Газета «Рыбак Камчатки»

Нет права на старые ошибки

18 декабря исполнилось три года с момента гибели 53 человек с платформы «Кольская», которая во время шторма перевернулась и затонула на переходе в открытой части Охотского моря со стороны Сахалина.

Судя по информации в СМИ, следственные органы установили причину ее опрокидывания: разрушение конструкции с забором воды при превышении скорости движения и человеческий фактор. Ряд руководителей привлечены к административной ответственности, непосредственные виновники трагедии предстанут перед судом, а председатель правления ОАО «Газпром» А.Б. Миллер привлечен к административному штрафу в 30 тысяч рублей.

Так как ОАО «Газпром» снова возвращается для бурения глубоководных скважин в 10–15 тыс. погонных метров у берегов Западной Камчатки, остановимся на некоторых сопутствующих обстоятельствах трагедии, неизвестных читателю.

Как платформы выходят на точку бурения

В 2011 году из Мурманска в море была проведена буксировка стационарной платформы «Приразломная» массой в 130 тыс. тонн, с осадкой в 19 метров и высотой над водой в 141 метр. Суммарная тяга буксиров составляла 654 тонны.

Фильм об этом событии вызвал гордость за красоту и мощь данной платформы с веером буксиров и создал праздничное настроение на 10-й международной конференции и выставке RAO/GIS OFFSHORE в Санкт-Петербурге в 2011 году. Но была и горчинка – закладка кессона состоялась еще в 1995 году, а строительство затянулось на целых 11 лет. При этом для оптимизации строительства дважды (2008–2009 гг.) на ПО «Севмаш» выезжали первые лица страны.

Наша «старушка» – платформа «Кольская» 1985 года рождения меньших габаритов, обогнув полмира, как-то буднично и незаметно для нас появилась у западного камчатского берега и 31 августа начала поисковое бурение.

О событиях за бортом «Кольской»

По поручению ООО «Газфлот» московские ученые ЗАО «ДИЭМ- ЦЕНТР» провели специальную стратегическую экологическую оценку «для снижения рисков получения отрицательных заключений надзорных органов» и повышения экологической безопасности разведки углеводородов на нашей части шельфа.

Как посчитали сами разработчики, это позволило снизить остроту общественных обсуждений работ ООО «Газфлот» и даже «ослабить, благодаря конструктивному диалогу на круглых столах с общественными организациями». Об этом они докладывали на РАО-2011, 2013 гг. и публиковали в научных изданиях. Об одном таком, т. н. «конструктивном диалоге» в «Рыбаке Камчатки» была опубликована моя критическая статья.

Действительность оказалась более прозаичной и свелась к банальному нарушению требований российского природного законодательства и началу бурения, несмотря на отрицательное заключение государственной экологической экспертизы от 7.09.2011 г.

Доработать проект бурения и повторно представить его на госэкспертизу рекомендовали и эксперты в заключении общественной экспертизы.

Не по этой ли причине на круглом столе РАО-2013 не состоялся 15.09.2011 заказной доклад сенатора от Камчатки В.П. Орлова, ранее заявленный от комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, посвященный экологическим аспектам освоения углеводородов шельфа дальневосточных морей.

Не повезло камчатскому проекту

Заместитель гендиректора по геологии ООО «Газфлот» М.Л. Цемкало в это время в докладе о проектах на шельфе Охотского моря акцентировал внимание международных и российских участников на принципах своей работы.

Пусть читатель извинит меня за это длинное цитирование, но оно показывает, как расходятся слова с реализацией камчатского проекта бурения. В докладе говорилось «о неукоснительном соблюдении природоохранного законодательства, …все проекты на бурение скважин проходят необходимые согласования и экспертизу, …работы проводятся по безопасной технологии, …в тесном взаимодействии с природоохранными органами, администрациями областей, округов и муниципальных образований, местным населением».

При этом ООО «Газфлот» «намерено осуществлять все виды планируемой хозяйственной деятельности по лицензионным обязательствам в соответствии с требованиями международного и российского законодательства в области охраны окружающей среды, …осознает всю ответственность перед жителями Камчатки и Сахалина по сохранению благоприятной окружающей среды и использованию природных ресурсов». Но отрицательное заключение госэкспертизы по камчатскому проекту говорит само за себя.

Вынесем за скобки нерешенные вопросы экологической безопасности, остановимся только на нерешенных проблемах промышленной безопасности в проекте, рассмотрении в общественной экспертизе и докладе на РАО-2013. Например, в проекте отсутствовали документы:

- декларация промышленной безопасности;

- освидетельствование технического состояния платформы российским морским Регистром судоходства;

- подтверждение наличия страхового полиса ООО «Газфлот» и владельца платформы;

- необходимые для подтверждения ответственности ООО «Газфлот» за вред и ущерб в случае ЧС;

- свидетельство собственника – арендатора судна на право ведения аварийно-спасательных работ и других неотложных работ в случае ЧС;

- договор на обеспечение дежурства аварийно-спасательного судна «Нефтегаз-55» в случае ЧС.

В целом план ООО «Газфлот» по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов не соответствовал постановлениям правительства РФ от 21.08.2000 г., № 613 и от 13.04.2002 г., № 240 и приказу МЧС от 28.12.2004 г. № 621. При этом зона действия плана – только на 17 тыс. кв. м акватории, а прогнозирование максимальной площади разлива углеводородов в 556 тонн равна 126, 5 тыс. кв. м. Слава богу, на точке бурения все обошлось, но беда уже ждала своего часа.

Статистика потерь

Платформы гибнут не только во время нефтегазопромысловых и поисковых работ, но и во время буксировки, что сопровождается гибелью людей и значительным ущербом. От потери только одной такой платформы ущерб может составить до одного миллиарда долларов США.

Так, в Северном море в 80-х годах прошлого века были разрушены две платформы, а во время буксировки во время 10-балльного шторма у берегов Канады погибла еще одна.

Больше повезло платформе «Оха», построенной по однотипному проекту с «Кольской». В газете «Дальневосточный ученый» через год после гибели «Кольской» отмечалось, что во время ее буксировки в штормовых условиях (при скорости ветра 25 м/сек и порывами до 32-х) из-за обрыва троса она получила повреждения, и ее выбросило на мель у Сахалина.

Почему не Камчатское УГМС?

Говорят, что погодными прогнозами на переходах и при бурении «Кольскую» обеспечивало Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а не Камчатское УГМС. Может, все дело в стоимости контракта?

Для безопасного проведения нефтегазовых работ в наших морях, в рамках ISO/CD 19906 – нового международного стандарта, были разработаны специальные метео-, океанологические и ледовые параметры. Например, по материалам «РН-Шельф-Дальний Восток», для шельфа Сахалина (при глубине моря свыше 100 м) волнении моря может достигать 8–11 метров с максимальной высотой волны до 20 метров.

Были ли превышены эти показатели при гибельном для «Кольской» шторме?

Кто и за что отвечает?

Обычно буксировка морских платформ проходит под техническим наблюдением ФГУ «Российский морской регистр судоходства», под крылом которого 24 буровых платформ разных типов.

Так кто же давал разрешение на транспортировку «Кольской», отслеживал ее буксировку и начало-конец ее работы? Ростехнадзор, Роснедра, минэкономразвития, морской Регистр? Чьи чиновники были привлечены к дисциплинарной ответственности? Нет на это внятного ответа.

Будем спасаться по-старинке

Сегодня на платформах нового поколения появились современные средства спасения, давно используемые за рубежом, – специальные эвакуационные рукава с надувной платформой и плотами-накопителями под техконтролем и свидетельством Регистра.

Будет ли такой морской эвакуационной системой оборудована очередная буровая платформа, которая заменит «Кольскую»? Или она будет снабжена традиционным набором спасательных средств, которые используют морские суда? Нет на это внятного ответа.

SOS от Камчатки

Из ремарок В.П. Орлова на круглом столе «Основные проекты на шельфе Сахалина и Камчатки» стало известно, что 2011 год – Год шельфа, объявленного Советом Федерации, с подведением итогов года на последнем – ноябрьском – заседании, в том числе по экологической безопасности на шельфах дальневосточных морей. Эти итоги будут доведены до сведения правительства, сенаторов СФ и депутатов Госдумы.

Поэтому в адрес председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ В.И. Матвиенко было отправлено открытое письмо следующего содержания.

УВАЖАЕМАЯ ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА!

На 10-й международной конференции (RAO/GIS QFFSHORE – 13–16.09.2011 г., Санкт-Петербург) научная общественность с интересом и пониманием узнала о том, что СФ объявил 2011 год Годом шельфа. По словам председателя комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды В.П. Орлова, подведение его итогов произойдет на 4-м (последнем) заседании в ноябре с. г.

В этой связи желательно предусмотреть:

- выделение «минуты» и для камчатского шельфа, чтобы дать эколого-правовую оценку ситуации, которая складывается в Охотском море у берегов западной Камчатки, где ОАО «Газпром», ООО «Газфлот», ОАО «Арктикморнефтегаз разведка» бурят поисковую скважину № 1 на Первоочередной структуре при отрицательном заключении государственной экологической экспертизы;

- просим Вас ознакомить общественность с этой отрицательной экспертизой (приказ Росприроднадзора от 07.09.2011 г. № 659) и повторной (приказ Росприроднадзора от 20.10.2011 г. №  765), дабы исключить дальнейшие просчеты при бурении очередных морских скважин;

- направить в наш адрес доклад В.П. Орлова, одного из сопредседателей круглого стола № 4, «Основные проекты на шельфе Сахалина и Камчатки»: «Экологические аспекты освоения нефтегазовых ресурсов дальневосточных морей», который был заявлен от СФ в программе RAO/GIS, но не был доложен;

- материалы заседания комитета по вопросам экологической безопасности при освоении минерально-сырьевых ресурсов дальневосточных морей (от 28.04.2011 г.) и его решение.

Послесловие

Очевидна необходимость создания единой автоматизированной гидрометео- и ледовой информационной системы (по типу системы «Север» для Арктики) с учетом требований промышленной и экологической безопасности освоения углеводородов Охотского моря. Как и создание единой аварийно-спасательной системы обеспечения (АСО) с включением АСО газовых компаний в общую систему спасения людей в Охотском море.

Опять спешка!

По данным СМИ, на 30.10.2013 г. в Соболево кто-то готовил слушания по проекту нового бурения морской скважины. Знакомы ли краевые власти с этим проектом?

Вадим ДМИТРИЕВ, Петровская академия наук и искусств, ККО Русского географического общества.

Газета "Рыбак Камчатки"