Тонуть стали меньшеВыявлено 199 нарушений законодательства, 36 человек привлечено к дисциплинарной ответственности, возбуждено 58 административных дел, подано 16 исков в суд. Таковы итоги работы за прошедшие 6 месяцев сотрудников Камчатской транспортной прокуратуры, осуществляющих надзор за безопасностью мореплавания. |
Как рассказал помощник Камчатского транспортного прокурора И.А. Нецвет, эти данные несколько выше, чем за аналогичный период прошлого года.
Одним из показателей безопасности мореплавания является аварийность на флоте. За 6 месяцев 2009 года произошло 6 аварийных случаев на камчатских судах. Было зафиксировано 4 поломки главных двигателей, один раз судно намотало на винт плававшие в волнах снасти. И только один случай был квалифицирован как «кораблекрушение». Это произошло 2 апреля. МРТК-316 (принадлежавший камчатской компании ООО «Вивон») ранним утром возвращался с промысла в Петропавловск. Капитан ушёл отдыхать, оставив на мостике нести вахту старпома, у которого на тот момент не имелось подтверждения действия диплома на занятие данной должности. В результате в 5 часов утра при подходе в район мыса Безымянный траулер выскочил на мель. Экипаж из 8 человек был благополучно эвакуирован. Но МРТК повезло меньше – у подошедшего для оказания помощи буксира не хватило мощности сразу снять его с мели. В последствии в результате неблагоприятных погодных условий траулер волнами выбросило на камни, где он и раскололся на части. Камчатской транспортной прокуратурой тщательно изучаются материалы расследования каждого аварийного случая, и при наличии оснований принимаются меры для привлечения виновных лиц к ответственности.
Конечно, хотелось бы, чтобы это происшествие так и осталось единственным. Но впереди, говорит И.А. Нецвет, Камчатку ждёт период осеннее-зимних штормов – опасное время для находящихся у полуострова судов. Опасность может им грозить даже у причала. Именно так в марте этого года затонул у пирса мехзавода приморский «Базальт», брошенный экипажем. Помимо того, что торчащие из воды мачты и надстройка «утопленника» создавали угрозу безопасности мореплавания и мешали нормальной работе порта, так ещё из него вылилось топливо. Рассчитанный Росприроднадзором ущерб от этого разлива составил более 2 млн. руб., которые по иску Камчатского транспортного прокурора, направленному в Ленинский районный суд г. Владивостока, и должна выплатить компания-судовладелец, находящаяся во Владивостоке. Таких судов, брошенных экипажами у причалов Петропавловского порта – чуть менее десятка. В основном они имеют камчатскую приписку, но есть и «приморцы». В таком состоянии они оказались по разным причинам. К примеру, в компании, которой принадлежит судно, начата процедура банкротства. Денег на содержание, зарплату морякам нет, и экипаж разбегается. Иногда «под траулер» берут кредиты, денег для погашения процентов по кредиту не имеется, в результате судно оказывается «под арестом». Оно стоит у причала, интерес судовладельца к нему теряется. Таковым во время одного из совещаний, посвящённого данной проблеме, было определено место стоянки – бухта Бабия, где и раньше стояли их караваны. Транспортная прокуратура обращается в суды с требованием обязать владельцев брошенных морских судов принять меры по обеспечению их безопасной стоянки. В случае если судовладельцы добровольно не исполнят данные требования, суда в последствии будут отбуксированы на мелководье бухты Бабия, где будут находиться до решения вопроса об их дальнейшей судьбе.
Ещё одна проблема, которая обострилась в этом полугодии – перевозка людей на побережье Камчатки на судах, не приспособленных к этому. Последний выявленный случай – когда в трюме транспортного рефрижератора «Снабженец-1» 56 человек пытались добраться до Апуки. Естественно, ни о каких человеческих условиях перевозки пассажиров и наличии достаточных средств спасения в данном случае говорить не приходится. По материалам следствия, рассказал И.А. Нецвет, возбуждено уголовное дело. Сама компания, которой принадлежало судно, по заявлению Камчатского транспортного прокурора, направленному в Арбитражный суд Камчатского края, должна выплатить штраф за нарушение требований лицензионного законодательства в размере 30 000 руб. Для предотвращения подобных нарушений, в морском порту Петропавловска разработана схема, при которой готовое к выходу в море судно швартуется к причалу для проверки и оформления отхода. Здесь его на наличие «зайцев» проверяют инспекторы, ставят печать в судовой роли, и после этого оно уходит в рейс. Но такое происходит не только когда оно идёт из Петропавловска на побережье. Из прибрежных посёлков таким же образом люди пытаются добраться до краевой столицы. Как говорит И.А. Нецвет, система контроля за незаконными пассажирскими перевозками в настоящее время ужесточена. Транспортная прокуратура, правительство края и администрация морского порта этому вопросу уделяет большое внимание.
Не менее важным вопросом является и контроль за маломерными судами, особенно сейчас, в разгар навигации. В последние 1,5 года на акваториях Камчатки не было чрезвычайных происшествий с лодками и мотоботами, в результате которых бы погибли люди. Во многом это происходит благодаря работе госинспекции по маломерным судам, которая в полной мере осуществляет контроль за тем, чтобы их владельцы прошли обучение, получили регистрационные документы, имели спасательные жилеты. Специалисты Камчатской транспортной прокуратуры, тем не менее, будут держать использование маломерных судов камчатцами на контроле.
В ведении этого учреждения не только вопросы безопасности мореплавания, но и исполнения трудового законодательства и охраны труда, в том числе и выплата зарплаты морякам. В последнее время в Приморье обострилась проблема её выплаты российским морякам, работающим на судах под иностранными флагами. Для организации работы по своевременному выявлению иностранных работодателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы членам экипажей судов, заходящих в порт Петропавловск-Камчатский и принятию действенных мер по взысканию задолженности, Камчатской транспортной прокуратурой в июле проведено межведомственное совещание с участием Капитана морского порта Петропавловск-Камчатский, представителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае, а также представителей профсоюзных организаций Камчатского края.
Сейчас, по словам И.А. Нецвета, проблем с выплатой заработанных денег работникам морских компаний практически нет. Прокуратура всегда готова помочь морякам повлиять на несознательных работодателей, оставляющих их без денег. Тем более, что у неё для этого есть серьёзные законодательные рычаги.
Камчатская транспортная прокуратура осуществляет надзор и за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности на поднадзорных объектах воздушного и морского транспорта, а также в таможенных органах. Сюда можно направить обращения по поводу принятия органами власти незаконных правовых актов, ущемляющих права предпринимателей, либо пожаловаться на незаконное вмешательство в их деятельность, в том числе и на введение не предусмотренных законом процедур и запретов, сборов и платежей. Здесь постоянно собирается общественный совет, на котором руководители авиа- и морских предприятий обсуждают вопросы защиты прав представителей малого и среднего бизнеса при взаимодействии с органами государственной власти.