Газета «Рыбак Камчатки»

Названы их именами

В этом очерке сделана попытка собрать воедино сведения о камчатских судах, названных в честь камчатских же рыбаков, гражданских моряков и портовиков. Пока что автор насчитал таковых 38 и не думает, что охватил все уже некогда бороздившие моря или работающие в них ныне. Поэтому он будет благодарен землякам, которые могут назвать имена других героев, посвятивших свой труд, а нередко и отдавших жизнь делу освоения и развития нашего края и увековеченных в названиях судов. Эта традиция на полуострове была заложена в уже далеком 1952-м году, вскоре после трагической январской гибели со всем экипажем парового траулера «Восток», принадлежавшего камчатскому Управлению тралового флота.

1952

Имена капитана и старшего механика «Востока», известных и уважаемых на Камчатке моряков, спустя несколько месяцев после их гибели были присвоены двум новым средним рыболовным траулерам (часто их называли «логгерами») типа СРТ-300 «Капитан Закхеев» и «Механик Лесовой». Они, до этого имевшие лишь бортовые номера, недавно прибыли в распоряжение нашего Управления тралового флота (УТФ) с верфей славного города Штральзунда, что в Германской Демократической Республике. Их приход ознаменовал новый этап развития камчатского рыбопромыслового флота: он в массовом порядке начал пополняться на тот момент наиболее совершенными дизельными судами.

Германские логгеры начали строить в 1950 г. При длине 38 м и водоизмещении 374 т под машиной мощностью 300 «лошадей» они развивали скорость хода 9 узлов и могли автономно находиться в открытом море до месяца. Суденышки населял экипаж в составе 22 человек. Бортовым тралом и дрифтерными сетями они ловили в основном сельдь, производя ее предварительный посол на борту. Затем полуфабрикат передавался для дальнейшей переработки на плавбазы. Благодаря конструктивным особенностям корпуса (без юта) эти морские работяги получили в среде рыбаков не самое литературное прозвище «голожопые», иначе «голозадые». Оба траулера служили до конца 60-х годов.

Сергей Леонидович Закхеев, капитан дальнего плавания. Родился 8 сентября 1913 г. В 1934-м окончил Одесский морской техникум. Участник Великой Отечественной и советско-японской войн, защищал Одессу, Севастополь, освобождал Южный Сахалин. На Камчатке с конца 1940-х годов. На траулере «Восток» добивался высоких уловов, экипаж постоянно перевыполнял плановые задания. Так, в 1951 г. он добыл 144 000 пудов рыбы, что вдвое превысило установленную норму. «В тяжелых условиях работы в открытом океане своей энергией и инициативой обеспечивает систематическое выполнение установленных государственных планов» (начальник Главкамчатрыбпрома Ш.Г. Надибаидзе). Погиб вместе с судном и экипажем 12 января 1952 г. от взрыва плавучей мины. В его честь названа одна из улиц Петропавловска.

Александр Иванович Лесовой, старший механик. Родился в 1915 г. На Камчатку прибыл во второй половине 40-х. Из служебной характеристики: «Работая в должности старшего механика на рыболовном траулере "Восток", показал себя исключительно с хорошей стороны, как отличного механика и хорошего организатора. Свои обязанности выполняет добросовестно и аккуратно, выдержан, дисциплинирован и к подчиненным требователен. На судне пользуется среди команды авторитетом и любовью. За перевыполнение судном квартального плана и транспортные рейсы имеет денежные премии и благодарности в приказах. На судне принимает активное участие в общественной жизни». Погиб 12 января 1952 г.

1964

Имя «Анатолий Кушнир» присвоено РС-300 с бортовым номером 866. Судно длиной 33,4 и шириной 6,7 м создано на Хабаровском судостроительном заводе им. Кирова в 1958 г. В 60-х оно работало в колхозной системе, в частности в составе флота рыболовецкого колхоза им. Бекерева далекого села Ивашка. Судно находилось на хорошем счету, только за 1965 г. выловило более 10 тысяч центнеров рыбы.

Анатолий Петрович Кушнир, механик РС-300 «Воин» рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина. Родился 5 февраля 1939 г. на Украине в селе Сокиринцы Чемеровецкого района Хмельницкой области. В 1957 г. окончил чемеровецкую среднюю школу, в 1959-м – Вилковское мореходное училище, стал судомехаником 3-го разряда. Перед поступлением в колхоз им. В.И. Ленина трудился в Управлении тралового и рефрижераторного флота (УТРФ) вторым механиком СРТ «Крузенштерн». Был единственным сыном в семье. Погиб 7 ноября 1963 г., спасая ребенка, провалившегося под лед в поселке Авача.

1966

В мае этого года у стенки судостроительного завода № 370 «Петрозавод» стоял, готовясь к отправке на Камчатку, новенький буксирный катер проекта 498. На его борту красовалось имя «Василий Кириллов» в честь одного из первостроителей в годы Великой Отечественной войны Петропавловского морского торгового порта (ПМТП). Буксир долгое время входил в состав портового флота, позже был передан судоремонтному заводу «Якорь» в порту Ванино, был в составе флота ОАО «Восточная судоходная компания». Судно водоизмещением 370 т длиной 29,3, шириной 8,3 и осадкой 3,1 м развивало ход в 11,5 узла, имело экипаж из 6-ти человек. При автономности 6 суток оно могло пройти более 1,5 тысячи морских миль.

Василий Никифорович Кириллов, старейший и заслуженный крановщик ПМТП. В Камчатморстрое – организации, специально созданной для ускоренного строительства порта в условиях крайне ограниченных ресурсов – с осени 1943 г. В 1944 г. возглавляемая им бригада гидростроителей была лучшей в Камчатморстрое, пятикратно перевыполняя нормы выработки. Бригадир говорил: «Лишнюю минуту не отдохнем – зато больше сделаем». После окончания войны пришел работать в порт, стал старшим крановщиком, механизатором. Награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть», «За победу над Японией». Скончался в июле 1965 г.

1967

В июне собственные имена «Владимир Каманин» и «Юрий Шевченко» по ходатайству Камчатрыбпрома (КРП) и при поддержке министра рыбного хозяйства СССР А.А. Ишкова получили два РС-300 проекта 388М со строительными номерами 14 и 15. Сейнеры только что были собраны на Астраханском судостроительном заводе им. Кирова. Так была увековечена память инженеров экспериментального конструкторского бюро промысловой разведки КРП Владимира Ивановича Каманина и Юрия Архиповича Шевченко. Их гибель произошла 21 февраля 1966 г. в районе острова Уташуд вместе с поисковым СРТ «Карага» и его экипажем.

На Камчатку эти суда не попали, а были переданы рыболовецкому колхозу «Прогресс» из Ленинградской области. Затем «Владимир Каманин» работал как геофизическое судно, потом снова был перестроен в рыболовное. «Юрий Шевченко» какое-то время входил в состав флота Министерства геологии. Только в 2002 г. «Владимир Каманин» добрался до полуострова – его приобрело ООО «Камчатка».

Владимир Каманин родился 20 июля 1937 г. в Астрахани. Окончил Астррыбвтуз, направлен на Камчатку. Вместе с Ю.А. Шевченко в 1965 г. сконструировал разноглубинный трал. Его испытывали на «Караге». 19 февраля судно вышло в море для проведения очередной серии опытов, попало во власть сильного циклона и затонуло. Тело инженера найдено в каюте на глубине 35 метров, поднято и похоронено на родине. Трал конструкции Каманина и Шевченко в 1968 г. был представлен на международной рыбопромышленной выставке в Ленинграде и получил премию. Организационный комитет Всесоюзной выставки технического творчества молодежи посмертно наградил разработчиков дипломом и знаками лауреатов, Главный комитет ВДНХ СССР отметил их серебряной медалью и премией.

(Продолжение следует.)

Сергей ГАВРИЛОВ