Газета «Рыбак Камчатки»

​Спортивно-грабительское рыболовство

Кому за последние семь лет проданы кубометры путевок на спортивно-любительский лов? Это один из тех постыдных секретов, о которых многие предпочитают молчать. Однако шило регулярно лезет из мешка.

Случай на заводе ООО «Запад» в очередной раз подтвердил: любительская рыбалка стала прикрытием нечистых игр.

Как мы сообщали, в августе сотрудники пограничного управления по восточному арктическому району в рамках мероприятий на западном побережье Камчатки проверили рыбоперерабатывающий завод ООО «Запад», расположенный в Соболеве.

Этот завод еще не сдан в эксплуатацию и не имеет права заниматься переработкой водных биоресурсов. Он не получал сертификационных и ветеринарных документов. Тем не менее здесь вовсю кипела работа. Результат производственной деятельности был налицо: на территории предприятия хранилось почти 20 тонн продукции из лосося, а в икорном цехе обнаружено около 100 килограммов икры.

Директор завода пояснил, что переработка сырца велась якобы для проверки технологического оборудования. Однако его версия не вызывает доверия. Во-первых, 20 тонн – не слишком ли большой объем для проверки оборудования? Во-вторых, полученная продукция была упакована и всем своим видом говорила, что ее готовили к продаже.

Самое интересное заключается в том, где завод брал сырье для производства. Источником сырца служил близлежащий морской рыбопромысловый участок № 70, назначение которого – организация любительского и спортивного рыболовства. Участок закреплен за ФГБУ «Севвострыбвод».

Всего на данный участок Севвострыбвод выписал примерно полторы сотни путевок на лов рыбы. Более половины из них выписаны на одного гражданина. Орудием лова, которым было разрешено вести спортивно-любительское рыболовство, значились ставные сети.

Происходящая здесь деятельность даже близко не напоминала любительскую рыбалку. Люди работали вполне профессионально, организованно, бригадой, с привлечением грузового автотранспорта.

При этом большая часть использованных путевок не была «закрыта». Для тех, кто не увлечен рыбалкой, поясню, что это значит. Завершив лов, рыбак обязан указать в путевке, сколько он поймал. Эта информация должна быть учтена Севвострыбводом, после чего путевка считается «закрытой».

Так вот, в тех путевках, которые предъявлены пограничникам в качестве подтверждения легальности сырца на заводе ООО «Запад», графа «Выловлено», как правило, оставалась пустой, что позволяло использовать путевку многократно и «закрывать» ее задним числом.

Кроме того, квота на рыбопромысловый участок выписывается в килограммах и тоннах, а объем разрешенного вылова в путевках указывается в штуках. Как перевести штуки в килограммы? Здесь открываются широкие возможности подгонять статистику реального вылова под нужные цифры.

Но даже при всем при этом «дебет с кредитом» на проверенном заводе не сошелся. Напомню, там нашли около 20 тонн рыбопродукции. А путевок, которыми пытались прикрыть этот объем, даже с учетом возможных погрешностей подсчета хватало примерно лишь на 9–10 тонн.

Продукция, изъятая на заводе, признана экспертизой опасной для жизни и здоровья потребителей. Россельхознадзор постановил ее уничтожить. Теперь сам хозяин предприятия должен уничтожить свой опасный продукт. Но, как мы уже поняли, народ на заводе работает находчивый, быстрый на выдумку. Поэтому – еще вопрос: будет ли продукция действительно уничтожена или ее утилизируют путем потребления внутрь по отработанной годами схеме?

Есть и другой, более важный вопрос: а не происходит ли то же самое на других участках, выделенных под любительскую рыбалку? Не стал ли этот вид частного досуга прикрытием незаконного промысла в масштабах всей Камчатки? Еще как стал!

То, что все будет именно так, было ясно еще семь лет назад, когда несколько юрлиц (включая Севвострыбвод) «приватизировали» федеральный ресурс в виде рыбопромысловых участков (РПУ) для «организации спортивно-любительского рыболовства», а в правилах рыболовства слово «лицензия» подменили «путевкой».

Отраслевое законодательство не дает четкой формулировки, что есть «организация спортивно-любительского рыболовства». По здравому рассуждению это предоставление услуг: хранение имущества рыбаков, приехавших на реку, прокат лодок, безопасный ночлег и т. д. Было бы логично компаниям, которые готовы оказывать эти услуги, выделить территории, где бы они могли оборудовать подъезды к водоемам, площадки для спуска лодок на воду, стоянки для машин. Однако вместо этого их по-царски одарили рыбопромысловыми участками сроком на 20 лет с квотами.

Какая связь между наличием квоты, владением РПУ и, к примеру, предоставлением в прокат лодок? Никакой. Получив рыбопромысловый участок, чем фирма предпочтет заняться: предоставлением услуг рыбакам или собственным промыслом? Ответ очевиден. Тем более «любительский лов» допускается не только любительскими, но и промышленными орудиями – сетями и неводами, а контроля и учета фактически нет.

Зато истинные рыболовы-любители оказались в бесправном положении. Их обязали покупать путевки у «организаторов спортивно-любительского лова». Из правил рыболовства следует, что путевка – это «договор об оказании услуг», но попробуйте отказаться от этих «услуг», и к реке вас не допустят. Фокус еще и в том, что никаких услуг вы на самом деле не получите. Вся услуга в большинстве случаев свелась лишь к продаже путевок. Умно придумано!

А бывает и так: любительский вылов только-только открыт, а на некоторые РПУ все путевки уже проданы! Но вовсе не рыбакам-любителям. В 2009 году в самый первый день продажи путевок в одном из рыболовных магазинов Петропавловска выстроилась очередь рыночных торгашей. У них под прилавком уже лежала чавыча, официальный лов которой еще не начинался, но была нужна хоть какая-то бумажка, легализующая их товар. Путевка подошла для этой цели как нельзя лучше. Таким и стало ее главное предназначение – прикрывать нечистые игры.

Кому и для чего за последние семь лет проданы кубометры путевок? Это один из тех постыдных секретов, о которых многие предпочитают молчать. Однако шило регулярно лезет из мешка, и с каждым годом – все сильнее.

Кирилл МАРЕНИН