Собрались половить, а рыбы нетСоревнования по лову чавычи на реке Авача. |
«Ну, какой ты камчадал,
коль чавычу не поймал?», –
поется в одной из песен о Камчатке.
Можно подумать, что все камчадалы, или, по крайней мере, те, кто причисляют себя к рыболовам хоть однажды да ловили на спиннинг чавычу. Но это далеко не так. Почему? Ответ простой. Даже во времена открытия Камчатки и описание ее первыми исследователями Георгом Стеллером и Степаном Крашенниковым, чавычи в реки полуострова по сравнению с другими видами лососей заходило мало. И первой пойманной чавычей, а она первой же и заходит на нерест (конец мая – июнь), добытчик, будь то наемный работник, не делился даже со своим хозяином, а, уединившись, съедал ее сам. На то была и причина – предшествующее полуголодное существование в холодный период года жителей Камчатки в лице ее коренного населения и пришедших сюда со времен Владимира Атласова казаков.
Лов чавычи на спиннинг это прежде всего упорство и большой труд. И далеко не каждый из рыбаков-любителей в сезон может ощутить ее поклевку и тем более поймать желанный трофей.
О рыбалке на реке Аваче.
«В июне по ночам промышляют чавычу (Salmo orientalis) (на Аваче – А.Т.). За ночь добывают сплавными сетями (две лодки по два человека) 20-30 чавыч …. В среднем весит до 30 фунтов. Некоторые бывают весом до полутора пудов».
В. ТЮШОВ «По западному берегу Камчатки» С-Петербург, 1906 г.
В 70-80-е годы прошлого столетия, когда разрешали рыбачить чавычу на Аваче, это был праздник для всех желающих провести свободное время на берегу спокойной реки. Несмотря на то, что областной центр и пригородные населенные пункты были рядом, на Аваче терялись пространственные ориентиры, и рыболовы чувствовали себя, находясь одновременно и в дикой природе, и как бы у себя дома. На проходимых УАЗиках и то с трудом можно было добраться до Серебряного плеса и даже ниже по течению, чуть ли не до протоки Халмовитка. Вольготно расположиться на крутом бережку и рыбачить в свое удовольствие. Многие из тех, кто ловил чавычу на Аваче, рискуя быть оштрафованные инспекторами Камчатрыбвода, использовали донки, и нужно сказать, небезуспешно. Но чавыча клевала, пусть не часто как хотелось бы, и на спиннинг. Автор в одно прекрасное утро выловил на спиннинг две чавычи весом более 10 килограммов каждая. Поимки рыбин весом 15 и более килограммов считались тогда нормой. А те, что были за 20 килограммов, зачастую просто рвали снасти с миллиметровыми лесками, оставляя на память рыбакам побитые пальцы и ссадины.
Прошедшие соревнования по чавыче на Аваче проводились 6 июля 2013 года и были организованы ФГБУ «Севвострыбвод» в рамках регионального этапа Всероссийского фестиваля «Народная рыбалка», приуроченных к празднованию Дня рыбака и 30-летию любительского рыболовства на Камчатке.
К участию допускались все рыболовы-любители, прошедшие регистрацию. Соревнования, в которых приняли участие более 60 рыболовов всех возрастов, включая женщин и детей, прошли организованно.
Занявшим I, II и III место среди спиннингистов, предназначались почетные грамоты и ценные призы. Поощрительные призы – за самую крупную рыбу, за самую маленькую рыбку, рыболову – «Ветерану», самому юному рыболову, за волю к победе (женщине-рыболову).
С 6-00 до 6-30 часов по местному времени в районе моста через реку Авача объездной автодороги Петропавловск – п. Паратунка провели организационный сбор участников соревнований и состоялась жеребьевка.
С 6-30 до 7-30 участников соревнований на моторных лодках развезли по местам лова (контрольное время – 4 часа).
С 11-30 до 12-30 по окончанию соревнований предстоял обед и подведение итогов.В 13-00 – планировалось награждение победителей.
Хотя я и не рассчитывал на поклевку, зная, что рыбы в реке нет уже на протяжении многих лет, и поехал лишь за тем, чтобы еще раз убедиться в этом, но такого не ожидал…
Высокая вода в реке и погодные условия, казалось бы, благоприятствовали ходу чавычи и успешной рыбалке. Однако, четыре часа лова, со сменой различных приманок, никого из соревнующихся не привели к желанной поклевке королевы лососей!
Это ли не объективный показатель работы всех, кто призван по долгу службы беречь и охранять народное богатство полуострова – лососей? Это есть венец «рачительного» хозяйствования, как прежнего, так и нынешнего руководства края и рыбной отраслью. И уже девиз, под которым прошли соревнования «Народная рыбалка» звучит как издевка над этим же народом.
Руководители Севвострыбвода объясняют причину бесклевья чавычи необычайно высоким уровнем воды в Аваче. С чем ветераны-рыболовы категорически не согласны. По их глубокому убеждению, не гидрологические условия, а просто отсутствие рыбы в реке.
Это беспрецедентный случай. На календаре была первая декада июля, самый разгар хода чавычи, а ее нет.
Причина банальная – перелов рыбы промышленным способом в прошлые годы и безнаказанное широкомасшатабное браконьерство.
Конец чавыче (и кижучу тоже) на Аваче положили решения руководства области, и Камчатрыбвода, которые открыли в те годы зеленую улицу Елизовскому госпромхозу, т.е. разрешили на протяжении многих лет промышленный лов чавычи сплавными сетями, игнорируя интересы многотысячного отряда рыболовов. И это в нерестовой реке!
Возмущению нашему не было предела, куда только ни обращалась общественность по поводу торившегося безобразия, устраиваемого вышеназванным госпромхозом на лицензионных спинниговых участках – все было тщетно. Власть оставалась глуха к кровным интересам рыболовов.
Как итог подобного «рачительного» хозяйствования можно констатировать следующее. Как выразился министр рыбного хозяйства края в недавнем своем интервью камчатскому телевидению: «Реки Большая и Авача по чавыче находятся депрессивном состоянии …». По мнению ветеранов спиннингового лова чавычи, министр глубоко заблуждается. Нет, не в депрессивном состоянии, уважаемый господин министр, находятся вышеназванные Авача и Большая, они по состоянию стада чавычи просто УБИТЫ.
И виновны в этом прежнее руководство Камчатской области и Камчатского края, которое не прислушивалось к голосу общественности, требующей полного запрета сетного лова чавычи и кижуча в реках Авача и Большая еще лет 15-20 тому назад. В настоящее время такой запрет введен, но не запоздалой ли окажется такая мера и сможет ли возродиться стадо чавычи, как по количеству, так и по весу? Большой вопрос.
Тем более, что большая беда постигла водоемы Камчатки с приходом капитализма в Россию. Бывшие совхозы, расположенные в бассейнах крупнейших нерестовых рек, развалились. Жители их остались без работы. Часть занялась оголтелым браконьерством, вырезая нерестилища. Объем вылова браконьерами лососей в настоящее время сопоставим с промысловым выловом.
Действенные меры по наведению порядка на водоемах Камчатки были изложены в газете «Рыбак Камчатки» 30 мая 2007 г. № 21 членом краевого совета рыболовно-охотничьего общества Николаем Бусовом, и которые по-прежнему остаются актуальными и в настоящее время.
«…Нужны комплексные меры, ряд которых Общество (имеется ввиду областное общество рыболовов и охотников. – Авт.) 29.04.02 г. письменно, но безответно уже предлагало вице-губернатору Камчатки Александру Чистякову.
Эти меры (без учета спецполицейских) должны быть, по моему мнению, созвучны с московскими (имеется ввиду изъятие у браконьеров орудии лова, транспортных средств и высокие штрафы. – Авт.) но с нашими территориальными особенностями:
- краевой, районным администрациям настойчиво решить проблемы трудоустройства граждан прибрежных населенных пунктов, минимизировав их причастность к браконьерству;
- обладминистрации совместно с облпрокуратурой проработать меры прекращения продажи в магазинах Камчатки сетей, как это сделано в Москве;
- увеличить число опергрупп рыбоохраны на водоемах за счет заинтересованно привлеченных граждан, членов общества, проработав для них меры материального стимулирования;
- резко увеличить, как в Москве, штрафные санкции за браконьерство с изъятием орудий лова, любых транспортных средств;
- популяризировать среди населения Камчатки лов рыбы удочкой, спиннингом:
- решить норморегулирующие аспекты любительского и спортивного рыболовства через краевой совет депутатов;
- территориальным органам МВД, ФСБ более тесно взаимодействовать с населением, обществом по пресечению, профилактике браконьерства. Изъятая десятками тонн лососевая икра, вывозимая самолетами, и не вывозимая тоже, – это здорово, это хороший показатель работы. Но изъятая икра – это уже нанесенный непоправимый ущерб лососевым ресурсам. Лучший показатель работы – предотвращенный ущерб. Нужно работать на его упреждение;
- открыть на Камчатке достаточно магазинов по продаже законно изготовленной лососевой продукции во всем ее разнообразии, рассмотрев целесообразность работы «диких» лососевых рынков».
Будет ли население Камчатки со своими «заботливыми» руководителями жить в цивилизованных условиях, заданных природой, защищать Богом данную благость или будет наблюдать, как браконьерствующие варвары остервенело «рубят лососевый сук», на котором держится вся Камчатка, радуя своей природой, пока еще и весь мир? Дадут ли камчатскому облохотрыбобществу осуществлять и развивать любительское и спортивное рыболовство в требуемом объеме, с положенными для этого речными участками и лимитами лосося?
Время покажет нам нашу судьбу по нашим заслугам.