Встреча первого вице-премьера Виктора Зубкова с руководителями предприятий рыбохозяйственного комплекса. Москва, декабрь 2009 г. Часть 1.
Из стенограммы встречи первого вице-премьера Виктора Зубкова с руководителями предприятий рыбохозяйственного комплекса 8 декабря 2009 г.
Виктор Зубков, первый вице-премьер: Наши встречи стали хорошей традицией.
Сегодня накануне заседания Правительственной комиссии, на котором будут подведены предварительные итоги работы рыбохозяйственного комплекса в 2009 году, хотелось бы услышать вашу оценку итогов работы отрасли.
Накануне 2010 года мы с вашим участием хотим рассмотреть и проанализировать имеющиеся проблемы, продумать меры по их преодолению.
В нашей работе сегодня принимают участие представители федеральных органов исполнительной власти и ответственные работники Аппарата Правительства РФ.
Уважаемые коллеги!
В 2009 году рыбохозяйственные предприятия стали работать практически в новых условиях. Была существенно обновлена нормативная база:
- на долгосрочной основе закреплены квоты вылова на 10-летний период;
- изменена система регулирования рыболовства и существенно сокращен перечень объектов, по которым устанавливаются объемы допустимых уловов;
- управление промыслом лососей передано непосредственно прибрежные районы Дальнего Востока.
Впервые за последние годы заработали экономические меры поддержки рыбохозяйственного комплекса:
В рамках ФЦП началась работа по модернизации портовой инфраструктуры, реконструкции заводов по воспроизводству рыбных запасов, строительству научных и рыбоохранных судов.
Увеличено финансирование научных исследований (выделено около 4 млрд. рублей).
Приняты меры по финансовой поддержке частного бизнеса:
- в 6,5 раз снижены ставки платы за пользование ВБР;
- на цели субсидирования процентных ставок по кредитам выделено более 1,1 млрд. рублей бюджетных средств;
- для малых предприятий решен вопрос по уплате ЕСХН.
Подчеркну, в текущем году рыбохозяйственный комплекс продемонстрировал неплохие результаты. По данным Росстата, за первые 9 месяцев вылов превысил показатели прошлого года на 13% и составил 2,9 млн. тонн., на 9,5% увеличено производство товарной пищевой рыбопродукции (2,95 млн. тонн).
Уверен, у вас получится сохранить набранные темпы и обеспечить добычу в объеме 3 млн. 650 тыс. тонн.
В части вопросов, требующих решения в ближайшей перспективе, отмечу следующее.
Первое. По-прежнему недостаточно используется имеющаяся сырьевая база. Анализ работы в уходящем году показывает, что рост добычи обусловлен в основном за счет:
- рекордного вылова тихоокеанских лососей,
- увеличения объемов добычи минтая,
- и за счет возобновления промысла мойвы в Баренцевом море после многолетнего запрета.
Отдельные, малорентабельные ресурсы (сайка, мойва, кальмар, камбалы) по-прежнему слабо используются. Прошу высказать предложения по вовлечении их в промысел.
Второй вопрос – это насыщение внутреннего рынка качественной и доступной рыбопродукцией.
Вопросы импортозамещения решаются крайне медленно. Приведу пример. Рекордный вылов тихоокеанских лососей в 2009 году привел к увеличению экспорта продукции из них в 4 раза (экспортировано 112,5 тыс. тонн рыбопродукции из лосося). Понятно, что в условиях финансового кризиса предприятия выбирают наиболее привлекательные рынки сбыта для получения максимальной прибыли. Но здесь должен соблюдаться баланс рыбопродукции с учетов потребностей внутреннего рынка. Эту работу должно организовать Росрыболовство и заключить соглашение с рыбаками по его использованию.
Я прошу руководителей рыбопромышленных организаций прокомментировать сложившуюся ситуацию и дать свои предложения по ее корректировке.
Третий вопрос – это развитие перерабатывающей и транспортной инфраструктуры.
Считаю, что рыбодобывающие организации должны активнее участвовать в решении данных вопросов. К сожалению, бюджетные средства, которые были выделены в этом году на субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, использованы не в полном объеме.
Прошу прокомментировать: в чем здесь проблемы – эти средства не нужны? Или проблемы в недостаточном взаимодействии заинтересованных ведомств?
Все эти и другие вопросы мы должны сегодня обсудить.
Что ж, перейдем к выступлениям участников. Предлагаю начать с Дальневосточного бассейна.
Герман Зверев, президент Ассоциации добытчиков минтая: Мы планируем, что в будущем году общегодовой вылов минтая составит не менее 1 млн. 350 тыс. тонн. Дальневосточные предприятия ведут промысел и других видов ВБР: лососевых, сельди, сайры, однако минтай для большинства дальневосточных предприятий, особенно занятых океаническим рыболовством, является наиболее значимым.
Дело не только в том, что на минтай приходится почти половина всего вылова на ДВ, но охотоморская минтаевая путина открывает наш финансовый год и почти половина вылова этой рыбы приходится на первые 100 дней года. Так устроены правила рыболовства, поэтому по интенсивности минтаевая путина была сопоставима с лососевой, а по финансовой значимости даже больше, потому что неудача в начале финансового года серьезно подрывает финансовую устойчивость наших предприятий. Поэтому четкость работы контролирующих органов, особенно в этом году, когда, как Вы правильно отметили, выловлено минтая в достатке, стало ключевым финансовым фактором.
Стоит отметить, что серьезных непреодолимых системных сбоев в работе контролирующих органов в период проведения нами минтаевой путины не было, мы должны отметить достаточно слаженное взаимодействие наших предприятий с пограничной службой. В то же время должен указать на то, что из-за недостаточной активности исполнения таможенной службой и возникшими сложностями при оформлении рыбопродукции наши предприятия потеряли в ходе Охотоморской путины 123 судосуток.
Другой важный фактор для нас – это, конечно, стабильный сбыт продукции. Дело в том, что первые 100 дней года мы обрабатываем более 500 тыс. тонн продукции, и естественно для нас очень важен стабильный и финансово устойчивый покупатель рыбопродукции. К сожалению, в этом году на российском рынке такого покупателя, который был бы готов уже к апрелю текущего года приобрести более 500 тыс. тонн продукции из минтая, не нашлось. Рыбопереработка оказалась в очень сложной ситуации, потому что ее зажали в тиски – с одной стороны сети резко увеличили сроки, в течение которых они возвращают деньги за проданную продукцию, в другой стороны, рыбаки отправляли продукцию только на условиях предоплаты. Поэтому переработчики бросились в банки, набрали в результате кредиты, в текущем году задолженность рыбоперерабатывающих предприятий по кредитам в банках составила около 3,5 млрд. рублей. Это почти 15% всей задолженности кредиторской отрасли.
В сложившейся ситуации нам не удалось всерьез увеличить поставки продукции на внутренний рынок, мы остались в рамках прошлого года (порядка 23% продукции поставлено на внутренний рынок). Это позволило сохранить финансовую устойчивость предприятий, не сократить объемы вылова и вкладывать деньги в развитие. В частности, многие предприятия – добытчики минтая – строят рыборазводные заводы лососевых, вкладывают в лососевую путину, участвуют в приемке и переработке продукции.
Если бы у нас не было этой финансовой прочности, мы бы не смогли уверенно пройти лососевую путину, поскольку, к сожалению, ее финансовые результаты не очень оптимистичны. С 1 июля по 1 октября текущего года объем вылова вырос на 25%, а объем прибыли предприятий за этот же период – всего на 5%, т.е. предприятия производили, отгружали и реализовывали продукцию лососевых практически на грани рентабельности.
Поэтому минтай следует считать ключевым фактором в финансовой устойчивости предприятий отрасли.
В следующем году планируется выловить 1,7 млн. тонн минтая. Т.о. мы подходим к рекордному вылову 1991 года, когда было добыто 1,9 млн. тонн.
Вношу предложение АДМ устранить противоречия в нескольких законодательных актах, очень важных для рыбохозяйственного комплекса, но пока работающих не в полную силу. ЕСХН: на сегодняшний день предприятия, которые перешли на этот налоговый режим на ДВ вылавливают не более 15% объема ВБР. Крупнейшие предприятия, численность занятых на которых превышает 300 человек, лишены доступа к этому налоговому режиму. В сельском хозяйстве, вы знаете, именно этот налоговый режим в добавок с целым рядом других решений позволил крупным предприятиям значительные средства аккумулировать для инвестиций (из 224 млрд. рублей 42 процента – собственные средства).
Также обращаем Ваше внимание на то, что не доведена до логического завершения целевая установка правительства – «российскую рыбу на российский берег». На сегодняшний день с точки зрения российского законодательства российская рыба, которая вылавливается в ИЭЗ, – не российская. Мы оформляем ее в импортном режиме. Предприятия, которые арендуют суда и работают, осваивая квоты, в ИЭЗ уплачивают НДС именно исходя из этого. Поэтому мы бы хотели попросить правительство направить соответствующее обращение в Конституционный суд с тем, чтобы было дано четкое ясное разъяснение относительно взимаемого НДС, а также указать ФТС на необходимость приведения в соответствие их законодательных актов с этой задачей правительства, которую мы решаем.
Конечно, очень важно выбивать почву из-под незаконных и нерегулируемых поставок продукции и поставок на экспорт по демпингу. Это очень болезненная тема и Вами было дано поручение, чтобы был установлен компетентный орган в виде Росрыболовства, который бы выдавал сертификаты вылова с 1 января текущего года ЕС, ряд других государств будут принимать такую продукцию только при наличии такого сертификата.
Должен сообщить Вам, что 2 декабря в Европе прошло заседание ассоциаций переработчиков, на котором высказывались очень негативные оценки в адрес России, поскольку говорилось о том, что РФ до сих пор не утвердила такой компетентный орган, хотя установление его лучше всего показывает серьезность намерений нашего государства по борьбе с незаконным промыслом.
Также мы бы хотели обратиться к Вам с просьбой распространить на сферу рыболовства ту практику, которая успешно реализуется ФТС при экспорте лесной продукции – он использует в качестве оценки таможенной стоимости справочники цен, подготовленные Ассоциацией лесоэкспортеров. Мы попросили рассмотреть возможность при анализе таможенной стоимости продукции минтая использовать тот постоянный обновляемый справочник, который делает наша ассоциация.
И последнее. Дальневосточные рыбаки попросили обратиться к Вам с вопросом: у нас сейчас очень много информации и разного рода слухов относительного того, что якобы для предприятий, которые управляли судами, построенными под гарантии Правительства РФ, будут введены какие-то специальные государственные квоты. Это очень беспокоит добросовестных пользователей.
Виктор Зубков: Мы в Правительстве внимательно рассмотрели ситуацию, связанную с судами, построенными в 1992-1993 гг. по немецкому кредиту. Суда были построены, РФ выделила средства через Внешэкономбанк для покрытия кредитов, и владельцы судов (они же владельцы оффшорных компаний, они же – фрахтователи) все эти годы пользовались этими судами. И естественно, с 1 января 2009 года с выходом закона они не имеют права под иностранным флагом ловить рыбу в нашей экономической зоне.
Мы понимаем, что есть проблемы занятости моряков, поэтому мы долго думали в Правительстве и нашли выход из положения. Он был доведен до владельцев судов, компаний фрахтователей одновременных. Мы их пригласили в Правительство и предложили единственный вариант, который бы устроил всех – и правительство, и фрахтователей судов, и команды моряков. Там несколько в этом плане решения этой проблемы несколько принципиальных пунктов (порядка 6-7). В результате получалось бы что (если бы они приняли это предложение), что суда приобретали наш российский флаг, команда была бы занята работой, квоты они все имеют исторические – никаких решений по дополнительным квотам им не надо (они все подходят под статус владельцев исторических квот). Единственное, что им надо было сделать вчера и сегодня – большая часть владельцев согласны подписать акт сверки задолженности. Некоторые из них думают еще и надеются, что правительство простит все эти миллионы долларов. Но у нас, во-первых, нет такой возможности – сейчас у нас кризисные явления, бюджетные, кстати, деньги, которые выделял Минфин для покрытия кредитов, мы не можем никуда списать. И если бы они все сегодня подписали акт сверки той задолженности, которую имеет каждая компания (у всех разной величины), то тогда наступает решение индивидуальных вопросов с каждой компанией-судовладельцем в отдельности. Т.е. в результате они приобретают право ловить в нашей зоне, флаг российский. Те, кто готов сразу уплатить задолженности, это лучший вариант – крайне выгодно, те, кто не готов сразу – мы готовы дать отсрочку, реструктуризировать задолженность на 5-10 лет – мы идем и на это, но при этом даем возможность иметь российский флаг и быть владельцем этих судов. Т.е. в целом речь идет о возврате средств.
Т.е. если они это подписывают сегодня, то вся работа пошла бы по этому плану и с нового года, а может быть и раньше, все суда выходят на промысел. Но только если этот акт сверки подпишут все компании – только консолидированная ответственность. Но если некоторые считают, что могут что-то не подписывать, тогда распадается вся система. Тогда многие экипажи будут вынуждены искать себе другую или временную работу. Но мы их без работы не оставим, многие из компаний, находящихся здесь, пригласят их на работу. Тогда уже те владельцы-фрахтователи будут выяснять отношения с государством по-иному – наступает ответственность за невыплату соответствующих средств со всеми вытекающими последствиями: судами и т.д. Не хотелось бы этим заниматься, тем более что процессы могут затягиваться.
По ЕСХН – мы пока приняли до 300 человек. Сейчас чтобы на всю отрасль распространить – думаю, это нереально, нам надо какое-то время поработать, посмотреть, как у нас пойдет с этой категорией малого бизнеса. Да и время сейчас такое, что у нас очень большая прореха в бюджете. Мы ее закрываем в 2010 году за счет средств, которые были накоплены, и только-только нам хватает. Поэтому сейчас, чтобы отпустить какие-то налоги, каждая копейка считается. Я сейчас не могу обещать, давайте поработаем 2009-й, до 1 июля поработаем 10-го года, а дальше будем смотреть.
Андрей Крайний, руководитель Росрыболовства: Прежде всего, хотел два слова сказать по управлению НДС. То, что сказал Герман Станиславович, по поводу оформления уловов как импорта – тут безусловно надо поправки в Таможенный кодекс, потому что само таможенное администрирование и это оформление – это извечная головная боль.
Что касается проблемы с ФНС, опасность тут вот в чем: с одной стороны, правильность мнения ФНС подкреплена решением пленума Высшего арбитражного суда – это высшая судебная инстанция в этой части. Но опасность в том, что сейчас налоговая служба может взять НДС задним числом. А откуда взялась проблема: они друг у друга берут корабли российские в аренду (допустим, не хватает компании флота) и по закону, который был принят в 2002 году, они не платили НДС при этих расчетах друг с другом. Сейчас налоговая служба пытается получить по решению суда эти средства и насчитывает задним числом НДС. Вот это опасно, поскольку будут многомиллионные сборы с компаний, мы можем просто обанкротить целый ряд компаний – вот суть проблемы.
Что касается компетентного органа: постановление Правительства сейчас находится на согласовании, 4 ведомства уже согласовали, но с Минэкономразвития у нас есть разногласия. Они считают, что регламент ЕС не может являться для нас юридически значимым и для нас обязательным к выполнению. Но мы считаем, что без этого экспорта в ЕС не будет, и сегодня, если Минэкономразвития подпишет наш проект, мы внесем его в Правительство.
Виктор Зубков: Давайте, тогда по поводу разногласия я проведу согласительное совещание.
Что касается кредитов: действительно мы впервые с вами пытаемся субсидировать кредиты и, наверное, действительно организационно можно было и немного по-другому выстроить. У нас сегодня те компании, которые реально работают на рынке добычи рыбы по всем бассейнам, уже сложились. Давайте сделаем так – вы продумаете, какие вам нужны кредиты на 2010 год, сдайте эти свои предложения, заявки в Росрыболовство, мы образуем в ФАР рабочую группу, куда включим наши банки практически все (Сбербанк, РСХБ, ВЭБ, Газпромбанк, ВТБ). Сколько надо времени, чтобы подготовить такие предложения обоснованные? Тогда может быть, в середине января я бы пригласил всех руководителей банков, мы бы тогда знали цену вопроса, сколько отрасль реально запрашивает на 2010 год кредитов, и тогда бы стали говорить с этими нашими банками о том, чтобы они взяли на себя.
Подходит это предложение? Давайте, если вы действительно где-то к середине января это все аккумулируете, то мы готовы поработать с банками, попросить их. Так мы делали по сути в сельском хозяйстве на 2009 год. Почему мы и не провалились, потому что еще в конце 2008 года, когда начался кризис, собрали руководителей этих банков, поговорили с ними, попросили, создали такую же рабочую группу при МСХ и все туда поступили предложения. И общий портфель вырос в этом году до 700 млрд. рублей. Это в кризисный год сельское хозяйство реально получит столько кредитов, такого никогда не было. Поэтому и мы с вами можем сейчас посмотреть, как мы были реально прокредитованы в 2009 году, и давайте мы реально выстроим программу на 2010 год. У нас там сколько выделяется на субсидии?
Андрей Крайний: 1 млрд. 100 тыс.
Виктор Зубков: Давайте пригласим побольше банков.
Андрей Крайний: Давайте тогда по бассейнам как-то аккумулируем предложения, главы союзов, ассоциаций…
Герман Зверев: Виктор Алексеевич, я бы еще добавил туда не только рыбаков, но и переработчиков. Дело в том, что именно рыбопереработчики, особенно находящиеся в центральной части России, часто испытывают нужду в доступных кредитных ресурсах, и они для нас являются ключевым покупателем. Поэтому если можно, то и эти перерабатывающие предприятия включить, в т.ч. возможность для них не только долгосрочных, но и краткосрочных кредитов, с помощью которых они могли бы у нас выкупать большой объем продукции. Потому что еще раз повторяю – первые 100 дней года мы предлагаем рынку полмиллиона тонн готовой продукции.
Виктор Зубков: Давайте поступим так: вы у себя по бассейнам всех знаете, кто занимается рыбодобычей, кто переработкой. Собирайтесь вы так же в своем кругу, изберите кого-то во главе, если есть – общественные структуры, чтобы каждый не нес свою заявку. Аккумулируйте свои предложения и по переработчикам в том числе и сюда передайте по юридическим лицам, которые готовы работать.
Сергей Барабанов, генеральный директор ОАО «Озерновский РКЗ №55»: На сегодняшний день, действительно, рыбопереработка, конечно, осложняет наше дело, и я поддерживаю Германа Станиславовича, чтобы все обратили внимание, надо больше уделить внимание переработке. Потому что переработка береговая сегодня страдает чем: это заводы в основном, которые выпускают продукцию. Надо со стороны правительства поддержку оказать тем компаниям, которые планируют строить предприятия с более полным циклом переработки и идти на внутренние рынки.
Юрий Белкин, ЗАО «Рыбокомбинат Островной»: По кредитам: работаем со Сбербанком и получаем условия лучше, чем в родном РСХБ.
Виктор Зубков: Потому что Юрий Владимирович (Трушин) хочет побольше процент. Я думаю, он не прав. Сейчас получается, что правительство, центральный банк постепенно снижает ставку рефинансирования, довели до 9%, ну себе там еще что-то оставить – 12%, 15%, а он старается под 17-18%. Я почему знаю – я председатель комиссии по проведению празднования 90-летия Республики Карелия. И карелы там хотят построить к юбилею проект. Попросили кредит, как всегда – залогов много просят, гарантии правительства и т.д. Потом я поинтересовался, в честь праздника какой процент будет ставки по кредитам? Поменьше, наверное? Нет, 17%. Так вот что-то не стыкуется никак. Мы декларируем снижение ставки, а она никак не снижается? Юрий Владимирович, что это такое?
Юрий Трушин, председатель правления ОАО «Россельхозбанк»: Он наш заемщик давнишний, брал и под 25% и сегодня 16-17%, и средний кредитный портфель у нас даже 14%, но по ранее выданным кредитам мы не меняем ставку, и это определенная нагрузка была. В период кризиса ставка скаканула, но мы не остановили долгосрочное кредитование (я говорю только про долгосрочный), мы подняли до 19%. Сейчас в середине года мы опустили ее до 17% в течение полугода снизили на 2%, и сегодня кто у нас получал по 19% мы будем пересматривать ставку и возвращать ее постепенно к 17%.
То, что вы говорили по ставке рефинансирования: центральный банк нам не дает длинных денег, только под залог бумаг и на полгода максимум. Долгосрочный кредит, понятное дело, у нас обходится дороже. В декабре мы снова будем пересматривать, все равно общий фонд идет на понижение, думаю, что год закончим мы с длинной ставкой в 16% и в дальнейшем будем смотреть по рынку.
То, что у нас разные условия со Сберегательным банком – это абсолютно не так, это может быть субъективно где-то, а так фон идет одинаковый. В общем-то, сегодня немного банков, кто дает долгосрочный кредит.
По рыбникам у нас есть отдельная программа, у нас есть отдельная комиссия с Росрыболовством, мы выделили специальный лимит в 50 млрд. рублей, на сегодняшний день освоили порядка 17-18 млрд. и выдачу продолжаем. И я поддерживаю Германа Станиславовича, что одних рыбаков поддерживать – это утопия, надо сразу поддерживать переработчиков, что мы сегодня и делаем. В этом году у них был пик трудностей. Сегодня если перенесут на датирование коротких кредитов, все упростится, мы просто все это начнем быстрее делать. Мы предлагаем сегодня схему вексельного кредитования, чтобы мы свои им давали векселя, они рассчитывались, а вы гасили наш кредит векселями. Он будет значительно дешевле, нам 5% будет стоить по векселям. Мы сможем хотя бы так нивелировать процентную ставку.
Почему у нас так сложно было с рыбаками? Мы теряли связь с ними, мы их не кредитовали конец 90-х – начало 2000-х. Сейчас мы более-менее набрали специалистов, создали отделы и на Сахалине, и на Камчатке, и в Калининграде, и у себя здесь в центральном аппарате. И в дальнейшем будем входить в трудности отрасли и профессионально закаляться, здесь есть с нашей стороны желание.
Виктор Зубков: Есть еще вопрос об оплате за поставленную рыбопродукцию. Дело в том, что будет приниматься закон «О торговле». Должен сказать, что идет он не просто. Там лоббистов много, идут поползновения, чтобы что-то там еще подвигать внутри, изменить. Там есть и свежая рыба, рыбопродукция со сроком годности несколько дней, срок оплаты будет 10 дней. Вся остальная рыба – еще 30 дней и крайний срок – 40 дней. Теперь уже так, если вы поставите какую-нибудь глубокой заморозки, которая может храниться и 6 месяцев, наверно 45 дней последний срок по оплате будет.
В соответствии с Законом, будет четко все отслеживаться и фиксироваться, где производители, будь то с/х или рыбная отрасль, будут иметь свои приоритеты по ряду направлений продукции, которую вы производите и поставляете.
Другое дело, нам надо с вами договориться, и вы тут лучше меня все знаете, как нам выстроить логистическую цепочку. Как нам убрать каких-то посредников. Как нам подобрать такие компании, которые бы стабильно перевозили рыбу от вас, чтобы могли это делать долгие годы, чтобы мы тогда как-то выстраивали им более льготные ставки или транзитные применяли меры, чтобы сокращать затраты. Т.е. мы должны с вами цивилизованно выстраивать всю цепочку.
Ведь у нас же много рыбы производится на ДВ, 80% рыбы на ДВ, а население в основном Центральный Федеральный округ, Юг, и конечно парадокс получается, надо, чтобы рыба быстрее приходила сюда.
Хотя я председатель межправкомиссии с норвегами, я поразился – они считают выгодным самолетами возить свежую рыбу в Китай, туда, на Восток. Как-то отработано это все, что позволяет им бизнес вести прибыльно, даже перебрасывая большие объемы рыбы по воздуху. И делают это весьма успешно, и зарабатывают на этом деньги.
Нам надо думать, как нам с ДВ больше рыбы перевозить на Урал, в центр, а мы бы здесь начинали ставить какие-то таможенные пошлины, потому как сейчас будет это все немного сложнее, потому как у нас единый таможенный союз с 1 января Белоруссия-Россия-Казахстан. Но мы договорились бы наверно с ними, чтобы на выходе поднимать таможенную пошлину на ту рыбу, которая может быть отсюда идет, из Европы. Но в то же время ведь много рыбы идет к нам из Китая, причем не лучшего качества. Я давно прошу, чтобы ФАР подготовило такие обоснованные предложения, как нам бороться с этим вопросом, когда нам вместо рыбы присылают сюда глазурь. Непорядок. Но, наверное, здесь наша отсталость в переработке. Ведь если бы у нас была хорошо отстроена переработка, мы бы прикрыли эту лавочку, и тогда бы наша качественная продукция шла бы в центр на «ура». Но для этого нужно, конечно, вкладывать деньги. Давайте кредиты, субсидирование, строить переработку и дальше будем думать, как поставлять эту продукцию.
Андрей Крайний: Надо решать. У нас такая примерно ситуация, как в больших странах (Китай и США) – большая протяженность территорий. Мы контейнерами (новыми), причем с терминалами ГЛОНАСС, уже есть опыт… Но действительно сначала надо, чтобы было, что возить… Есть ребята, которые делают свое дело качественно и хорошо, но их мало.
Виктор Зубков: Нам надо как-то подумать, брать большие контейнера, чтобы отсюда шла продукция на ДВ, а оттуда шла продукция подготовленная. Тогда будет нормально, окупаема эта операция, чтобы задействованы были эти контейнера. Надо просто продумать, какую продукцию можно отправлять отсюда на ДВ.
Руслан Теленков, генеральный директор ООО «Магаданрыба»: Государство нам ставит задачу увеличивать поставки в Россию. И что происходит, откуда такое, казалось бы, нездоровое стремление все отправлять за границу? На самом деле никакого стремления нет, причина у нас всегда одна – это цена. Мы имеем продукцию и покупателей, кому мы будем продавать – понятно: тому, кто будет давать большую цену. Мы не являемся фанатами ни Японии, ни Кореи и Китая. Но есть экономическая ответственность за предприятие, и зарплата моряков тоже напрямую зависит от того, по какой цене мы продаем. И в этом плане всю продукцию можно разделить на 2 вида: та, которая имеет наибольший спрос в России, и та, которая имеет наибольший спрос за границей. Например, 100% добываемой сельди и лосося я отправляю в Россию, и никакие условия меня не заставят продавать это в Японию или куда-то еще. 80% минтая я отправляю в Китай, но есть оставшиеся 20%. Как это происходит: мы каждую поставку мониторим рынок, и как только цена в России перевешивает, мы сразу поставляем все в Россию. И все.
Но есть общая тенденция, которая наблюдается примерно последние 10 лет. Это рост спроса на рыбопродукцию в России. И этот рост спроса, в общем-то, не зависит от изменений в рыбной отрасли, это скорее общая экономическая тенденция: растет спрос, растет потребление, мы видим, что развивается переработка. Например, несколько лет назад мы процентов 50% сельди отправляли в Китай, от 30 до 50% лосося, включая горбушу, – в Японию. Это речь идет о моем предприятии, но я знаю, похожее и у других. А сейчас этого вообще не происходит. Но такие изменения рынка происходят достаточно медленно, а у нас задача насытить рынок быстро. И что получается: начинает работать административный механизм, с этого года у нас обязательная доставка уловов. Результат – дополнительная оплата фрахта, когда мы везем за границу, и оплата таможенной пошлины. Дальше что происходит: появляется увеличение себестоимости продукции при ее продаже за границу, т.е. российский рынок получает некую фору. А для нас, для рыбодобывающих компаний, это все, так или иначе – снижение стоимости рыбопродукции. Пока практически ничего не произошло, мы как продавали креветку и минтай туда, так и продаем, ну не тянет пока российский рынок даже эту фору. Что еще. Ну, бюджет стал получать за счет таможенных пошлин, – хорошо. Дальше что произойдет, если еще увеличить пошлины на продукцию, так сказать, неглубокой и не очень глубокой степени переработки? Тогда российский покупатель получит еще большую льготу, но нашими руками – добывающих компаний. И как мы тогда будем развивать отрасль дальше? Вот это вопрос.
Дальше, я назвал одну проблему, но не все так примитивно. Вернемся к культуре потребления. Представляете витрину магазина и 2 котлеты из минтая – одна стоит 50 рублей, другая 100. Мы какую купим? Понятно, что кто-то купит за 100 рублей, а кто-то, даже не зная, в чем разница, все равно купит ту, что дешевле, несмотря на то, что дешевая котлета на 50% состоит из воды. Что на самом деле происходит, почему филе минтая первичной судовой заморозки может проигрывать филе китайскому, вторичной береговой заморозки? Действительно, так получается, что нам сегодня минтай без головы продавать выгоднее, чем делать филе прямо на судах. Как это получается? Технология производства в Китае: высокий коэффициент выхода получается путем шприцевания, напыления массы из отходов на филе и глазировка водой. В итоге веса много, толку мало. Но вы помните, покупатель и 2 котлеты…
Что у нас на рынке ввозится – что дешевле, то и лучше. А что дешевле? Искусственная рыба – это раз и вода вместо рыбы – это два.
Но это еще не вся проблема, есть еще культура производства. К сожалению, далеко не всегда даже из качественного сырья делается качественная продукция. Я о чем: заводы по переработке нужны не там, где рыба, а там, где где едят. Допустим, в Магадане завод строить совершенно не актуально, потому что все равно готовую продукцию везти оттуда. Поэтому проще привезти сырье. Но. Когда мы привозим сырье сюда (не мы, а покупатели) в замороженном виде, то как оно добирается, как соблюдается температурный режим, и какая продукция потом получается из дорогой натуральной рыбы – вот это вопрос.
На самом деле должна быть конкуренция качества, а чаще получается конкуренция цены до розничного покупателя или, простите, попадания в торговую сеть – это тоже существует.
Есть еще одна проблема, кстати, не самая глобальная, но есть. Это административные барьеры. Действительно, сегодня проще отправить продукцию в иностранный порт, чем перевезти ее с места на место внутри региона. Вот Магадан, 120 тыс. жителей. Чтобы с одного склада в другой перевезти – ну КАМАЗ документов, это на самом деле. Вот у меня на предприятии 4 технолога и для них вопрос качества – это профессиональная гордость, они за качество удавятся. Последние 3 года более 50% рабочего времени они тратят на документы, и как мы можем думать, качество продукции улучшилось или нет? Есть хозяйка, готовит еду, старается сделать это как можно лучше. Ну так и качественную продукцию можно продать дороже в конечном итоге. Но тенденция последних лет – это качество приготовления документов. А о продукции, получается, уже не всегда есть время подумать.
Безусловно, эти сложности не являются причиной поставок за границу, потому что для нас главное – цена. А данные барьеры – это скорее проблема качественного производства и как следствие – реализации готовой продукции.
Хорошо, я много сказал о проблемах. И одно предложение, которое хотел бы сделать. Росрыболовство в последний год активно пропагандирует отрасль в СМИ, и это очень хорошо, потому что мы видим, что интерес к отрасли появился. И появился у всего населения. Это стимулирование производства. Чаще всего мы говорим о стимулировании поставок, т.е. – как нас заставить привозить сюда. Да, мы рады привозить, вопрос не в этом. Путем снижения цены на мороженую продукцию мы не стимулируем ни перерабатывающую, не добывающую отрасль. В конечном итоге я говорю о преференциях для перерабатывающих предприятий и, как я понимаю, мнения совпадают. И таким механизмом, на мой взгляд, может быть возможность перехода на уплату ЕСХН именно для перерабатывающих предприятий. Потому что сегодня трактовка такая: мы должны то, что поймали, и переработать, и только тогда мы можем перейти на льготу по ЕСХН.
Более того, Виктор Алексеевич, Вы озвучили о снижении ставок сбора ВБР. Но что происходит? Вот, конкретный пример на моем предприятии: более 50% квот до сегодняшнего дня покупали, есть такой некий «теневой рынок» путем договора аренды. Но с точки зрения Налогового кодекса я уже не рыбохозяйственная организация, потому что это не я поймал, а поймал дядя Вася, у которого я купил. Но я ему деньги заплатил, а делал все то же самое: мой экипаж, мой капитан, моя переработка. Но для нас уже налоговая льгота не работает.
Виктор Зубков: Правильно Вы говорите, что надо выстраивать так, чтобы было выгодно поставлять на родину, чтобы было выгодно строить переработку не там даже, где она традиционно у нас была (флот и тут же переработка). Может, в те времена при распределительной системе это было и правильно, что есть флот, тут же рыбокомбинаты, а потом продукция развозится. Но в то же время Вы правы, что надо, может быть, строить рыбопереработку не обязательно там, где ловят рыбу. Может быть, действительно, чтобы заинтересовать переработку, надо попробовать ее перевести на ЕСХН? Так же я понял вас? Да, это наверное, меньше, чем когда ты платишь все, как обычное предприятие и НДС, и налог на прибыль… Там 16 или 17 разных видов платежей возникает.
Вот почему мы вас собрали здесь, – чтобы от вас были вот такие подготовленные дельные предложения в правительство. И мы действительно тогда бы у себя собрались и начали как-то поэтапно решать, чтобы мы действительно через несколько лет, может быть, 2-3 года, выстроили цивилизованный рынок производства от ловли рыбы до прилавка.
Не уйти нам никуда от экспорта, все равно мы будем вывозить. Но тоже, я считаю, неправильно, что сейчас мы приняли эти решения: суда должны за 100-150 миль придти, чтобы колотушку поставили, и вот моряк пошел в другую часть. Так? Наверно это тоже неразумно, и мы должны понимать (Правительство), что нужно сделать какой-то уведомительный… у нас же техника есть, компьютеры есть, мы должны доверять, наверное, нашим рыбакам, когда он стоит за 150 миль от берега и говорит, что он хотел бы экспортировать улов туда. Наверное, можно связаться по компьютерной связи с налоговым органом, с таможенным, с пограничным, с управлением Росрыболовства, доложить объемы, сроки… тем самым уведомить все организации, которые должны контролировать экспорт.
Давайте тогда так договоримся с дальневосточниками: в течение 2 месяцев соберитесь там у себя, подумайте, как действительно выстроить цепочку от ДВ до центра России, до промышленных центров наших, до миллионников. Как нам выстроить эту логистику всю, чтобы действительно у вас голова болела только о том, как выловить рыбу, поставить ее и как получить деньги вовремя. Подумайте, внесите свои предложения в Росрыболовство. Мы соберемся в правительстве, посмотрим все и все ваши здравые предложения мы обязательно будем реализовывать, договорились? Герман Станиславович – Вы ответственны. Вот пара месяцев – декабрь и январь. До января-начала февраля оформите свои предложения и направьте Андрею Анатольевичу.
Андрей Крайний: Разъясню немного по поводу того, что квоты покупаются. Есть некий теневой рынок. Я хочу для всех сказать, т.к. это для всех актуально, давайте не забывать о том, что мы первый год работаем по многим видам ВБР по заявительной олимпийской системе. Мы в этом году ввели не только по лососям, у нас вылов сейчас и камбал на ДВ, и наваги и терпугов значительно выше. То, что мы сразу убрали ОДУ и доступ к ресурсам получили те, у кого квот прежде было мало или не было совсем, дает вылов, если смотреть по процентам, на 280% увеличился по сравнению с прошлым годом. Цифры, может быть, совсем небольшие, а относительные проценты совершенно сумасшедшие. Это первое.
И все-таки хотелось бы обратиться ко всем – не идите на поводу у людей, которые продают квоты «под столом». Поте