Обратятся в прокуратуруУ рыбопромышленников Камчатки регулярно возникают проблемы с контролирующими органами, связанные с соблюдением норм техрегламентов. По ряду спорных моментов они намерены получить разъяснения у прокуратуры. |
Как сообщила руководитель органа по сертификации продукции и услуг – камчатского центра качества – Светлана Пакляченко, вопросы у рыбопромышленников вызывают требования управления Россельхознадзора по Камчатскому краю, а также их приморских коллег.
- До 15 февраля 2015 г. предприятия имеют право работать в соответствии с требованиями национального законодательства в области технического регулирования, – говорит Светлана Пакляченко. – Однако сотрудники управления Россельхознадзора по Камчатскому краю проверяют продукцию и процессы производства на соответствие требованиям к безопасности рыбы и рыбной продукции технического регламента Республики Казахстан. По итогу выносят промышленникам довольно большие штрафы.
По словам эксперта, такие действия являются необоснованными, однако практика показывает, что региональные суды обычно встают на сторону Россельхознадзора. Почему это происходит, сказать трудно (сказать-то можно, но стыдно за наш беспристрастный народный суд, привыкший при любом рассмотрении дел смотреть в глаза государству. – Прим. ред.). Вероятно, причина кроется в неоднозначной трактовке нормативно-правовых документов – постановления правительства РФ № 132 и Федерального закона № 184, отмечает директор центра сертификации.
Другая проблема с контролирующими структурами возникает у камчатских рыбаков в Приморье, куда они везут рыбу. Приморское управление Россельхознадзора вторично досматривает продукцию, несмотря на наличие ветеринарно-сопроводительных документов, и часто предъявляет претензии к маркировке.
- Срок годности устанавливает производитель, это его право и обязанность, – подчеркивает Светлана Пакляченко. – Приморские чиновники обвиняют рыбаков в том, что они нарушают ГОСТ, хотя в стандартах речь идет о сроках хранения, а не годности. Это два разных понятия.
Также рыбаков озадачивают требования камчатской ветеринарной службы о необходимости указания «степени солености» икры лососевой, массовой доли глазури на транспортной таре, координат района промысла. Это все – требования казахстанского техрегламента.
- Степень солености указывается для рыбы соленой, для икры такого понятия не существует. Массовую долю глазури необходимо указывать для рыбы, упакованной уже в потребительскую тару, а район промысла обозначается в соответствии с ГОСТ «Рыба дальневосточная» или «Лососи тихоокеанские», – напоминает руководитель камчатского центра качества. – Как технически выполнить предписание инспектора Россельхознадзора – провести «перемаркировку продукции», которая находится в обороте (не на складе изготовителя) и хранится в рефрижераторных контейнерах при минусовой температуре, – непонятно.
По словам Светланы Пакляченко, сегодня специалисты Россельхознадзора не предоставляют заявителям утвержденного регламента службы (перечня конкретных требований) к конкретному объекту контроля, а ссылаются на общие требования законодательства. Это позволяет каждому инспектору предъявлять свои требования с учетом личной трактовки норм законодательства и в результате предприятия терпят значительные убытки, констатирует эксперт.
По итогам совещания его участники приняли решение подготовить соответствующие обращения в прокуратуру для получения разъяснений о правомерности действий Россельхознадзора.
Маргарита КРЮЧКОВА,РИА Fishnews – для «РК».
ОТ РЕДАКЦИИ
Все это напоминает сказку. Помните: «Пойди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что»? Насчет «принеси» все ясно: на свой кусочек хлеба хочется намазать кусочек рыбацкого «масла». Полномочный представитель президента в ДВФО в свой приезд гневался на Россельхознадзор, грозил взяться за него со всей строгостью, но, похоже, его представители только посмеиваются над этими угрозами.
Что им предъявишь, если они в один голос будут твердить, что защищают интересы государства? А что суда простаивают – что ж, проверка требует времени. Хотя…
Наверное, нашим властям пора обратить внимание на то, что из края бегут не суда, а целые предприятия. Одна из причин как раз и таится в полном попустительстве инспектирующих, которые делают все, что захотят.
И вот что интересно. Защищать свои права снова пришлось рыбакам. У остальных, видимо, нашлись более важные дела, чем защита работников основной отрасли края. У них проблемы? Так пусть они их и решают.
А то, что скоро Камчатка вообще без рыбодобывающего флота останется, кого-либо не особо волнует. Гольцов будем ловить, ведь рек на полуострове много.