Отделить реальность от мифовДанные о нелегальном экспорте рыбы из России на сумму 1,5 млрд долларов нереальны, убежден советник президента ВАРПЭ Вячеслав Новиков. По мнению представителя ассоциации, никто из тех, кто озвучивает и повторяет эту цифру, не знает, откуда она взялась. |
На сайте РИА Fishnews.ru 7 ноября была размещена очередная публикация заведующего лабораторией глобальных проблем Института экономических исследований ДВО РАН, профессора кафедр экономики Дальневосточного федерального университета и Дальрыбвтуза Михаила Терского, посвященная браконьерству. По мнению советника президента Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров, в отличие от неоднозначных прогнозов Михаила Терского относительно перспектив развития отрасли подход к анализу и оценке такого явления, как нелегальный рыбный промысел, заслуживает внимания и позитивной оценки.
Первые заявления о многомиллионном незаконном вывозе рыбопродукции появились в конце 90-х годов прошлого века. Они, как отметил советник, предваряли и очевидно обосновывали необходимость замены органов рыбоохраны Госкомрыболовства России на структуры федеральной пограничной службы.
- Если углубиться в историю вопроса, то нужно вспомнить, что импульсом к незаконному промыслу и нелегальному вывозу рыбы и морепродуктов послужила либерализация внешнеэкономической деятельности. Когда в середине 90-х годов была отменена монополия внешней торговли, право продажи товаров за рубеж получили все, кому было что продать. На волне свободной торговли появился соблазн заработать быстрые деньги за счет браконьерского промысла, – обрисовал ситуацию Вячеслав Новиков.
Однако, соглашается он с Михаилом Терским, индикатором неучтенного вылова и экспорта рыбопродукции является ценовой показатель. Вячеслав Новиков видит четкую взаимосвязь между браконьерским бизнесом и нестабильностью рынка. Представитель отраслевой ассоциации отмечает, что выводы Михаила Терского о достаточно стабильной ситуации с российским экспортом рыбной продукции за последние годы подтверждаются данными Росстата, основанными на таможенной статистике.
- Как видим, ценовой показатель не испытывает давления браконьерских продаж. Цены держатся стабильно и даже растут. Для полноты картины эти данные, безусловно, необходимо сопоставлять с ценовыми показателями внутреннего рынка стран-импортеров, которые также подвержены влиянию поступлений нелегальной продукции, – комментирует Вячеслав Новиков.
- Никто не будет спорить о безгрешности рыбаков. Попадаются среди них, к сожалению, и жулики, но инкриминируемые масштабы воровства по меркам отрасли – космические. Цифра 1,5 млрд долларов якобы нелегально вывезенной из страны в 2011 году рыбной продукции не только мифическая, но и попросту нереальна, – утверждает представитель ВАРПЭ.
По мнению Вячеслава Новикова, никто из тех, кто озвучивает и повторяет эту цифру, не знает, откуда она взялась, и не владеет реальными данными о масштабах браконьерского лова и контрабандного вывоза продукции российскими рыбаками.
- Трудно себе представить количество добывающих и транспортных судов, которые ежегодно могут незамеченными заниматься нелегальной добычей порядка 900 тыс. тонн водных биоресурсов и беспрепятственно пересекать границу исключительной экономической зоны. А с некоторых пор пересекают и таможенную границу при действующей мощной системе слежения за деятельностью судов в море и контроле со стороны пограничников и таможни, – рассуждает собеседник информагентства.
Он также считает, что «разговоры о браконьерстве в большей степени носят характер политического заказа и направлены на то, чтобы лишить рыбаков возможности получать нормальную государственную поддержку. Ведь не станет же государство оказывать финансовую помощь жуликам и взяткодателям». «Тогда, перефразируя профессора, задаешься вопросом, зачем государству рыбаки в том виде, в котором они сегодня существуют. Может быть, отделяя реальность от мифов о браконьерстве в рыболовстве, государство все-таки изменит свое отношение к рыбакам и отрасли в целом?», – считает Вячеслав Новиков.