Подледная рыбалка. Владивосток, декабрь 2006 г.
В преддверии пика зимней рыбалки многие рыбаки-любители, судя по оживленным беседам, уже на «взводе».
Вполне очевидно, что первое и необходимое условие начала рыболовного процесса напрямую связано не столько с образованием берегового припая, сколько с формированием прочного ледового покрова. Официального прогноза в этом плане, известное дело, не дается.
Начало рыбалки любители определяют, так сказать, визуально. Метод, прямо скажем, не очень надежный. Тем не менее городской (и не только) люд использует его испокон века, относясь к рыбалке «спустя рукава». На этом они в ряде случаев попадаются, страдая за свою беспечность. Ведь, нет-нет, да и проскакивают сообщения о несчастных случаях с рыбаками, поглощаемыми водной стихией, в некоторых случаях даже вместе со своими «железными конями».
Прискорбно, что без этих происшествий не обходится ни один год, особенно начало зимы и весна. Это имеет место вдоль всего Приморья, в том числе в Амурском заливе, где происходит большое стечение рыбаков.
Это означает, что беспечное появление рыбаков на льду и поведение там может привести к непоправимым последствиям.
Теперь о том, что будет попадаться во время подледной рыбалки в нынешнем сезоне. Вообще вопрос этот весьма деликатный. Структура уловов и количественное соотношение видов рыб в них будет определяться тремя основными факторами. Они каждому рыбаку известны, и о них вреде бы и говорить неудобно. Тем не менее, повторим, что успех рыбалки будет определяться тремя решающими факторами.
Первый из них – место расположения лунки. Ее можно пробурить в месте, изобилующем рыбой, и там, где ее по тем или иным причинам мало или она вообще отсутствует. У рыболовов, появляющихся первыми в искомом районе, рыба может сразу ловиться, а может, и нет. Тут дело случая. Путем смены расположения лунок рыбак непременно наткнется на нее. Короче говоря, первые рыбаки отыскивают место ловли методом проб и ошибок, буря лунки то там, то здесь, пока не наткнутся на благоприятное место. Такого шараханья не испытывают рыбаки, появляющиеся на месте рыбалки несколько позже первых. Последние без особых хлопот проделывают лунки где-то рядом с сотоварищами и приступают к делу. Кстати, этот момент нелишне иметь в виду «молодым», начинающим рыбакам.
Кстати, место расположения лунки связано не только с «рыбностью», но и еще кое с чем. Об этом несколько ниже.
Второе непременное условие успешности рыбалки связано с рыбацким снаряжением. Это означает, что он должен иметь полноценные рыболовные снасти в виде надлежащих лески, крючков, блесен. При этом следует иметь в виду, что количество задействованных одновременно орудий лова и их стандарт не должны входить в противоречие с Правилами любительской рыбной ловли.
Наконец, успешность рыбалки определяется индивидуальной способностью рыбака, так сказать, рыбацким чутьем. К этому важному мероприятию относиться «спустя рукава» никак нельзя. Дело должно быть поставлено на самый серьезный уровень. В этом отношении можно приводить бесчисленные примеры разного отношения к данному занятию, вплоть до пьянки возле лунки. В таких случаях надлежащего морального удовлетворения, «отдохновения» на природе получить нельзя. А это ведь два результирующих момента, ради которых цивилизованный рыбах смело идет на лед.
Переходя к следующему важному моменту рыбалки, то есть к структуре уловов, доверимся Анатолию Смирнову, уделяющему большое внимание любительской рыбалке в Амурском заливе вот уже на протяжение четверти века. Он с присущей ему определенностью утверждает, что в нынешний сезон на крючок (с наживкой или без таковой) и блесну (с этими же «прибабахами» или без таковых), будут попадаться корюшки, навага, камбалы.
В отношении промысла корюшек – дело напряженное, что подтверждается оценочными данными научных сотрудников ТИНРО-Центра. Запасы одних видов подорваны, других – неуклонно приближаются к этому состоянию. Основные причины катастрофического падения численности – беспощадный браконьерский лов, загрязнение нерестилищ и рек, куда заходят некоторые взрослые виды и молодь. Невзирая на значительную потерю былой численности, их продолжают промышлять, в ряде случаев варварским, «бесчеловечным» способом.
Тот же Анатолий Смирнов поведал о следующих удручающих случаях. «Весной, как только освобождается прибрежное мелководье ото льда, малоротка устремляется туда для нереста. Браконьеры только и ждут этого, облавливают косячки закидными неводами, вытаскивают кое-какие уловы нерестовой рыбы, перемешенной с икрой и песком, на берег». Далее мой собеседник по этому поводу отправляет тираду крепких слов в адрес рыбоохраны, добавляя: «И почему этот браконьерский лов до сих пор существует?».
К этому можно добавить, что в южном Приморье сложилось бедственное положение с численностью всех видов корюшек, включая «зубаря», пользующегося у рыбаков-любителей особым уважением: если он попадается на крючок, у них дух захватывает.
В предстоящем сезоне весьма эффективным ожидается лов наваги. Этому будет способствовать несколько относительно урожайных поколений, появившихся три-четыре года тому назад, подросших к настоящему времени до «полновесных наваг». Больше будет попадаться рыб средних и крупных размеров, с икрой. Это означает, что рыбаки наважьим ловом будут довольны.
Кроме перечисленных рыб в прибрежной зоне и некоторой удаленности будет попадаться на крючок полосатая камбала, ошибочно именуемая «речной». Осенью, по мере охлаждения вод, она смещается на мелководье. При этом взрослые рыбы в феврале-марте держатся не глубже 12 м, встречаются и в приустьевых участках рек. В это время (в основном в марте) у нее происходит нерест, когда отмечаются наиболее плотные скопления.
Продолжим разговор о месте лова, прерванный выше. Тогда говорилось, что рыбаку важно определиться, в каком месте он намерен осуществлять лов. Так вот, в Амурском заливе стоит избегать кутовой части, где вода в большей степени загрязнена, чем, скажем, возле острова Русского. С этим напрямую связано накопление в теле рыб токсичных металлов. Судя по публикации научных сотрудников ТИНРО-Центра (Лидии Ковековдовой и др.), их содержится больше в печени, чем в мышцах. Причем, это происходит независимо от видов рыбы. В мышечных тканях обнаружена очень малая концентрация токсичных металлов, за исключением ртути. Кстати, у той же полосатой камбалы из районов, подверженных значительному антропогенному прессу, кроме того, выявлено повышенное содержание мышьяка.
В этом отношении любопытны и неофициальные данные. Юрий Ермаков, заядлейший рыбак-любитель, поведал о любопытном случае, происшедшем с его знакомым, который летом прошлого года рыбачил в заливе Угловском. Уловы у него были не ахти какие, но в основном красноперки. Обостренное внимание рыбака привлек внешний вид ее. Красноперка оказалась покрытой грязными пятнами, и вообще окрас значительно отличался от того, который имела красноперка сходных размеров во время ловли возле острова Русского (возрастные и преднерестовые изменения окраски, которые бывают, тут ни причем).
На следующий день у незадачливого рыбака покраснели руки, местами по ним пошли ранки в виде язв. По этому поводу он обратился к врачам, но те сразу ничего вразумительного сказать не могли. Только после взятия пробы воды в ручье, подле которого совершалась рыбалка, выяснилось, что содержание в ней вредных веществ превосходило допустимые нормы в сотни раз! Причина заболевания рук рыбака была выяснена.
Приведенный случай перекликается с вышеприведенными фактами содержания вредных веществ в рыбах Амурского залива и со всей очевидностью проливает свет на не совсем благополучное положение с чистотой вод залива, где народ совершает купель, и откуда он мало-помалу извлекает морепродукты для пропитания. Так что, уважаемые рыбаки-любители, решайте сами, где ловить и что ловить.
Василий СНЫТКО, специально для Fishnews.ru