С ножом – в "роддом""Родильные дома" усть-камчатского лосося выставлены на конкурс для организации любительского и спортивного рыболовства. |
Эта новость шокировала жителей Усть-Камчатска и Ключей. 30 апреля в Северо-Восточном территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству состоится конкурс по распределению рыбопромысловых участков для организации любительского и спортивного рыболовства. Количество участков в нашем районе – 30! Их месторасположение усть-камчатцы расценили как серьёзную ошибку, которая может повлечь экологическую катастрофу. Ещё одна цифра вызвала настоящую бурю: 20 лет будут хозяйствовать на этих участках победители конкурса.
– Список рек и озёр, выставленных на конкурс, нас просто потряс, – говорит депутат краевого Законодательного собрания В.Н. Немченко. – Бассейн реки Еловка со всеми её притоками, озеро Двухъюрточное, река Белая – это нерестилища усть-камчатского лосося – нерки, чавычи, кижуча. Настоящее преступление – пускать в эти труднодоступные места людей, наделённых правом ловить рыбу.
Кстати, еловское стадо нерки – второе по величине после ажабачьего, которое каждую весну заходит на нерест в реку Камчатка. От остальных, которые уходили дальше вверх по этой реке, остались «рожки да ножки», а в районе Шаром лосося сегодня вообще не встретишь – он вырезан тамошними браконьерами. Они уже который год занимаются своим преступным промыслом на западном побережье, куда с началом лососёвой путины добираются через перевалы Срединного хребта.
Заплатил – и ничего не бойся
С мнением своего депутата соглашаются старожилы Усть-Камчатского района. Для них названия рек и речушек Шишей, Кунхилок, Рассошина, озёр Гренадёрское и Култучное знакомы с детства и привычно звучат в речи, как родные. Рыбаки и охотники, которые легко ориентируются на местности, называют вещи своими именами, узнав, что эти заветные места на конкурсной основе будут определены для промысла.
«Втихую хотят раздать нерестилища под браконьерство!» – так расценили действия ФАР усть-камчатские рыбаки. Правда, раздать не бесплатно, поскольку кроме пакета документации участники конкурса, которые ранее занимались организацией любительского и спортивного рыболовства, должны выдвинуть предложение о размере платы за предоставление рыбопромыслового участка, перечисляемой в бюджет Камчатского края. За вход на нерестилище надо заплатить.
Для сведения:
«В бассейне р. Камчатка, если исходить из имеющихся данных, добывается в отдельные годы до 90 % чавычи, 40 % нерки, 50 % кижуча и 40 % кеты от всего улова этих видов лососей на Камчатке» – В.Ф.Бугаев, доктор биологических наук.
– Там, наверху, не понимают, куда они на 20 лет пускают «хозяев»? – удивляется рыбак О.Попов, предки которого поселились на усть-камчатских землях более века назад. – Раньше во время путины все речки закрывали для моторных лодок, чтобы рыба спокойно дошла до нерестилищ. А теперь там любительское рыболовство организовывают! Да все знают, что где есть разрешение на удочку, там сразу появляются и сети. Я против такого спортивного лова! У меня сын растёт – хочу, чтобы он нашей рекой и рыбой гордился, а не только на картинке нерку разглядывал».
Но рыбака Попова не спросили, устраивает ли его и ещё 13 тысяч жителей района такое количество участков на местах нереста нерки. Собственно говоря, принимая это долгосрочное и социально значимое решение, никто и не подумал посоветоваться с людьми, чья жизнь напрямую зависит от лосося. Придёт рыба – будет удачной путина, будут нормально жить семьи в Усть-Камчатском районе. А чтобы лосось вернулся домой, ему сначала надо вылупиться из икринки, добраться до океана и, нагуляв вес, вернуться в родные реки – Камчатку, Еловку, Белую… Только будет ли отложена та икра, из которой появится будущий лосось?
Благими намерениями…
Предполагается, что победители конкурса получат в пользование на 20 лет участок, квоты и будут продавать лицензии на вылов рыбы всем желающим. На своём участке арендатор выстроит гостевые домики, кафе, кемпинги, и станет Камчатка туристической меккой. Благими намерениями, как говорится, выстелена дорога в ад. Какой кемпинг может быть на реке Кунхилок, до которой от Ключей на вертолёте 2 часа лёту (в деньгах это 320000 рублей, если считать путь туда и обратно)? Зато здесь исключительно удобно поставить мини-цех и втихую бесконтрольно пороть рыбу – на икру. Или озеро Бекеш – в 60 км, озеро Собачье – в 30 км от Ключей. Разве доберутся сюда рыболовы-любители из посёлка? Им это невыгодно – сжечь бензин, поймать пять лимитированных «хвостов» для семьи и ломать голову, как их довезти, чтоб рыба не успела пропасть. Кому же выгодно ловить в труднодоступных местах? Наверное, тем, кто хочет скрыть свой промысел от надзирающих органов. Вот озеро Гренадёрское. Здесь отстаиваются стада еловской нерки, прежде чем зайти на нерест. А теперь вдумайтсь в такой факт: в Гренадёрском разрешат ловить закидными неводами и сетями. Это ли не высшая форма спортивного рыболовства?! Или чего-то другого – бессмысленного и страшного.
Нужна ли нам инфраструктура на водоёмах, где лосось нагуливается и нерестится? Однозначно нет, считает всё тот же В.Н.Немченко:
– Сегодня действительность такова: лосось выживает за счёт того, что нерестилища расположены на значительном расстоянии от населённых пунктов, в труднодоступных местах, куда ни один браконьер не доберётся, – говорит депутат. – Теперь же предлагается отдать в частные руки 210 километров реки Еловка, 85 километров реки Левая. В озере Харчинское (а это заказник) ловить закидными неводами и сетями! Нужна ли такая любительская рыбалка местным жителям? Нет. Кому доступно участие в конкурсе? Тем, кто имеет базу, средства, внесёт денежный залог. Есть ли гарантия, что победитель конкурса не поставит на Еловке цеха для переработки и не завезет туда бригаду рыбаков? Нет. Что же получается? С одной стороны, боремся за запрет дрифтерного лова. С другой, отдаём лососёвые нерестилища на якобы спортивное рыболовство, а по своей сути, на разграбление и уничтожение. При таких методах хозяйствования проблему дрифтеров через несколько лет решат «изнутри», потому что из рек Усть-Камчатского района, благодаря «спортивному рыболовству» перестанет уходить в океан лосось, вырежут его.
Для сведения:
Зоологический заказник «Озеро Харчинское». Расположен в Усть-Камчатском районе. В него входят акватория озера и окружающая территория. Юго-западная граница проходит от бывшего с. Харчино по р. Еловке до протоки Очканок. Северо-западная — от р. Еловка до истока р. Лидаха. Северо-восточная — от истока р. Кич до с. Харчино. Назначение — охрана птиц и канадского бобра. Предлагается вести лов тихоокеанских лососей и других видов рыб закидными неводами, ставными сетями, на спиннинг и удочку.
Руки прочь от нерестилищ!
– Большая часть предложенных участков расположена на нерестилищах, – говорит бывший охотовед, житель Ключей Ю.Ф. Бучурлин. – К примеру, бассейн реки Еловка со всеми её многочисленными притоками и озерцами. Левая, Киревна, Кунхилок – это же сплошь нерестилища. Там вообще любой вид лова надо запретить. Иначе и быть не должно. Кроме того, население района не поставлено в известность о распределении участков. Мы узнали об этом совершенно случайно. Необходимо провести открытое обсуждение, поддерживают ли жители района идею об организации промысла на нерестовых водоёмах. Уверен, что мнение будет однозначным. Лично я, мои друзья, многочисленные знакомые не одобряем этого варварства.
Обращение против любительского и спортивного рыболовства на нерестилищах подписали сотни жителей района. Решительно осудила акцию Ассоциация рыбопромышленников Усть-Камчатского района. Поднялись депутаты и руководство района. Общая цель у всех – спасение лососёвых нерестилищ.
– Нас поддерживает председатель Законодательного собрания Б.А.Невзоров, – говорит глава района Ю.Б.Ковтун. – Надеемся, что тревогу населения района разделит губернатор края, и мы сумеем исправить эту ошибку, пока не поздно.
Для сведения:
Озеро Двухъюрточное имеет статус памятника природы как уникальный природный объект, нуждающийся в особой охране государства. Основной целью объявления природных объектов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии. В бассейне оз. Двухъюрточное воспроизводится локальное стадо нерки, составляющее от 3 до 6 % всей нерки р. Камчатка. В озере нерестятся рыбы двух сезонных рас этого вида – ранней (весенней) и поздней (летней) нерки. Предлагается вести лов тихоокеанских лососей и других видов рыб на спиннинг и удочку.
Нас услышат?
Нас должны услышать – так считают большинство людей в районе. – Иначе власти никакой веры не будет, – считает мастер рыбного производства Н. Яресь. – Сегодня раздадут участки, завтра вырежут рыбу, послезавтра Усть-Камчатска не станет.
Вспомним, что свою позицию в отношении лососёвых «роддомов» население Усть-Камчатского района высказало на референдуме в 2005 году. 75 % жителей подержали идею создания особо охраняемых природных территорий в бассейне рек Хапица и Еловка. Документально этот проект так и остался незавершённым. Что и даёт сегодня возможность вырезать лосося в нерестовых речках по-живому.
Будем бить во все колокола, обращаться во все инстанции, чтобы сберечь нерестилища и лосось для будущих поколений. Невозможно, чтобы не услышали мнение стольких людей, которым дорог Усть-Камчатский район и не безразлично, каким будет завтрашний день этой части Камчатского края.