Газета «Рыбак Камчатки»

Тамара БИРЮКОВА: «Мне всегда нравилась моя работа»

В рыбной отрасли полуострова Тамара Викторовна БИРЮКОВА проработала 55 лет. Многие годы благодаря, в том числе, ее трудам мы имеем возможность покупать вкусную и безопасную рыбную продукцию, изготовленную местными производителями. 26 мая руководитель ООО «Технологический центр "Интехкам"» отпраздновала очередную круглую дату, но ее энергичности, профессионализму и жизнелюбию можно только позавидовать.

- Тамара Викторовна, как давно трудитесь на Камчатке?

- На Камчатку я приехала из Астрахани в 1957 году после окончания рыбного техникума и затем института по специальности «инженер-технолог». В своем вузе, будучи сталинским стипендиатом, я некоторое время занималась наукой. И поначалу планировала остаться работать в институте, но перед этим решила изучить производство, для чего и приехала на Камчатку. Думала, на 3 года, а осталась навсегда.

- Чем занимались, приехав на полуостров?

- В государственной лаборатории «Камчатрыбпрома», куда я изначально устроилась, была руководителем экспериментальной группы. Тогда рыбная отрасль на Камчатке занимала более 80 процентов валового продукта, и вся рыбная промышленность области была под нашим контролем. Основной задачей группы было расширение ассортимента продукции. Раньше порядок был таков: мы разрабатывали, например, консервы и отправляли образцы во Владивосток. Если там, в главке «Дальрыба» давали одобрение нашей продукции, мы везли образцы уже в Москву, где при министерстве рыбного хозяйства проходил большой дегустационный совет. После прохождения этого этапа продукция получала все регалии, необходимые для того, чтобы пойти в производство. Среди наших широко известных разработок: уха камчатская, рагу лососевое, икра и печень минтая.

- Ваши разработки могли использоваться не только камчатскими предприятиями?

- Конечно, одобренной в Москве продукции присваивался общий по всему Союзу номер, она вносилась в стандарт и могла использоваться во всей стране. То есть, все заводы получали право выпускать данную продукцию. Конечно, это далеко не всегда было легко – над каждой единицей приходилось работать по 2–3 года.

Здесь мы разработали более 100 видов продукции, среди которых были не только консервы, но и пресервы, разные виды икры. Кроме того, мы разработали много кулинарных изделий – около 200 наименований. Для их реализации в городе были открыты специализированные фирменные магазины. Кулинарная продукция была крайне востребована населением, однако практически не приносила прибыли, т. к. процесс изготовления трудоемок, а срок хранения – недолог. Однако государство находило возможность поддерживать кулинарное производство. При том, что цены были весьма доступными. Почему сегодня почти никто (кроме «Сварога») этим не занимается? Все потому же – невыгодно.

- Как годы перестройки отразились на работе учреждения?

- В 1992 году лаборатория была упразднена как государственная, а ее работников отправили на вольные хлеба. Однако основной костяк, в составе которого была и я, решил спасти лабораторию. Так, 12 июня образовалось ООО «Технологический центр "Интехкам"», что расшифровывается как инновационные технологии Камчатки.

- Чем сегодня занимается «реформированное» предприятие?

- До 2006 года я была заместителем руководителя центра. Сегодня руковожу «Интехкамом». Мы используем камчатские предприятия в качестве экспериментальной базы. В первую очередь это касается предприятий, которые настроены на инновационное развитие, расширение своего ассортимента и глубокую переработку рыбы – то есть, хотят изготавливать продукцию, уже готовую к употреблению. Сегодня в большинстве случаев наша рыба отправляется, например, в Корею. Там ее обрабатывают и в виде готовой продукции снова присылают к нам, поэтому стоит она в 3 раза дороже.

Понятно, что, несмотря на хорошее оснащение, на судах всю рыбу не переработаешь. В связи с этим сегодня наша основная задача – организовать глубокую переработку на береговых предприятиях, которые в большинстве своем необходимо модернизировать. Приятно работать с руководителями, которые понимают, что затратно это лишь в начале, а потом рентабельность пойдет только вверх.

- На основе чего вы сотрудничаете с камчатскими предприятиями?

- С ними мы заключаем договоры на информационное обслуживание. Далее изучаем их сырьевую базу, перерабатывающие возможности и на основе этого предлагаем им свои разработки, основанные на многолетнем опыте работы и изучении опыта других стран. Бывают случаи, когда, к примеру, у предприятия остаются плавники палтуса, выкидывать их жалко, и они спрашивают нас, что с ними можно сделать.

- Клиентов хватает?

- Вообще, наша клиентская база уже сложилась – мы давно со многими фирмами сотрудничаем, они используют наши разработки. Однако нам бы хотелось работать с новыми предприятиями – все же мы по-прежнему единственная лаборатория, которая занимается исключительно «рыбными» вопросами на Камчатке.

- Кто сегодня следит за качеством рыбной продукции на полуострове?

- Так получилось, что никто. Мы получили аккредитацию, доказали, что у нас опытные специалисты и сегодня имеем право выдавать сертификаты. В таком документе написано, что продукция соответствует показателям безопасности. Но в 2002 году был принят закон о техническом урегулировании, в котором говорится только о безопасности, а о качестве продукции – ничего. То есть, в отличие от бывшего закона о стандартизации, в новом документе остались не совсем понятные, расплывчатые моменты. Поэтому сегодня за качество отвечает рублем само предприятие.

- Как считаете, среди молодежи есть достойная смена?

- Раньше нас было 25, сегодня – 10 человек. Часть из них – прежние наши работники с большим опытом. Как вы думаете, почему я до сих пор работаю? Потому что мне есть чему научить молодых ребят, которых у нас в технологическом центре больше половины. Я считаю, что крайне важно передать многолетний опыт следующему поколению. Поэтому очень приятно видеть, что многими современными предприятиями эти знания востребованы. Мне интересно приходить каждый день на работу, встречаться с новыми людьми. Я получаю особенную радость, когда могу ответить на вопросы.

- Наверное, устроиться работать к вам может не каждый?

- У нас очень высокие запросы к человеку, который желает работать в «Интехкаме», – претендент должен иметь специальное образование или смежное со спецификой работы, хорошо знать рыбную отрасль. Поэтому стараемся не брать никого с улицы. Сейчас здесь работает моя дочь и дочь заведующей лаборатории – девушка до этого получила медицинское образование. Наши дети продолжают наши традиции, и мы можем быть в них уверены.

- Тамара Викторовна, вы так увлечены работой… Неужели думаете о ней даже дома?

- Дома у меня запрет на разговоры о работе. Если говорить о хобби, то в последнее время это дача. Там у меня и вишневый садик, и яблоня, и груша… Очень нравится выращивать цветы. А вообще, дети уже выросли, времени свободного стало больше, поэтому сейчас могу себе позволить читать все, что пожелаю.

Дарья ЧЕРНЕНКО.