Газета «Рыбак Камчатки»

"Морские котики" и камчатские "слухачи"

Добрый день, товарищ главный редактор любимой в прошлом газеты «Рыбак Камчатки»! Простите, что обратился к Вам по-ретроградски, но к новой форме обращения, увы, не привык.

Я почти 37 лет «трубил» в КоТИНРО, КамчатНИРО, закончив в 1960 г. Калининградский – бывший Московский – рыбвтуз по специальности «ихтиология и рыбоводство», прошел все стадии учености – от м.н.с до с.н.с., к.б.н. 17 лет занимался морским периодом жизни тихоокеанских лососей, а остальные – пресноводным «началом» их захватывающей жизни. Исколесил вдоль и поперек в разные времена года открытые воды Японского, Охотского, частично Берингова морей и северную часть Великого океана.

Потом камчатские озера, особенно Курильское с его сказочной неркой-красницей. Всяко бывало, но Камчатка всегда будет в моей душе, как первое признание в любви. И вечное!

Между прочим, работая в родном институте, я частенько сотрудничал с вашей – простите, нашей газетой. Признаюсь, готовя сей материал, очень сомневался, да и сейчас в этом состоянии, что он будет выглядеть достоверным. Но что было, то и писал. Конечно, сие токмо моя смелая версия и не более, но уж больно много совпадений…

По достижении почтенного возраста (мне 76 лет) человек начинает пребывать как бы в двух ипостасях. Обычно обремененный хворями, по инерции и чаще нетвердо торит, как говорят эвенки, свою житейскую дорожку-аргиш. Нередко погружается в подернутое пеленой времени прошлое, черпая в нем и утешение, и порой яркие, почти вчерашнего дня, воспоминания.

Об одном из разительных эпизодов моей творческой биографии в КамчатНИРО, граничащем, уверен, как для читателей, так и для самого автора, с неправдоподобием, и станет сие откровение.

Толчком послужило следующее. Недавно в телепередаче «Оружие» прошел любопытный ролик военно-морского ведомства США о боевых подводных пловцах – «морских котиках». Среди всевозможной экзотики в качестве аргумента высокой эффективности упомянутого подразделения было поведано, в частности, о том, как летом далекого 1972 года в разгар «холодной войны» группа ныряльщиков установила подслушивающее устройство на советский подводный кабель, проложенный через залив Шелихова в Охотском море!

Янки тогда особенно (думаю, и сейчас не менее) интересовались деталями пусков отечественных баллистических ракет на камчатский полигон «Кура» и обратно из акватории моря на Кольский полуостров. Равно как и испытательным процессом космических роботов на полигоне вулкана Шивелуч. Все это нынче никакая не тайна.

Но самое разительное состояло в том, что вызывающе дерзкую команду «котиков» доставляла в залив и обеспечивала ее умопомрачительно успешную работу многоцелевая атомная субмарина. Долго ль, коротко ль утекала во вражеский стан стратегическая информация в том фильме, понятно, не говорилось. Но в концовке ролика скупо добавлено о раскрытии советскими спецслужбами факта атаки американцами нашего кабеля и ликвидации «жучка».

Теперь приспело время попытаться хронологически и по месту увязать дерзкий вояж американской АПЛ в, казалось бы, «домашнее» Охотское море и мою работу у берегов Камчатки летом того же 1972 года.

Тогда ваш покорный слуга организовал с рядом родственных научных учреждений страны первые широкие гидроакустические опыты с тихоокеанскими лососями, в том числе и пионерные исследования звуковой активности этих рыб на конечном этапе их морской анадромии и в нерестовый период. Попутно набиралась статистика фоновых шумов биологической природы камчатского шельфа.

В первой половине того памятного лета, когда ни я, ни мои коллеги, как говорится, ни сном, ни духом не ведали о воровском набеге американской АПЛ со товарищи внутри на наш кабель в заливе Шелихова, на научно-исследовательском СРТМ ТУРНИФ «Космический» мы с помощью гидрофонов прослушивали и писали на магнитофоны биологические шумы моря. Идентифицировали видовую принадлежность шумов в многотонном аквариуме, куда помещали интересовавшую нас разную морскую живность.

Еще поясню, что методически работу выполняли по сетке точек-станций от Озерной до Крутогоровского рыбозавода, в том числе и вне шельфа, т.е. за 200-метровой изобатой. Прослушка моря и фиксация шумов делалась многочасно кряду, как днем, так и ночью в так называемом режиме «тишина» при отключении судовых механизмов и запрете перемещения экипажа.

К сожалению, за давностью времени я не могу припомнить точную дату одного странного тогда, но в свете плавания американской субмарины, думаю, закономерного происшествия. В одну из ночных вахт на траверзе Кихчинского рыбозавода моя визави, учитель и друг Екатерина Васильевна Шишкова, царствие ей небесное, бывшая сотрудница ВНИРО и ведущий специалист СССР в области рыбопромысловой акустики, включая и биоакустику, вся напряглась, недоуменно обратившись ко мне с репликой, что она «слышит несомненный и невероятно быстро смещавшийся шум винтов некоего судна»

Последнего быть не могло – как правило, перед началом работ штурманская служба радиолокатором осматривала горизонт.

Я, как и подобает малому судовому начальству по безопасности мореплавания, тоже обеспокоился – долго ль до греха? Незамедлительно включили радар, но море в радиусе 30 миль оставалось пустынным.

Екатерина Васильевна была феноменальным «слухачом», с профессионализмом которой вряд ли мог потягаться даже флотский ас-гидроакустик. К примеру, ее всесторонние и многолетние исследования звуковой активности азово-черноморской ихтиофауны стали основой создания первого в стране и в мире рыбошумопеленгатора «Чайка», небезуспешно эксплуатировавшегося в промысловых водах Мурмана. Но, как нередко бывает, развиваемое Е.В. Шишковой направление обнаружения, видовой идентификации, распределения и поведения рыбных скоплений методом шумопеленгации опережало свое время и еще ждет, уверен, своего звездного часа.

Возвращая читателя к тому загадочному подводному источнику звука на западно-камчатском шельфе в начале июля 1972 года, рискну смело предположить, что оный проистекал от воровски кравшегося тогда с командой «котиков» американской подводной лодки. Громада водоизмещением с десяток тысяч тонн едва ли могла проползти через обширное шельфовое мелководье. А вот глубже – еще как!

Так что, уважаемые камчатцы, простые и особенно служивые, все продолжается – «партнер» не дремлет. Трагедия проигрыша СССР Третьей информационной мировой войны требует банальной, но, увы, непопулярной ныне бдительности и элементарной конспирологии. От них решающе зависит выживание нынешней России и сохранение ею своего социокультурного кода.

А.С. НИКОЛАЕВ,бывший сотрудник КамчатНИРО, живущий на родине первого космонавта, но неизменно рекомендующий себя в неизменной любви к моей стране Камшат.