Газета «Рыбак Камчатки»

Селянам уже «подмогли», теперь очередь рыбаков?

Ещё 27 января Росрыболовство и Росагролизинг подписали соглашение о сотрудничестве, согласно которому ОАО «Росагролизинг» с 2009 года начинает поставки технологического оборудования для хранения и переработки рыбной продукции на следующих условиях: авансовый платёж установлен в размере 10%, срок лизинга – 5 лет, процентная ставка – 4,3% годовых, удорожание (увеличение стоимости предмета лизинга в год в процентах по отношению к его первоначальной закупочной цене) – 2,4%, периодичность платежей – ежеквартально, гарантийное обеспечение – не менее суммы 3-х годовых платежей.

Этому событию предшествовало совещание, на котором руководством обеих организаций были выработаны основные методические подходы по заключению договоров лизинга с организациями рыбохозяйственного комплекса. Особое внимание было уделено критериям отбора предприятий и формированию перечня инвестиционных проектов для их реализации по системе федерального лизинга.

– Подписанное соглашение имеет принципиальное значение для устойчивого развития производственного потенциала рыбохозяйственного комплекса РФ. Использование лизинга приведёт к перспективному росту объёмов качественной и конкурентоспособной рыбной продукции, – подчеркнула Елена Скрынник, тогдашний руководитель Росагролизинга.

Информация о соглашении и возможности заключения договоров лизинга камчатскими рыбными компаниями была размещена на сайте краевого правительства. Рядовая, в общем-то, информация, и на первый взгляд казалось, что ничего «горяченького» для журналиста в ней нет.

Но когда я решила ближе ознакомиться с деятельностью ОАО «Росагролизинг», выяснилось много любопытного.

Почём фунт лизинга?

Для начала давайте разберёмся, что собственно это такое – «лизинг»?

ЛИЗИНГ (англ. leasing — аренда) — долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. Осуществляется на основе долгосрочного договора между лизинговой компанией (лизингодателем), приобретающей оборудование за свой счёт и сдающей его в аренду на несколько лет, и фирмой-арендатором (лизингополучателем), которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества. После истечения срока действия договора арендатор либо возвращает имущество лизинговой компании, либо продлевает срок действия договора (заключает новый договор), либо выкупает имущество по остаточной стоимости.

Стоимость лизинговой сделки зависит от нескольких факторов: вида имущества, условий поставок, необходимости монтажа оборудования. В свою очередь, структура лизинговых платежей складывается из возмещения стоимости оборудования (амортизации), процентов по привлечённым ресурсам для финансирования сделки (банковского или коммерческого кредита, облигационных займов, векселей), налога на добавленную стоимость и платы лизингодателю за предоставленную услугу — маржи.

В каждой сделке заложен риск неисполнения обязательств со стороны лизингополучателя, а поскольку лизинговая компания выступает непосредственным покупателем оборудования, она должна иметь возможность в случае чего реализовать предмет лизинга. Величина маржи в числе прочего зависит от вида и специфики оборудования. Если это распространённый и массовый вид техники, к примеру, грузовой транспорт, маржа будет минимальной. При приобретении уникального дорогостоящего оборудования клиенту придётся заплатить большую сумму.

По-настоящему весомая статья лизинговых платежей — проценты по банковскому кредиту, который берёт лизинговая компания для покупки предмета лизинга. Опытный лизингодатель, как правило, сотрудничает с одними и теми же банками и получает тем самым более долгосрочные и дешёвые ресурсы. Новичкам в этом отношении сложнее: для них нет преференций, а значит, стоимость сделки может быть выше.

Следующая составляющая цены сделки — величина аванса. Сегодня она колеблется в пределах 10-30 % от первоначальной стоимости приобретаемого оборудования. Естественно, чем больше аванс, тем меньше размер последующих выплат, а значит, и общее удорожание предмета лизинга.

Прокати нас, Алёша, на тракторе

Теперь давайте узнаем больше о компании, решившей с помощью основного инструмента своей деятельности поднять конкурентоспособность отечественной рыбной промышленности на небывалую высоту.

Создана она была в 2001 году с подачи министра сельского хозяйства А. Гордеева, «прижавшего» при этом все остальные лизинговые компании.

Для чего вообще создавался Росагролизинг? Идея была такова: чтобы вырастить и собрать хороший урожай, производителям сельхозпродукции нужна техника. А она – дорогая и в условиях рыночного хозяйства крестьянам практически недоступна. Трактор стоит порядка 30-60 тысяч долларов. И поэтому покупают его обычно по системе лизинга. Финансовая компания приобретает технику у производителя и передаёт сельским хозяйствам, получая деньги за неё в рассрочку. С процентами, естественно. Называется сей процесс – долгосрочные инвестиции.

Частным российским финансистам пока такая схема не очень выгодна.

Вот и решило государство – создать госкомпанию, давать ей деньги из бюджета. Она будет у наших машиностроителей технику покупать, передавать крестьянам. Те за неё годами расплачиваться. Все расчёты – через Госбанк. И таким образом укрепятся сразу несколько отраслей отечественного производства.

21 декабря 2001 года на счёт Росагролизинга поступили первые большие бюджетные деньги – 5 миллиардов рублей. В тот же день место генерального директора этой государственной компании заняла Елена Борисовна Скрынник – человек министру Гордееву не посторонний: они вместе учились в академии народного хозяйства при правительстве России. Только Скрынник окончила её в 1991 году, а Гордеев – в 1992-м. По образованию Елена Скрынник – кардиолог; руководила собственной фирмой «Медлизинг», помогала закупать медтехнику для организаций министерства здравоохранения.

Вот ещё совпадение – как и Алексей Гордеев, по совместительству – председатель совета директоров открытого акционерного общества «Росагролизинг», – Елена Борисовна родилась в Челябинске.

Кручу, верчу, наварить хочу

Про «предприимчивость» г-жи Скрынник и её умение прокручивать бюджетные деньги злые журналисты написали уже немало статей.

В частности, в вину Елене Борисовне ставили тот факт, что непременным условием сотрудничества любой организации с Росагролизингом было открытие дополнительного счёта в коммерческом Академхимбанке (ныне Конверсбанк-Москва).

5 миллиардов бюджетных средств, поступившие на счёт Росагролизинга, были Еленой Борисовной распределены между поставщиками техники – российскими машиностроительными компаниями – и зачислены на их счета в государственных банках. А после этого переведены на счета в коммерческом Академхимбанке и выдавались в виде кредитов под 20 % годовых. За 2002-2003 гг. ТД Ростсельмаш переложил в Академхимбанк 1,4 миллиарда бюджетных рублей, ОАО «Красноярский комбайновый завод» – 1,2 миллиарда, ЗАО «Петербургский тракторный завод» – 230 миллионов, ЗАО «Волгоградский тракторный завод» – 250 миллионов рублей. А техники при этом у машиностроителей забрали и передали крестьянам меньше. У кого отоварились на 95 % от сумм, у кого на 30 %.

Вот строки из акта проверки деятельности компании мадам Скрынник Счётной палатой: «…анализ лизинговых операций показывает, что при передаче сельскохозяйственной техники лизингополучателям на условиях финансовой аренды (лизинга) стоимость для комбайнов и тракторов со сроком лизинга 5 лет по сравнению со стоимостью на заводе-изготовителе (без транспортных расходов) увеличивается на 38,9 % (23,1 % из них предназначены для лизинговой компании)». Неплохо, правда?

Следующая схема была более тонкой.

Импортная техника бралась у иностранных производителей в кредит, который сами же они и предоставляли (скажем, по линии американского Эксимбанка или немецкого агентства Hermes). Потом все эти несметные шеренги тракторов, прицепов, сеялок и веялок расходились по всей России через необъятную сбытовую сеть Росагролизинга. А тот имел на этом свой стабильный и весомый гешефт.

А как же отечественные производители сельхозтехники? Если помните, Росагролизинг изначально создавался для укрепления отечественного сельскохозяйственного машиностроения. Но когда речь идёт о больших деньгах, кто вспоминает о светлых идеях?

От перемены мест слагаемых мало что меняется?

Сейчас Е. Б. Скрынник уже не генеральный директор ОАО «Росагролизинг». Несмотря на «шалости» с прокручиванием бюджетных денежек, её сочли достойной стать министром сельского хозяйства. Впрочем, окончательно Елена Борисовна связи с родной компанией не лишилась, она осталась членом совета директоров. А председателем в нём 12 декабря 2008 года был избран – кто бы вы думали? Первый заместитель председателя правительства РФ Виктор Зубков.

Буквально на днях 20 миллиардов рублей на кредитование российских рыбопромышленников выделило правительство страны. Об этом на совещании с представителями рыбодобывающих и перерабатывающих компаний страны заявил вице-премьер Виктор Зубков. В условиях кризиса правительством принято решение направить 20 миллиардов рублей Россельхозбанку. Эти деньги пойдут на снижение кредитной ставки для рыбных предприятий. Взять кредит они смогут под 13 % годовых. Цели кредитования – это развитие производства, более полная переработка морских ресурсов и приобретение до 1 января 2010 года рыболовных судов. Вкупе со словами Е. А. Скрынник, приведёнными в начале статьи, вам это ничего не напоминает?

Людмила ПЛЕТНЕВА.