Газета «Рыбак Камчатки»

Денег стоит дом построить

Россия будет строить флот. Именно это предусмотрено в стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на перспективу, о которой шёл разговор во время «правительственного часа» на заседании Совета Федерации.

Перед сенаторами с докладом выступил министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко.

Цель новой стратегии – обеспечить повышение обороноспособности страны, конкурентоспособности и качества продукции судостроения, расширение экспорта, ликвидация научно-технического отставания от промышленно развитых стран мира, обновить фонды предприятий.

Кроме того, стратегия направлена на установление партнёрства государства и частного бизнеса в судостроении, сохранение и расширение числа рабочих мест, повышение оплаты и производительности труда. И как итог – за 10 лет судостроение должно дать прирост ВВП в два раза за счёт роста промышленного производства.

С вопросом к Виктору Христенко обратился наш представитель в Совете Федерации Борис Сорокин:

– В былые времена весь рыбопромысловый флот строился на Николаевском заводе – большие суда, средние, малые рыболовные траулеры. На сегодня весь флот изношен. Как это в свете концепции реально может претворяться в жизнь, тем более, что практически все «рыбные» компании – частные, кроме одной государственной – Мурманского тралового флота? Как скоро начнут строиться большие промысловые суда, ибо у нас сейчас флот – сборная солянка. Осталась только малая часть судов, построенных в Николаеве, остальные – корейские, японские и т.д.

Христенко поблагодарил Б. Сорокина за вопрос и ответил, что проблема с рыбой и рыбаками – вечная, независимо от политического строя, и всегда рыбакам нелегко. В результате очередных преобразований орган, отвечающий за рыбную отрасль, выделен в отдельную структуру – Агентство по рыболовству – и теперь напрямую замыкается на правительство. Удалось в короткие сроки принять программу развития рыбохозяйственного комплекса и ряд вытекающих из неё документов. В этом смысле для судостроения важно понимание: кто будет потребителем судостроения как отрасли, какие у него планы? До сегодняшнего дня рыболовство держалось в основном на бербоут-чартере с известными всем сложностями. Значительная часть судов бралась на пределе срока их эксплуатации, вместе с завершением которого «уходило на дно и все концы туда же». Все взаимоотношения по части обеспечения рыболовецким флотом в значительной части носили «серый» характер.

Сегодня с появлением и программы по развитию рыболовства, и инструментов, которые есть у судостроения, у нас впервые появилась возможность попытаться замкнуть спрос рыбаков на суда с поддерживаемым развитием судостроения. У государства появляются инструменты по субсидированию, в том числе процентных ставок на закупку флота рыбаками или субсидирование лизинговых платежей. Как сообщил В. Христенко, правительство пытается выровнять финансовые условия между «серыми» и «белыми» схемами для российской судостроительной промышленности. Российское судостроение на сегодняшний день в состоянии в большей части покрыть потребности рыбаков в новой технике, за исключением комплектации судов. К сожалению, технологическую оснастку пока Россия «выложить на стол» и предложить рыбакам не сможет, она завозится по импорту. Но корпус и его оснащение Россия делать способна – такой шанс у нас появился.

Борис Сорокин из уст министра В. Христенко хотел услышать, существует ли в проекте механизм, по которому частный флот мог бы заказывать у государства строительство рыбопромысловых судов? На каких условиях это могло бы осуществляться: льготное кредитование, выдача из резерва дополнительных квот на биоресурсы или другая помощь государства частной компании, но, к сожалению, министр в своём выступлении не коснулся этой темы.

Ещё два вопроса задал докладчику представитель в Совете Федерации от правительства Камчатского края Виктор Орлов. Он коснулся конкретных цифр: сколько российских судов гражданского назначения произведено в прошлом году и сколько намечается к сдаче в этом, а также когда в России будут достаточные мощности, чтобы строить необходимое для освоения шельфа количество судов?

На прошедшем заседания сенаторы приняли ряд законов. Среди них – связанный с изменением порядка формирования Совета Федерации.

Он был внесён в Госдуму президентом России Дмитрием Медведевым и направлен на реформирование политической системы России. Устанавливаются новые требования к кандидату на должность члена Совета Федерации, а его полномочия будут теперь начинаться со дня его избрания соответствующим органом государственной власти субъекта. Закон вступит в силу с 1 января 2011 года.

Наталья СЫСОЕВА-БОГАЧЁВА, помощник члена Совета Федерации Б.А. Сорокина.