За экологически здоровый газопровод (о минусах сахалинской газовой трубы)В 2005 году в печати было опубликовано открытое письмо президенту России В.В. Путину с критикой «перекосов» и «огрехов» экологической программы изысканий к технико-экономическому обоснованию проекта «Сахалин-2», в том числе на трассах газовых трубопроводов. |
Оно заслуживает внимания, так как подготовлено первоклассным специалистом бывшего Госстроя России Г.Л. Коффом – доктором геолого-минералогических наук, профессором, академиком РАЕН, заслуженным строителем России. Они касались неполноты проведённых исследований: с недооценками сейсмичности; вопросов изученности и охраны поверхностных и подземных вод, почв, лесных ресурсов, водных биоресурсов, обращения с отходами; пробелов в организации экологического контроля и локального мониторинга природной среды; отсутствия прогноза состояния экосистемы и многих других показателей. Словом, целый «букет» невыполнения требований «Свода правил по сооружению магистральных газопроводов» (СП-11-102-97), и особенно по подводным переходам.
К этим профессиональным замечаниям надо внимательно отнестись, примерив их и к нашему магистральному газопроводу (МГ), тем более, что сам Григорий Львович успел поработать и на камчатской трассе МГ, являясь научным руководителем по сейсмическим изысканиям. В интервью «АиФ Камчатка» (2000 г.) учёный заявил: «Поверьте, камчатский газопровод – не самый трудный». Отсюда появилась надежда, что все вопросы экологической безопасности решаемы.
Лососёвые нерестилища на стальной трубе камчатского газопровода
Если наши реки являются своеобразной «кровеносной» природной системой Земли и источником питьевой воды всего живого, то газопроводы – аналогичные, но техногенные рукотворные системы транспортировки углеводородов для жизнеобеспечения нас теплом и светом. На 2008 год только одному Газпрому принадлежат 156, 9 тыс. км магистральных и 514, 2 тыс. км распределительных газопроводов. К середине 2010-го года (или к его концу), когда закончится строительство нашего многострадального МГ, мы добавим в общую магистральную сеть Газпрома ещё 392 км.
Камчатцы могут гордиться тем, что живут в своеобразном экологическом регионе – это 31 тыс. рек с ещё пока чистыми водами и более 17 тыс. озёрных ванн. Камчатка с этим богатством не менее значима для страны, чем озеро Байкал. Но мы не ценим наш экологический регион чистой питьевой воды, который не только вчера, но и пока сегодня ещё является «родильным домом» лососей. Домом из уникальных природных (естественных) лососёвых нерестилищ с бесплатной (от Бога) кормовой базой. Дикий лосось – раньше наша гордость и богатство, а теперь – масштабное браконьерство и головная боль.
Наш МГ стальной трубой диаметром 530 мм затрагивает нерестовые водотоки первой и высшей рыбохозяйственных категорий, в которых, по оценкам учёных КамчатНИРО, сосредоточено 48 % всего нерестового фонда лососёвых Западной Камчатки. А это 7,6 тыс. га нерестилищ!
В ходе мониторинга строительства МГ специалисты КамчатНИРО и Севвострыбвода подсчитали водотоки по трассе МГ. Оказалось, что эта трасса пересечёт 515 рек и 119 временных ручьёв. Надземные (на сваях) переходы затронут 104 водотока, подземные (траншейные) пересекут русла 411. Из 115 нерестовых водотоков подземный вариант предусмотрен для 53, траншейный – для 62.
Не буду утомлять (и пугать) читателя всеми экологическими проблемами, которые должны быть решены при переходах через реки, в том числе при строительстве 101 моста, с запланированной укладкой более 400 водопропускных труб. Эти цифры говорят сами за себя, особенно в связи с перерывом в строительстве МГ и форсированием срока его завершения.
Даёшь прокладку газопровода под руслами нерестовых рек!
Трезво оценивая масштаб технической нагрузки на лососёвые нерестилища уже на начальном этапе строительства, в моей публикации «Газовый капкан» в начале 2000 года предлагалось ввести бестраншейную проходку под руслами камчатских рек путём горизонтально направленного бурения (ГНБ), чтобы стать экологически безопасной стройкой XXI века.
Увы! Этот наиболее щадящий способ прокладки МГ под руслами рек так и не был взят на вооружение, хотя с начала 90-х годов бестраншейное (подземное) строительство трубопроводов на переходах, в том числе и речных, ведёт специализированное ЗАО «Строймашсервис» (Тюмень), используя трубы диаметром до 1000 мм на переходах протяжённостью до 900 м. Как отмечает Г. Горлатов, генеральный директор ЗАО, в его активе уже более 3,7 тыс. подземных переходов (длиной более 380 км) в 45 регионах страны, в том числе под реками Дон, Иртыш, Селенга и за рубежом. Камчатского края и наших рек в этом перечне нет. А есть ли среди строительных организаций-подрядчиков на трассе МГ подобное ЗАО?
А что у наших соседей на острове Сахалин? Например, эта же организация (по проекту «Сахалин-2») только за полгода двумя установками ГНД прошла более 6 км подземных переходов.
Для нас крайне важен совместный опыт строительства трубопроводных переходов под водными преградами наших буровиков (Самара) и немецких специалистов в условиях Крайнего Севера. Эти экстремальные условия – низкие температуры, обширные болотные массивы, сезонная оттайка мёрзлых грунтов, реки в болотных берегах, ледовое промерзание – близки к неблагоприятным физико-географическим условиям Западной Камчатки.
В первый год нового века в болотах Пур-Тазовского междуречья под днищем реки Пур на глубине 14 м установкой ГНБ был подготовлен подземный проход для протяжки трубы диаметром 1020 мм. Скорость проходки – несколько дней, протяжка была выполнена за 55 часов.
Отодвинутая от Байкала труба нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» траншейным способом должна пересечь русло реки Лена. Это вызвало беспокойство местных жителей, которые требуют заменить траншейный способ укладки трубы на микротоннелирование или ГНБ. Будет ли их голос услышан?
В ряде зарубежных стран (Япония, США, Швейцария) часть трубопроводов заключена в тоннели, что повышает их надёжность и безопасность в эксплуатации на горных участках трасс.
А в нашей стране возникла целая отрасль: частные фирмы ведут подземное наклонное бурение с протяжкой труб небольшого диаметра для варварских канализационных выпусков из дачных коттеджей в близрасположенные водоёмы. Под ночным покровом разовая проходка через водоохранные зоны достигает десятков метров.
Лучше поздно, чем никогда
Строительство подземных переходов через нерестовые реки методом ГНБ позволит:
– снизить строительную нагрузку на водоохранные зоны рек и их прибрежных защитных полос;
– снизить потери нерестилищ в зоне переходов;
– снизить размыв берегов и… нерестилищ ниже самих переходов;
– проводить строительство МГ не только в зимний период, а круглогодично. Это крайне важно для завершения стройки в сжатые сроки, когда счёт ведётся не на годы, а на месяцы.
Экологическое здоровье нашего МГ будет определять не только промышленную безопасность этого особо опасного, технически сложного и уникального для полуострова объекта, гарантируя его безаварийное функционирование, но и влиять на цену газа. Ведь все расходы, в конечном счёте, ложатся на плечи налогоплательщиков. Поэтому нужен конкретный честный разговор с камчатцами по всему спектру проблем МГ.
Специалистам краевого правительства и «рыбным» депутатам можно порекомендовать заложить часть своих командировок на специализированные конференции и выставки по проблемам трубопроводного транспорта и на полевое ознакомление с технологиями строительства трансграничных трубопроводов при решении стратегических геополитических задач страны.
Сегодня строители МГ руководствуются нормативно-правовыми документами, общими (типовыми) для сооружения подводных переходов без учёта лососёвой специфики камчатских рек.
Нужен краевой закон, который отразит особенности решения экологических проблем строительства и эксплуатации МГ на полуострове.
Тем более что на очереди второй этап газификации края, строительство распределительных сетей в краевом центре и посёлках. Возможна и прокладка второй (нефтяной) трубы по нынешней трассе МГ.
Хочется пожелать Газпрому, чтобы экологическое здоровье самого газопровода стало приоритетным.
Продолжение следует.