, что по результатам обсуждений заседания, а также круглых столов, намеченных на последующие дни Форума, будет принята резолюция, формулирующая основные проблемы развития судостроения.
Заседание открыл А.Балыбердин, ответственный секретарь Морской коллегии при правительстве Российской Федерации, который в своем докладе рассказал о деятельности Морской коллегии.
Состав коллегии расширился за счет прибытия новых членов, представителей бизнеса. Так, в состав коллегии вошли «Союз нефтегазопромышленников», «Ассоциация судоходных компаний» и др.
А.Балыбердин напомнил о юбилейной дате, в этом году исполняется 10 лет Морской коллегии, в связи с чем, на сентябрь намечены заседание коллегии и мероприятия: презентация ряда изданий и научно-практическая конференция.
«В конце прошлого года, была утверждена стратегия развития морской деятельности, на ее основе будет строиться государственная программа, которая предположительно, станет преемницей программы «Мировой океан», со значительным расширением функций», рассказал докладчик.
А.Балыбердин сообщил, что значительное внимание Морская коллегия уделяет арктической тематике, проблемам арктического региона и вопросам безопасности на трассе северного морского пути. В завершение А,Балыбердин призвал участников заседания, насытить резолюцию практическими вопросами по различным аспектам морской деятельности и передал эстафету докладчику Валентину Пашину, директору ФГУП ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова, темой его сообщения, стали «Инновации и перспективы создания морской техники».
Валентин Пашин назвал две проблемы развития инновационного бизнеса в России: отсутствие достаточного количества привлекательных проектов и подмена инноваций традиционными исследовательскими программами. Также докладчик рассказал о реализации инновационных проектов современной морской техники: буровой установке «Северное сияние», научно-экспедиционном судне «Академик Трешников», буксире «Рюрик», дизельно-электрическом ледоколе «Санкт-Петербург».
Следующий участник заседания Роман Троценко в своем докладе, привел статистические данные о доле стран и регионов в мировом и гражданском судостроении за 2010год.
На первом месте в списке находится Китай, чья доля в мировом и гражданском судостроении составляет 35%, в то время, как доля России составляет лишь 0,4%.
Производительность труда в российском судостроении также не высокая. Выработка одного работника в 9 раз ниже, чем у компаний-лидеров отрасли, в среднем, и в 24 раза ниже, чем у Hyundai Heavy Industries.
Роман Троценко назвал ряд проблемных вопросов в гражданском судостроении и военном судостроении: отсутствие долгосрочных программ кораблестроения и программ закупки судов и морской техники; высокая налоговая нагрузка и пошлины; необходимость незамедлительного обновления модельного ряда; некачественное проведение конкурсов Министерства обороны РФ; тенденции к закупкам военно-морской техники для нужд ВМФ России за рубежом. И рассказал о проекте нового судостроительного комплекса на острове Котлин (г.Санкт-Петербург) и его основных параметрах:
Объем металлообработки – 20 тыс.тон в год, общее число работающих – 6500 человек, объем выручки – 28 млрд. руб. в год, налоговые отчисления в бюджет – 3,5 млрд. руб. в год. Проект входит в десятку самых перспективных проектов Санкт-Петербурга.
Следующий докладчик А.Курасов считает гражданское судостроение самой перспективной и интересной отраслью в России. Даже в кризисном 2009 году рост гражданского судостроения составил 40%. Главная задача гражданского судостроения – модернизация и строительство новых верфей.
ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА ВТОРОГО ДНЯ РАБОТЫ ФОРУМА (19 МАЯ)
19 мая 2011 года, в выставочном комплексе столицы Гостиный двор, в рамках деловой программы II Международного Форума «Морская Индустрия России», был проведен ряд круглых столов и заседаний, посвященных проблемам и перспективным направлениям развития морской отрасли.
Деловую программу второго дня Форума, открыла конференция «Морские портовые гидротехнические сооружения: обеспечение безопасности и перспективы развития». В рамках конференции состоялись два пленарных заседания, модераторами выступили Владимир Меншиков, президент Ассоциации «Морпортэкспертиза» и Александр Алексеенко, представитель Ассоциация «Морторгпорт».
I пленарное заседание, было посвящено теме: «Состояние и перспективы развития морских портовых ГТС. Нормативное – правовое регулирование, исполнение технического регламента о безопасности объектов морского транспорта».
От имени организаторов конференции Владимир Меншиков приветствовал участников, напомнив, основная тема совещания – проблемы морских портов и гидротехники. Также модератор отметил знаменательное для отрасли событие – утверждение регламента, который был принят постановлением правительства РФ от 12 августа 2010 года № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта».
После обеденного перерыва и знакомства с экспозицией выставки, участники конференции продолжили работу. Тема II пленарного заседания была озаглавлена «Строительство и эксплуатация морских портовых ГТС: обеспечение безопасности и надежности. Инновационные технологические решения».
Параллельно с конференцией, приступили к работе два круглых стола. За круглым столом организованным компанией «ОСК», специалисты обсуждали текущее состояние флота и перспективы перевозок по внутренним водным путям. Меры государственной поддержки при строительстве судов нового поколения на отечественных верфях. Применение лизинговых программ и банковского кредитования. Модератором заседания выступил С.Ченчиков, начальник финансового управления ОАО «ОСК».
Специалисты судостроительной отрасли говорили о проблемах конкуренции, в частности с зарубежными верфями Турции и Китая, мерах государственной поддержки лизинга судов, привлечении внебюджетного финансирования для строительства и передачи в лизинг судов, обсуждали ФЦП «Развитие транспортной системы 2010 -1015 года» и пр.
«Роль государственного управления в развитии и модернизации портовых комплексов. Перспективы создания современных комплексов для освоения нефтегазового потенциала шельфовой зоны Российской Федерации»- тема еще одного круглого стола, проходившего в этот день. Руководили заседанием Сергей Кондратьев, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, В. Тимофеев, начальник отдела гражданского судостроения ОАО «ОСК» и Елена Лаврентьева, проректор Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова.
В приветственном слове к участникам круглого стола, Сергей Кондартьев поблагодарил за приглашение принять участие в заседании и отметил, что роль государственного управления в развитии морского транспорта – тема, требующая глубокого, всестороннего обсуждения. Есть ряд вопросов таких, как развитие морской инфраструктуры, развитие подходных каналов, обеспечение безопасности плавания, содержание гидротехнических сооружений, входящих в зону ответственности государства. Стоимость содержания объектов крайне высока, поэтому, считает Сергей Кондратьев, на первый план выдвигается вопрос государственного и частного партнерства.
Докладчик Владимир Таровик, начальник отдела океанологии ФГУП «ЦНИИ им. Академика Крылова», рассказал об основных концептуальных разработках, за последние 10 лет, ЦНИИ им.Крылова и перспективных направлениях развития морской техники внутреннего рынка СНГ.
Валерий Болотов, представитель «Атомфлота» сообщил о ходе реализации основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейших перспективах, национальных интересах и задачах российского государства в этом регионе, состоянии атомного ледокольного флота и пр.
За круглым столом обсудили темы: состояние кадрового потенциала судоходной отрасли; поддержка процессов бюджетирования средствами ЕРРМ – системами управления проектами и портфелями проектов, создание нового класса нефтетанкеров – мобильные НПЗ на танкерах по технологии вихревой ректификации и др.
Во второй половине дня за круглым столом «Перспективные направления гражданского морского приборостроения» первым выступил Михаил Кириллин, генеральный директор ЗАО «Мортест», с докладом «Объективные и субъективные проблемы внедрения отечественной продукции на морском и водном транспорте», а также были заслушаны доклады по темам: «Система гидроакустического мониторинга акватории на базе покровных антенн в местах размещения нефте-и газодобывающих платформ в районе арктического шельфа», «Комплекс гидроакустического оборудования для научно-исследовательских судов рыбопромыслового профиля» и др.
В тот же день состоялось заседание круглого стола на тему «Развитие судового машиностроения путем локализации производства импортного оборудования в России и решение задач импортозамещения в судостроении», модератором которого выступил Владимир Ульянов, начальник управления инжиниринга ФГУП «Судоэкспорт».
В 20 мая на главной сцене Форума прошла церемония торжественного награждения лауреатов конкурса «Лучшее техническое решение в области судостроения и морской техники гражданского назначения». Лауреаты были награждены памятными дипломами и золотыми медалями.
«Технология изготовления аппарата нагрева и дозирования воды в судовом исполнении», «Технология изготовления слайсера в судовом исполнении», «Технология изготовления низкотемпературных шкафов и камер в судовом исполнении» ОАО “ЦНИИ Курс” победили в номинации «Новые комплектующие изделия судового машиностроения и высокотехнологичное медицинское оборудование для жизнеобеспечения экипажей судов»; «Технология распределенного информационного взаимодействия в судовом радиооборудовании» (Совместная разработка с ФГУП “ОНИИП”) ОАО “ЦНИИ Курс” победила в номинации «Технологии создания перспективной морской техники»; «Технология беспроводного широкополосного доступа для применения во внутрисудовой связи» ОАО “ЦНИИ Курс” – в номинации «Технологии создания перспективной морской техники». ОАО “Северное проектно-конструкторское бюро” стало победителем конкурса в номинации «Проектирование и инжиниринг в области судостроения и судового оборудования» за «Проектирование судна, предназначенного для перевозки сжиженного природного газа». В этой же номинации за «Разработку частотно регулируемого электропривода судового полруливающего устройства нового поколения» стал лауреатом конкурса ЗАО «РЭП-Холдинг» и ОАО “ЗВЕЗДА” – за создание судового дизельного двигателя М482 с системой топливоподачи “Common Rail”. Национальный университет кораблестроения им. адмирала Макарова (НУК им. адмирала Макарова) победил в номинации «Научные исследования и изыскания» за «Создание универсальных транспортных судов и средств океанотехники». Также в числе победителей конкурса: ООО «Судоходная компания «СИНДБАД-МОРЕХОД» – «Лучшее техническое решение по доставке судов нового судостроения к местам постоянного базирования»; ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» в трех различных номинациях; «Плавучая Заправочная Станция и Технологическая Эстакада» ЗАО «МеталСервис»; «Система управления движением и динамическим позиционированием полупогружной буровой установки, Шифр “Оникс-ДП” ОАО "Концерн "НПО “Аврора”. ОАО “Средне-Невский завод» победил в номинации «Новые технологии в судостроительном производстве и ремонте судового машиностроения и оборудования» за «Внедрение технологии вакуумной инфузии».
По завершении Форума, перед специалистами морской индустрии стояла задача, по итогам всех научных и деловых мероприятий, проведенных в дни Форума, обсудить и составить резолюцию, формулирующую основные проблемы развития судостроения. Принятие резолюции состоялось после ее прочтения Львом Клячко, генеральным директором ЦНИИ «Курс», и предварительного обсуждения с участниками Форума.
РИА Fishnews.ru